Часть 4. Флуктуация нравственно-правового сознания. основание утверждать, что один из этих типов сам по себе связан с большей или меньшей тяжестью наказания

основание утверждать, что один из этих типов сам по себе связан с большей или меньшей тяжестью наказания. С неко­торой оговоркой относительная суровость и количество на­казаний зависят не столько от преобладающего типа куль­туры, в которой действует кодекс, сколько от того, как глубоко он укоренен и достаточно ли обоснован. Когда тот или иной тип глубоко укоренен и обоснован, наказания ста­новятся мягче, когда же он находится в состоянии измене­ния, будучи только что введенным или начиная распадать­ся, кривая наказания идет вверх, и чем резче изменение, тем она ярче выражена. Этим объясняется, почему кривая на­казания шла вверх при переходе от чувственной формы к идеациональной (начиная с III в. н. э. и в последующие века) или от идеациональной к чувственной начиная с XIII в. и вплоть до XVII в. Если нет других нарушающих факторов, то каждая из этих культур, по мере того как все больше кристаллизуется тип ее социальных отношений и системы ценностей, имеет тенденцию ко все большему уменьшению наказаний как в количественном, так и в качественном от­ношениях. Подобная тенденция наблюдалась с XVII до на­чала XX в., когда, исключая кратковременные флуктуации, кривая снижалась.

Таков общий ответ на этот вопрос. Одну оговорку, тем не менее, надо сделать. Возможно, что в целом идеациональное уголовное право стремится вообще быть значительно более суровым и строгим, чем нормальное чувственное уголовное право (но не чувственное право в период кризиса, которое склоняется к чрезмерной грубости, жестокости, строгости и почти дикости). Тому есть несколько причин. Во-первых, тре­бования идеациональной культуры и ее законов к поведению человека в целом более высокие и менее свободные и терпи­мые, чем требования чувственного права. Первые стремятся к высокому уровню нравственного поведения, допускают меньший оппортунизм, препятствуют большему числу есте­ственных проявлений чувственного человека, чем оппорту­нистически-утилитаристское право. Таким образом, каратель­ное давление идеационального уголовного права значительно сильнее и должно быть сильнее, чем давление чисто чувствен­ного уголовного права. Без такого давления оно едва ли бы справилось даже с минимумом своих задач. Во-вторых, идеа-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: