Каждый из нас является гражданином государства, членом семьи, принадлежит к какой-то религиозной группе (в том числе и атеистическим сообществам), к определенной национальности, состоит членом политической партии и многих ассоциаций и общественных организаций, каждая из которых отличается от государства и все они отличаются друг от друга. При таких условиях включение новых взаимоотношений в государственную систему (что усиливает государственный контроль) или исключение из нее некоторых отношений, которые ранее были ее частью, не обязательно означает ограничение или, наоборот, увеличение свободного выбора для индивида. В большинстве случаев речь идет о переносе соответствующих отношений из одной социальной системы в другую. Когда феодальное государство утратило некоторые входившие в его систему социальные отношения, они были приобретены другими социальными системами (в частности, церковью, рыцарскими орденами, сословием феодалов и т. п.) и стали контролироваться и регулироваться этими негосударственными организациями, а вовсе не оказались представленными на «свободный выбор индивида».
Если регистрация браков, рождений, смертей и разводов во многих случаях изымались из ведения религиозных организаций (особенно после Французской революции), то эти отношения не оставались вовсе бесконтрольными. В большинстве западных стран они начинали регистрироваться, регулироваться и контролироваться государством, другими словами, перешли из регулятивной системы религиозной группы в систему государственную. Подобные переходы, или «миграция», социальных отношений из одной социальной системы в другую — явление довольно частое и нормальное. В умеренной форме это движение происходит среди любого населения, причем почти постоянно. Скажем, запрещение алкогольных напитков, которое раньше регулировалось негосударственными социальными группами, включается в государственную систему и регулируется государством; через какое-то время исключается из государственной системы отношений и начинает регулироваться другими социальными группами (семьей, церковью, профессиональным союзом, различными обществами трезвости и т. п.). Это происходит с большим числом социальных отношений. В некоторые периоды подобная «миграция» приобретает массовый характер, напоминая землетрясение, значительная совокупность отношений внезапно и целиком переходит от одной социальной
30. Флуктуация количественных аспектов общественных отношений 659
системы к другой — например, периоды так называемых великих революций. Во время Французской, Испанской, Русской и многих других революций большая часть отношений, ранее контролировавшихся церковью, сразу же перешла под контроль революционно-государственного правительства. С началом Средних веков многие отношения, которые являлись «фибрами» римской государственной системы, были у нее изъяты и переданы христианско-церковной социальной системе. Социальные отношения в области брака и развода, рождения и смерти, образования, досуга и развлечений, религии — фактически во всех сферах жизни — часто переходили из одной социальной системы в другую. Религия в определенный период Средних веков и после Аугсбургского соглашения была включена в государственную систему (cuius regio, eius religio)43; после провозглашения «свободы вероисповедания» ее вывели из-под государственного контроля и передали в ведение других социальных систем. Взаимоотношения между преступником и его жертвой в так называемый родоплеменной период зачастую были не частью государственной системы, а делом «самовозмещения» со стороны жертвы и его семейства или клана. Затем оно переместилось в государственную систему; самовозмещение было запрещено, и государственное правительство взяло на себя контроль и регулирование этого отношения. В так называемом капиталистическом обществе большинство экономических отношений между работниками и работодателями в области производства, распределения и потребления не входит в государственную систему; они контролируются производственными корпорациями, ассоциациями, союзами, в том числе семьей и Церковью. Самыми существенными особенностями социалистических, коммунистических и других тоталитарных государственных систем в настоящее время являются «национализация», «социализация» или «этатизация»44 большей части экономических отношений. Они переведены в государственную систему и контролируются государственным правительством либо во всех сферах, как при советском режиме, либо в большинстве из них, как в других современных тоталитарных системах. Все тоталитарные правительства контролируют и регулируют главные отношения в сфере производства, распределения и потребления; в области взаимоотношений работодателей и Наемных рабочих, в области цен, экспорта-импорта, денег, банковской деятельности и т. д.