Часть 5. Типы и флуктуации систем социальных отношений. Каждый из нас является гражданином государства, членом семьи, принадлежит к какой-то религиозной группе (в том чис­ле и атеистическим сообществам)

Каждый из нас является гражданином государства, членом семьи, принадлежит к какой-то религиозной группе (в том чис­ле и атеистическим сообществам), к определенной националь­ности, состоит членом политической партии и многих ассоциа­ций и общественных организаций, каждая из которых отличается от государства и все они отличаются друг от друга. При таких условиях включение новых взаимоотношений в государственную систему (что усиливает государственный кон­троль) или исключение из нее некоторых отношений, которые ранее были ее частью, не обязательно означает ограничение или, наоборот, увеличение свободного выбора для индивида. В боль­шинстве случаев речь идет о переносе соответствующих отно­шений из одной социальной системы в другую. Когда феодальное государство утратило некоторые входившие в его систему соци­альные отношения, они были приобретены другими социальны­ми системами (в частности, церковью, рыцарскими орденами, сословием феодалов и т. п.) и стали контролироваться и регули­роваться этими негосударственными организациями, а вовсе не оказались представленными на «свободный выбор индивида».

Если регистрация браков, рождений, смертей и разводов во многих случаях изымались из ведения религиозных организаций (особенно после Французской революции), то эти отношения не оставались вовсе бесконтрольными. В большинстве западных стран они начинали регистрироваться, регулироваться и контро­лироваться государством, другими словами, перешли из регуля­тивной системы религиозной группы в систему государственную. Подобные переходы, или «миграция», социальных отноше­ний из одной социальной системы в другую — явление доволь­но частое и нормальное. В умеренной форме это движение про­исходит среди любого населения, причем почти постоянно. Скажем, запрещение алкогольных напитков, которое раньше регулировалось негосударственными социальными группами, включается в государственную систему и регулируется государ­ством; через какое-то время исключается из государственной системы отношений и начинает регулироваться другими соци­альными группами (семьей, церковью, профессиональным со­юзом, различными обществами трезвости и т. п.). Это происхо­дит с большим числом социальных отношений. В некоторые периоды подобная «миграция» приобретает массовый харак­тер, напоминая землетрясение, значительная совокупность от­ношений внезапно и целиком переходит от одной социальной

30. Флуктуация количественных аспектов общественных отношений 659

системы к другой — например, периоды так называемых вели­ких революций. Во время Французской, Испанской, Русской и многих других революций большая часть отношений, ранее контролировавшихся церковью, сразу же перешла под контроль революционно-государственного правительства. С началом Средних веков многие отношения, которые являлись «фибра­ми» римской государственной системы, были у нее изъяты и пе­реданы христианско-церковной социальной системе. Соци­альные отношения в области брака и развода, рождения и смерти, образования, досуга и развлечений, религии — факти­чески во всех сферах жизни — часто переходили из одной соци­альной системы в другую. Религия в определенный период Сред­них веков и после Аугсбургского соглашения была включена в государственную систему (cuius regio, eius religio)43; после провоз­глашения «свободы вероисповедания» ее вывели из-под государ­ственного контроля и передали в ведение других социальных си­стем. Взаимоотношения между преступником и его жертвой в так называемый родоплеменной период зачастую были не час­тью государственной системы, а делом «самовозмещения» со стороны жертвы и его семейства или клана. Затем оно перемес­тилось в государственную систему; самовозмещение было зап­рещено, и государственное правительство взяло на себя конт­роль и регулирование этого отношения. В так называемом капиталистическом обществе большинство экономических от­ношений между работниками и работодателями в области про­изводства, распределения и потребления не входит в государствен­ную систему; они контролируются производственными корпорациями, ассоциациями, союзами, в том числе семьей и Церковью. Самыми существенными особенностями социалис­тических, коммунистических и других тоталитарных государ­ственных систем в настоящее время являются «национализа­ция», «социализация» или «этатизация»44 большей части экономических отношений. Они переведены в государственную систему и контролируются государственным правительством либо во всех сферах, как при советском режиме, либо в боль­шинстве из них, как в других современных тоталитарных систе­мах. Все тоталитарные правительства контролируют и регули­руют главные отношения в сфере производства, распределения и потребления; в области взаимоотношений работодателей и Наемных рабочих, в области цен, экспорта-импорта, денег, бан­ковской деятельности и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: