Приведенные примеры дают достаточно ясное представление о миграции, перемещении или «мобильности» социальных отношений из одной социальной системы в другую. Это один из важнейших и вечных социальных процессов.
1) Если считать, что совокупность социальных взаимоотношений между составными единицами данного населения является постоянной величиной, то тогда чем больше часть отношений, которые составляют фибры сети данной социальной системы — например, государства, — тем меньше часть, составляющая фибры сети других социальных систем. Если государство тоталитарное и правительство стремится контролировать большую часть социальных отношений между гражданами, то на долю других негосударственных групп населения остается малая доля отношений, которые они могут регулировать. Их сеть в таком случае тонкая и редкая; их контролю и регулированию подлежит лишь несколько вопросов.
2) Сеть взаимоотношений любой организованной социальной системы не остается в течение времени неизменной — ни в количественном, ни в качественном отношениях.
|
|
3) Иногда сети малых социальных групп становятся настолько тонкими, что в их системе остается всего несколько, а то и вовсе не остается никаких социальных отношений. Такая ситуация знаменует конец существования подобных групп как организованной социальной системы.
4) В преимущественно идеациональной культуре идеацио-нальные социальные системы (такие как церковь) «распухают» в количественном отношении и включают в себя большую часть качественно важных отношений. В преимущественно чувственной культуре подобные изменения претерпевают такие чувственные социальные системы, как государство, экономические и другие организации сугубо утилитарного свойства.
5) Все вышеизложенное означает, что в социальной жизни идет постоянный процесс миграции социальных отношений из одной системы в другую.
6) Интенсивность этой миграции меняется. В одни периоды перемещаются лишь несколько социальных отношений и, следовательно» структура и конфигурация социальных систем остаются почти неизменными. В другие — миграция социальных отношений становится стремительной и крупномасштабной. Внезапная и массовая миграция ведет к: а) разрушению многих социальных систем; Ь) глубокому преобразованию
30. Флуктуация количественных аспектов общественных отношений 661
других социальных систем, вызванному тем, что из их сети выбывает ряд одних отношений и включается ряд новых.
Такие периоды отмечены существенным изменением институциональных и структурных аспектов общества, которое испытывает своего рода землетрясение, разрушающее его предыдущий порядок. В ходе социальных, политических, экономических, религиозных и других революций наблюдаются массовые миграции социальных отношений из одной социальной системы в другую. Мы еще столкнемся с этим явлением в одной из последующих частей настоящей работы, посвященной динамике внутренних беспорядков.
|
|
7) У этих флуктуации — если речь идет о крупных и фундаментальных социальных системах: большом государстве, мировой религии, нации, профессиональной организации, семье (не отдельной семье, а совокупности семей одного и того же типа) и т. д. — есть пределы; никакая группа не может стать абсолютно тоталитарной и полностью вытеснить остальные. В процессе расширения данной системы всегда наступает момент насыщения, дальше которого она идти не может, а если и попытается, то вскоре ее ждет провал.
В совокупности, состоящей из наиболее могущественных социальных систем (церкви, государства, семьи, рода занятий, нации или даже расы, политических партий и т. д.), относительная сила и тоталитаризм каждой группы не остается постоянной ни в рамках одного и того же общества, ни в разных обществах. Она флуктуирует. В какое-то время, например в Средние века, церковь может быть самой могущественной группой, в другое — как сейчас — ее власть и всеохватность снижаются, а государства, наоборот, растут. Так же обстоит дело с про<К,:сиональ-ными системами, роль которых особенно велика, •- семейными, кровнородственными, национальными и другими группами. Таким образом, мы видим, что происходят чрезвы £айно важные миграции социальных отношений, количественно-качественная флуктуация сети социальных отношений в данной социальной системе; периоды порядка и беспорядка в истории данного общества сменяют друг друга.
Все вышеизложенное дает представление о качественной и количественной флуктуации систем социальных отношений; о том, насколько сильно — в своих флуктуациях — они зависят от наших главных переменных и в какой мере независимы от них. Следующая глава добавит к этой картине кое-какие штрихи.