A. Экономическая ситуация, в которой живут страны и народы (или любые другие большие и малые социальные системы), если рассматривать ее с чувственной точки зрения (в том смысле, в каком этот термин понимается в данной работе), не остается неизменной, но и не обнаруживает постоянной тенденции к улучшению — она флуктуирует, становясь то лучше, то хуже.
B. Существуют краткосрочные и долговременные флуктуации.
C. Долговременные тенденции отчасти, возможно, вызваны вмешательством «случайных» факторов, внешних по отношению к социальной системе, но в то же время они обнаруживают явную связь с усилением и упадком основных разновидностей интегрированной культуры и с имманентными следствиями, порожденными каждым типом культуры в ходе его развития.
D. В силу упомянутых выше причин преимущественно идеа-циональные общества обнаруживают тенденцию существовать в экономических условиях, уровень которых ниже (с чувственной точки зрения), чем уровень культур преимущественно чувственных. Периоды, когда идеациональная культура начинает клониться к упадку, а чувственная — усиливаться, отмечены начинающимся улучшением экономической ситуации социальной системы в целом (но не обязательно во всех ее частях). Экономический подъем продолжается и в период идеалистической или смешанной культуры, во время которой достигает больших вершин, однако самые высокие уровни наблюдаются во времена полного развития чувственной культуры, как раз перед ее последующим упадком. Когда культура окончательно достигает зрелости, она неизбежно начинает порождать обстоятельства («имманентные следствия»), которые действуют как против чувственной культуры в целом, так и против экономического благосостояния, считающегося одной из главных ее ценностей. Действие этих сил, проявляющееся даже в периоды высшего развития чувственной культуры, ведет ее к упадку. Таковы общие тенденции в области взаимосвязей между флуктуациями экономических условий и флуктуациями основных типов культуры. Этих взаимосвязей нет там, где нет интеграции культуры в целом или где культура отделена от своей экономической составляющей. Эти связи могут быть (по крайней мере, на время) прерваны вторжением случайных внешних сил, таких как чума, голод, война. Они могут быть нарушены и действием имманентных последствий каждой культуры. Но несмотря на влияние всех
|
|
31. Флуктуация экономических условий 667
подобных обстоятельств, установленные нами связи несомненно существовали в истории Греции, Рима и Западной Европы, хотя и не всегда в полном и совершенном виде.
|
|
Наличие этих связей объясняется радикальным различием в ментальности и даже в поведении носителей чувственной и идеа-циональной культуры, различием, которое, в свою очередь, порождено резким контрастом между всей системой идеациональ-ных и чувственных ценностей и особенно — ценностей экономических. В условиях идеациональной культуры отношение к экономике либо негативное, либо индифферентное, в лучшем случае она допускается как меньшее из зол в рамках самой ограниченной необходимости. В чувственной системе это или основная ценность, или одна из главнейших. Поэтому идеацио-нальное общество уделяет гораздо меньше внимания и энергии для достижения экономического благосостояния, чем общество чувственное, и, в отличие от него, не достигает в этом отношении столь высоких результатов.
Причина сравнительно высокого уровня экономического процветания в период идеалистической культуры тоже вполне понятна. Это период, когда можно наслаждаться плодами высокой экономической эффективности и вместе с тем когда еще нет (или почти нет) разрушительных имманентных сил, порождаемых высокоразвитой господствующей чувственной культурой. Эти силы пребывают лишь в своей начальной стадии и к тому же находятся под контролем «запретов» (религиозных, моральных, юридических и прочих) идеациональной культуры, которая все еще столь же действенна, жизненна и сильна, как и чувственная составляющая.
E. Что касается флуктуации экономических уо-сиАй жизни разных слоев населения в рамках одной и той же системы, то описываемые ими кривые не всегда совпадают. кгирыс экономического благосостояния одних классов могут идти вверх, а Других опускаться. Даже в периоды стремительного и ощутимого экономического подъема или упадка, когда большинство Движется в одном и том же направлении, — отсюда стремительное улучшение или ухудшение состояния социальной системы в целом — всегда есть один или несколько слоев, которые оказываются по сравнению с остальными в проигрыше или в
выигрыше.
F. В каждом из основных типов культуры имеются один или Несколько классов, являющихся ее главными носителями, про-