Часть 5. Типы и флуктуации систем социальных отношений

A. Экономическая ситуация, в которой живут страны и на­роды (или любые другие большие и малые социальные системы), если рассматривать ее с чувственной точки зрения (в том смыс­ле, в каком этот термин понимается в данной работе), не остает­ся неизменной, но и не обнаруживает постоянной тенденции к улучшению — она флуктуирует, становясь то лучше, то хуже.

B. Существуют краткосрочные и долговременные флуктуа­ции.

C. Долговременные тенденции отчасти, возможно, вызваны вмешательством «случайных» факторов, внешних по отноше­нию к социальной системе, но в то же время они обнаруживают явную связь с усилением и упадком основных разновидностей интегрированной культуры и с имманентными следствиями, порожденными каждым типом культуры в ходе его развития.

D. В силу упомянутых выше причин преимущественно идеа-циональные общества обнаруживают тенденцию существовать в экономических условиях, уровень которых ниже (с чувствен­ной точки зрения), чем уровень культур преимущественно чув­ственных. Периоды, когда идеациональная культура начинает клониться к упадку, а чувственная — усиливаться, отмечены начинающимся улучшением экономической ситуации социаль­ной системы в целом (но не обязательно во всех ее частях). Эко­номический подъем продолжается и в период идеалистической или смешанной культуры, во время которой достигает больших вершин, однако самые высокие уровни наблюдаются во време­на полного развития чувственной культуры, как раз перед ее пос­ледующим упадком. Когда культура окончательно достигает зрелости, она неизбежно начинает порождать обстоятельства («имманентные следствия»), которые действуют как против чув­ственной культуры в целом, так и против экономического бла­госостояния, считающегося одной из главных ее ценностей. Дей­ствие этих сил, проявляющееся даже в периоды высшего развития чувственной культуры, ведет ее к упадку. Таковы об­щие тенденции в области взаимосвязей между флуктуациями экономических условий и флуктуациями основных типов куль­туры. Этих взаимосвязей нет там, где нет интеграции культуры в целом или где культура отделена от своей экономической со­ставляющей. Эти связи могут быть (по крайней мере, на время) прерваны вторжением случайных внешних сил, таких как чума, голод, война. Они могут быть нарушены и действием имманент­ных последствий каждой культуры. Но несмотря на влияние всех

31. Флуктуация экономических условий 667

подобных обстоятельств, установленные нами связи несомнен­но существовали в истории Греции, Рима и Западной Европы, хотя и не всегда в полном и совершенном виде.

Наличие этих связей объясняется радикальным различием в ментальности и даже в поведении носителей чувственной и идеа-циональной культуры, различием, которое, в свою очередь, по­рождено резким контрастом между всей системой идеациональ-ных и чувственных ценностей и особенно — ценностей экономических. В условиях идеациональной культуры отноше­ние к экономике либо негативное, либо индифферентное, в луч­шем случае она допускается как меньшее из зол в рамках самой ограниченной необходимости. В чувственной системе это или основная ценность, или одна из главнейших. Поэтому идеацио-нальное общество уделяет гораздо меньше внимания и энергии для достижения экономического благосостояния, чем общество чувственное, и, в отличие от него, не достигает в этом отноше­нии столь высоких результатов.

Причина сравнительно высокого уровня экономического процветания в период идеалистической культуры тоже вполне понятна. Это период, когда можно наслаждаться плодами вы­сокой экономической эффективности и вместе с тем когда еще нет (или почти нет) разрушительных имманентных сил, порож­даемых высокоразвитой господствующей чувственной культу­рой. Эти силы пребывают лишь в своей начальной стадии и к тому же находятся под контролем «запретов» (религиозных, моральных, юридических и прочих) идеациональной культуры, которая все еще столь же действенна, жизненна и сильна, как и чувственная составляющая.

E. Что касается флуктуации экономических уо-сиАй жизни разных слоев населения в рамках одной и той же системы, то описываемые ими кривые не всегда совпадают. кгирыс эконо­мического благосостояния одних классов могут идти вверх, а Других опускаться. Даже в периоды стремительного и ощути­мого экономического подъема или упадка, когда большинство Движется в одном и том же направлении, — отсюда стреми­тельное улучшение или ухудшение состояния социальной сис­темы в целом — всегда есть один или несколько слоев, которые оказываются по сравнению с остальными в проигрыше или в

выигрыше.

F. В каждом из основных типов культуры имеются один или Несколько классов, являющихся ее главными носителями, про-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: