VI. «эволюция и прогресс» применительно к войне

Л. Как обстояло дело в прошлом? Если мы неприемлем кон­цепции, основанные на идее периодичности и «цикличности» в исследуемой нами области, то еще более решительно должны отвергнуть все «линейные» концепции, господствовавшие с кон­ца XVIII в. и на протяжении всего XIX столетия.

Как мы уже знаем, одной из самых существенных и важных особенностей ментальности XIX в. была вера в «больший и луч­ший» прогресс и фактически предопределенную эволюцию. Боги были упразднены, а их место занял подлинный deus ex machina9 — лишенный разума, механистический или «эмерджентный»|0, ко­торый неизменно ведет мир и человечество ко «все более высоко­му и лучшему» уровеню. Эту догму, разумеется, применяли и к войне, и к внутренним беспорядкам. В сравнительно мирных международных и внутренних условиях XIX — «викторианско­го» и — века вполне естественно было верить, что вечная линей­ная тенденция должна быть обнаружена и в области войны и что эта тенденция непременно должна вести ко все большему сокращению войн до тех пор, пока они окончательно не ис­чезнут; эта же тенденция должна сопровождаться постоян­ным вытеснением насилия из сферы внутреннего прогресса общества.

Описывать такие теории и даже самые лучшие из них — уто­мительно и бесполезно. Я уже сделал это, причем довольно под­робно, в одной из своих предыдущих работ, которая называег-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: