Краткое изложение основных итогов изучения войн. противоположную картину являет собой история Германия

противоположную картину являет собой история Германия. Ее рост — культурный, экономический, политический и междуна­родный — стремительно прогрессировал с XVII по XX в. Осо­бенно велики были ее мощь и влияние в XVTII-XIX вв. И соот­ветственно, мы видим, что ее абсолютные показатели войны неуклонно растут с XVII по XX в. Франция, наверное, обладала наибольшей силой и влиятельностью — как военной, так и куль­турной — в XVII, XVIII и XIX вв. Эти же столетия дают самые высокие показатели войны за всю ее историю. Россия обрела международное признание, а затем и военную мощь при Петре Великом (в конце XVII— начале XVIII в.). Эти столетия — XVII, XVIII и XIX — дают самые большие абсолютные показатели ее военного могущества. Англия достигает высочайшего относи­тельного показателя войны в XVI, XVII и XVIII вв. и в этот же период является великой империей и крупнейшим культурным центром. Военная мощь Польши достигла своего апогея в XVII в., а в XVIII в. пошла на убыль.

Эти факты в какой-то степени подтверждают наши предполо­жения. Логически нетрудно понять, почему именно так и должно быть. Экспансия любой империи, если только она происходит не в малонаселенной местности, каким был американский конти­нент в пору развития Соединенных Штатов, может осуществлять­ся только за счет территории других народов. Чтобы это стало возможным, они должны быть завоеваны, потому что ни один народ не пожелает отдать себя, свое население, территорию и ре­сурсы в качестве подарка другому народу. Поскольку жертва эк­спансии должна быть подчинена и завоевана, это означает вой­ну — единственный реальный способ подчинения. Поэтому, чтобы обеспечить собственный рост, народ-завоевате^.! должен быть сильным и изобретательным. Для того чтобы быть сильным и изобретательным на войне, он должен быть здоровьгм, иметь значительные экономические ресурсы, крепкий внутренний по­рядок, обладать высокими интеллектуальными и моральными ка­чествами, что является таким же важным фактором победы, как и все прочие. В противном случае военное превосходство невоз­можно. Этим объясняется, почему периоды экспансии и возвы­шения той или иной нации нередко совпадают с периодами учас­тившихся войн и биосоциального и культурного процветания страны; почему, с другой стороны, нация слабая и второстепен­ная зачастую становится более миролюбивой. Последнее может быть вызвано либо тем, что нация столь малочисленна и слаба, что не осмеливается напасть на другую и даже сопротивляться

716 Часть 6. Флуктуация войн в системе межгрупповых отношений

внешнему натиску, каким бы несправедливым он ни был, либо тем, что данная нация попала в фактическую зависимость от бо­лее сильной, пользуясь покровительством своего хозяина и за­хватчика, либо, наконец, тем, что такого рода страны по взаим­ному согласию государств-«держиморд» сидят в «золотой клетке нейтралитета» до тех пор, пока эта клетка не будет разрушена более сильными «держимордами». Причины подобного совпаде­ния ясны, и неудивительно, что факты подтверждают это пред­положение. Речь идет о трагедии человеческой культуры и исто­рии, и они действительно были трагичны.

Все теории, которые утверждают, что интенсивное развитие культуры не совместимо с войной, что усиление войн в истории любой нации является несомненным признаком ее упадка, — односторонни. Сколь бы похвальными ни были нравственные и иные мотивы, которые скрываются за этими сладкими теория­ми, факты и логика их опровергают. Но односторонни и проти­воположные теории, примером которых может служить обоб­щение Жозефа де Местра. Вслед за Макиавелли он утверждает:

«Лучшие плоды человеческой природы — искусства, науки, великие предприятия, высокие замыслы» мужественные доброде­тели — особенно процветают во время войны. Известно, что ни­когда нации так не поднимаются к достижимым для себя верши­нам своего величия, как после продолжительных и кровавых войн. Так, сияющей вершиной для греков была ужасная эпоха Пело­поннесской войны м; Августов век последовал сразу же после граж­данских войн и проскрипций15; французский гений был выточен в войнах Лиги и отшлифован Фрондой. Все великие люди века королевы Анны родились при политических потрясениях. Одним словом, можно было бы сказать: кровь есть удобрение того расте­ния, которое называют гением... Я не усматриваю ничего менее мирного, чем века Александра и Перикла, Августа, Льва X и Фран­циска I, Людовика XIV и королевы Анны» 16.

Доля истины, содержащаяся в его утверждении, так же как и в нашем сформулированном выше предположении, хорошо под­крепляется детальным сравнением кривой масштабов войны за исследуемые нами столетия и кривых, которые описывают ди­намику научных открытий, философского и музыкального твор­чества (не говоря о динамике социальных наук и других искусств). Мы видели, что абсолютные и относительные кривые тягот вой­ны в Европе, измеряемых числом потерь, неуклонно шли вверх с XII по XVTI в., после чего относительные показатели снизились в XVIII и XIX вв., а абсолютные — продолжали расти. Кривая до-

33. Краткое изложение основных итогов изучения войн

стижений и естествен но-научных открытий с XIII по XX вв. тоже идет вверх, что, очевидно, вряд ли было бы возможно, если бы война была столь разрушительна для науки и искусства, как это утверждают вышеназванные теории. Отсюда вовсе не вытекает, что война является главной или основной причиной научного про­гресса. Здесь слабость утверждения де Местра. Это совпадение не означает, что великая война есть причина великого расцвета на­уки или, наоборот, что великий расцвет науки и культуры явля­ется причиной великой войны. Оно означает, что и то и другое суть проявления многочисленных, еще более глубоких сил, кото­рые одновременно с великой военной мощью и политическим влиянием созидают великий научный и культурный расцвет.

В этом смысл и причина первого ограничения обсуждаемого предположения. Второе ограничение еще более серьезно. Не вся­кие войны и не всякие великие войны можно рассматривать как проявление избытка или биосоциального и культурного кипения данного общества. Некоторые (хотя, по-видимому, и меньшин­ство) могут быть проявлением упадка и «старости» данного об­щества, конца эпохи в его социокультурной исторической судь­бе и перехода к другой эпохе, не обязательно лучшей или более блестящей, но совершенно отличной от предыдущей. Напри­мер, для Австрии война 1914-1918 гг. едва ли была проявлением переизбытка ее энергии и творческой полноты. Скорее это было последней великой вспышкой яркого факела, который величе­ственно пламенел в течение, по крайней мере, тысячи лет. Для всей Европы мировая война, может быть, тоже была признаком грядущего конца блестящей «эпикурейской культуры», кото­рая величественно расцветала в течение почти шести сотен лет, со времени так называемого Ренессанса и Реформации Л теперь пришла к своему концу, чтобы быть замененной ноиой, столь же отличной от последней, как та, в свою очередь, была отлична от средневековой культуры. Справедлива эта пара,шель или нет, сейчас не имеет значения. Важно то, что такого рода войны сви­детельствуют о проявлении «старости», приближающегося кон­ца политического и социокультурного организма, или конца эпо­хи в его исторической судьбе. С другой стороны, бывают мирные периоды, отмеченные заметным процветанием искусств, науки и культуры.

По этой причине высказанное выше предположение нельзя рассматривать как всеобщее правило; оно имеет серьезные ог­раничения и исключения. Но с этими поправками оно стано­вится более достоверным обобщением, чем большинство линей-

718 Часть 6. Флуктуация войн в системе межгрупповых отношений

ных, циклических, периодических и прочих обсуждаемых тео­рий. В истории нации большинство периодов ее интенсивного развития в политической, социальной, экономической, нрав­ственной и интеллектуальной сферах — то есть самые блестящие периоды ее истории, периоды высшего великолепия, могущества, величия и гения, как правило, являются и периодами наивыс­шего милитаризма и воинственности. Обратное утверждение, однако, менее достоверно. Нельзя утверждать, что всякий пе­риод войны и максимальной воинственности непременно явля­ется и периодом великолепия и процветания.

Эти оговорки делают наше предположение более точным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: