Часть 9. «Почему» и «как» социокультурного измерения. еще более справедливо относительно социокультурной системы: потомки слабоумных не могли бы стать основателями Великой Христианской Церкви или обогатить

еще более справедливо относительно социокультурной системы: потомки слабоумных не могли бы стать основателями Великой Христианской Церкви или обогатить открытиями Королевское научное общество. От бизнесменов нельзя требовать того, что требовалось от монахов раннехристианского монастыря. Чле­ны «Общества любителей вина и женщин» вряд ли похожи на аскетов. От государства нельзя требовать выполнения функций филантропического общества; от людей с университетским об­разованием — образа жизни членов уголовной шайки и т. д. Как только социокультурная система — со всеми ее свойствами, сво­им modus'oM vivendi и modus'oM agendi16 — возникла, она уже содержит в себе предназначенное ей будущее. В каждый момент своего существования и деятельности она создает его, опреде­ляет и формирует его. В этом смысле любая социокультуная система является, по пословице, творцом своей собственной судьбы.

Это не означает отрицания роли внешних условий. Но, как уже было сказано, их функции ограничиваются. Внешние воз­действия могут разрушить систему и тем самым не дать ей реа­лизовать внутренне присущую ей судьбу. Землетрясение, пожар, чума, наводнение, война и другие воздействия среды, внешней по отношению к данной системе — семье, артистическому со­обществу, религиозной секте или политической партии, — мо­гут уничтожить всех или большую часть ее членов, могут их ра­зогнать — короче говоря, могут сотнями различных способов положить конец существованию системы.

Еще чаще внешние условия могут ускорить или затормозить, облегчить или усложнить, усилить или ослабить реализацию внутренних возможностей системы и тем самым ее судьбы. Все это вполне очевидно. И, тем не менее, все это в конечном счете не определяет жизненный путь и фазы развития системы. Нельзя извне системе А (будь то дуб, человек или преступная банда), которой предопределена жизненная судьба В, навязать судьбу совершенно иную, для осуществления которой А не имеет ника­ких потенциальных возможностей.

С. Имманентная самодетерминация как синтез детерминиз­ма и индетерминизма. Предыдущий анализ порождает вопрос: как соотносится принцип имманентного изменения с пробле­мой детерминизмаиндетерминизма7. Является ли этот прин­цип разновидностью детерминизма или индетерминизма? От-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: