еще более справедливо относительно социокультурной системы: потомки слабоумных не могли бы стать основателями Великой Христианской Церкви или обогатить открытиями Королевское научное общество. От бизнесменов нельзя требовать того, что требовалось от монахов раннехристианского монастыря. Члены «Общества любителей вина и женщин» вряд ли похожи на аскетов. От государства нельзя требовать выполнения функций филантропического общества; от людей с университетским образованием — образа жизни членов уголовной шайки и т. д. Как только социокультурная система — со всеми ее свойствами, своим modus'oM vivendi и modus'oM agendi16 — возникла, она уже содержит в себе предназначенное ей будущее. В каждый момент своего существования и деятельности она создает его, определяет и формирует его. В этом смысле любая социокультуная система является, по пословице, творцом своей собственной судьбы.
Это не означает отрицания роли внешних условий. Но, как уже было сказано, их функции ограничиваются. Внешние воздействия могут разрушить систему и тем самым не дать ей реализовать внутренне присущую ей судьбу. Землетрясение, пожар, чума, наводнение, война и другие воздействия среды, внешней по отношению к данной системе — семье, артистическому сообществу, религиозной секте или политической партии, — могут уничтожить всех или большую часть ее членов, могут их разогнать — короче говоря, могут сотнями различных способов положить конец существованию системы.
|
|
Еще чаще внешние условия могут ускорить или затормозить, облегчить или усложнить, усилить или ослабить реализацию внутренних возможностей системы и тем самым ее судьбы. Все это вполне очевидно. И, тем не менее, все это в конечном счете не определяет жизненный путь и фазы развития системы. Нельзя извне системе А (будь то дуб, человек или преступная банда), которой предопределена жизненная судьба В, навязать судьбу совершенно иную, для осуществления которой А не имеет никаких потенциальных возможностей.
С. Имманентная самодетерминация как синтез детерминизма и индетерминизма. Предыдущий анализ порождает вопрос: как соотносится принцип имманентного изменения с проблемой детерминизма — индетерминизма7. Является ли этот принцип разновидностью детерминизма или индетерминизма? От-