Принцип имманентного изменения социокультурных систем. вет таков: он не является разновидностью ни того, ни другого

вет таков: он не является разновидностью ни того, ни другого. Поскольку имманентный принцип подразумевает, что нормаль­ный ход развития и существенные особенности системы в значи­тельной степени определены ее потенциальными возможностями с момента ее возникновения, следовательно, этот принцип — са­модетерминистский. Он также в какой-то степени детерминистс­кий, поскольку признает влияние внешних факторов, когда они вторгаются в пределы «автономии» системы. Считая, однако, что определяющими возможностями системы является она сама и присущие ей свойства, скажем, что детерминизм системы пре­вращается в ее самодетерминацию. Самодетерминацияэто синоним свободы. Когда мы сами определяем что-нибудь, мы чувствуем себя свободными — в особенности же, когда эта са­модетерминация спонтанно исходит от нас как нечто совершен­но естественное и вытекающее из самой нашей натуры. Само­детерминация системы — точно такая же: она коренится в системе, выражает саму ее природу и ее самые существенные по­тенциальные способности. Она спонтанно исходит из самой сис­темы и не может осуществляться иначе. По всем вышеприведен­ным причинам принцип имманентной самодетерминации — это принцип sui generis17, отличный как от детерминизма, так и от индетерминизма. Он отличается от них обоих еще и в том смыс­ле, что само понятие потенциальных возможностей системы, как мы увидим в следующем параграфе, содержит на периферии эле­мент неопределенности и ни в коей мере не означает жесткой необходимости (как было показано выше). Во всех этих аспек­тах принцип имманентного изменения системы подразумевает серьезное ограничение автономности системы всеми внешними воздействиями, а также некую долю неопределенное, fc внутри самой системы — если говорить о реализации ее потенций.

Таков ясный и точный ответ на поставленный вопрос. Он, по-видимому, более адекватен, чем полуистины чистого детерми­низма и чистого интедетерминизма. Установленный нами прин­цип органично и логично соединяет в себе истинные стороны обо­их этих принципов и свободен от их ошибок. Он четко указывает, в каком смысле и до какой степени социокультурная система сво­бодна и в каких отношениях она детерминирована. Применитель­но к человеку и его социокультурному миру наш принцип синте­зирует доктрину «свободной воли» с доктриной детерминизма и «предопределения». В следующем параграфе будет дана еще бо­лее полная характеристика полученного результата.

812 Часть 9. «Почему» и «как» социокультурного измерения

D. Принцип разных степеней самодетерминации и зависимос­ти различных социокультурных, систем. Если любая социокуль­турная система несет в себе причину своего изменения и детерми­нацию своей судьбы, то возникают три вопроса: 1. Имеется ли только один строго определенный и неизменный ход развития системы, осуществляющийся в процессе раскрытия ее потенци­альных возможностей, или же у нее есть несколько вариантов? 2- Является ли граница между самодетерминацией системы и ее зависимостью от внешних условий одинаковой для всех социо­культурных систем или она различна для разных систем? 3. Если она различна, то от каких условий зависит соотношение между самодетерминацией и зависимостью от внешних воздействий?

Ответ на первый вопрос звучит так: роль внешней среды и характер потенциальных возможностей, присущих любой сис­теме, побуждает нас допустить существование некоего запаса (margin) неопределенных возможностей в развитии жизненной судьбы системы. Я говорю о «запасе», а не о полной неопреде­ленности. Такого рода запас означает отрицание фаталистичес­кого и абсолютно детерминированного хода развития системы. Если использовать символическую форму, то этот тезис означа­ет, что данная система А обладает имманентной потенциальной возможностью В, которая должна быть реализована в ходе ее существования. Благодаря факторам среды и запасу потенци­альных второстепенных вариаций, эта возможность В в одном случае может реализоваться в Ва, в другом — в ВЬ, в третьем — в Вс и т. д., вплоть до Вп. В условиях различной внешней среды разница между актуализациями В увеличится.

Теперь обратимся ко второму вопросу: являются ли пределы самодетерминации будущей судьбы одинаковыми для всех социо­культурных систем? Являются ли все социальные и культурные системы равно зависимыми или независимыми от внешних ус­ловий при формировании своей собственной судьбы?

Эта судьба формируется, как мы уже видели, силами, внут­ренне присущими самой системе, а также средой, в которой она существует. Являются ли доли этих обоих «формовщиков» по­стоянными для всех систем?

Степень самодетерминации судьбы зависит, во-первых, от характера социальной или культурной системы, а во-вторых, от характера среды. В-третьих, мы должны далее различать в фор­мировании собственной судьбы системы ее общий и специфичес­кий иммунитет к окружающей среде.

38. Принцип имманентного изменения социокультурных систем 813

Допустим, что мы имеем социальные и культурные системы одного и того же рода, скажем, семью, государство, коммерчес­кое предприятие, философскую или художественную школу.

Е. При прочих равных условиях (в том числе и окружающей среде} однородные социальные и культурные системы обладают тем большей самодетерминацией (и автономностью от окру­жающей среды] в определении своей собственной судьбы, чем выше и качественно лучше их интеграция.

Из этого вытекают следующие утверждения:

1) При прочих равных условиях наименьшая степень самоде­терминации социальных и культурных комплексов наблюдается в неорганизованных социальных группах и культурных конгло-мерациях.

2} При прочих равных условиях, наивысшая степень самоде­терминации свойственна тем социальным и культурным систе­мам, которые в наибольшей степени интегрированы, образуя каузальное и смысловое единство, когда причинная взаимозави­симость компонентов и элементов системы достигает высшей степени, а их взаимоотношения носят максимально солидарный (у людей) и максимально согласующийся (между компонента­ми) характер, когда ни в реальности, ни потенциально нет ника­кого противоречия, никакого Spannung'8, никакого внутренне­го напряжения, антагонизма или конфликта.

Наконец, между этими крайностями находятся промежуточ­ные системы. Это и не скопления и не системы, вполне интегри­рованные. Таковы социальные системы, в которых имеется толь­ко причинная взаимозависимость, но отношения внутри них не вполне солидарны» или же культурные системы, где отношения между элементами в какой-то степени эклектичны, не стишком последовательны и содержат явный или скрытый конфл Акт меж­ду компонентами и внутри каждого из нит;. В таких системах всегда обнаруживается то, что Макс Вебер, М. Шелер и Э. Бар-тель именуют Spannung — своего рода напряжение или латент­ный антагонизм, скрытая трещина или раскол, который, как только появляется вмешательство соответствующих враждеб­ных внешних условий, переходит в открытое расщепление сис­темы 19.

Хочу предупредить: интеграцию или отсутствие ее не следу­ет путать с такими модными понятиями, как «пластичность», «способность приспосабливаться к окружающей среде», «прогрес­сивность» и т. п. Эти термины не являются синонимами высо­кой или низкой степени интеграции.

814 Часть 9. «Почему» и «как» социокультурного измерения

Высоко интегрированная система может быть и жесткой и эластичной по своей структуре и тактике — смотря по обстоя­тельствам; то же самое справедливо и в отношении слабо интег­рированных систем.

Из других условий, соотносимых со степенью самоуправляе-, мости системы, формирующей свою судьбу, можно упомянуть ] следующие:

3) При прочих равных условиях (в том числе при наличии оди­наковой внешней среды и одинаковой степени интеграции), чем больше энергия системы, тем больше ее автономия от социальной, биологической и космической среды, тем больше степень ее самокон­троля и самоуправления. Это утверждение кажется почти аксио­мой, но недостаток его заключается в неопределенности термина «энергия». Поэтому, хотя оно и достоверно, но в высшей степени неопределенно. Что такое «энергия» социокультурной системы? Как можно ее измерить? А измерять ее необходимо — чтобы мы могли судить, какал система обладает большей энергией.

Я не знаю ни одного удовлетворительного способа измере­ния и никакого четкого определения энергии социальной или культурной системы. Все, что можно сделать, — это назвать несколько приблизительных критериев, которые более или ме­нее могут дать хотя и грубый, но все-таки едва ли ошибочный «индекс» энергии системы.

При прочих равных условиях, а) чем больше число членов системы; Ь) чем выше их биологические, умственные и соци­альные качества; с) чем больше совокупность их реальных зна­ний, опыта, мудрости; d) чем. эффективнее ее организация, в смысле распределения прав, обязанностей и функций среди чле­нов системы (в том числе распределения по талантам и способ­ностям каждого}; е) чем больше совокупность средств и инст­рументов, влияющих на поведение людей, так же как и на изменение биологической и космической среды; наконец, f) чем сильнее солидарность интеграции (отмеченная выше)так вот: чем выше указанные критерии, тем больше энергия груп­пы, тем более независима она от внешних условий при реализа­ции своих потенциальных возможностей.

В слегка измененном виде те же самые критерии пригодны и для определения сравнительной энергии культурных систем. Чем больше людей«проводников» системы (искусства, религии, философии, науки и т. д.); чем выше их биологические, умствен­ные, нравственные и социальные качества; чем больше мудрос-

38. Принцип имманентного изменения социокультурных систем 815

triu, знаний и ценностей эта система воплощает (ценностей, или систем значений: религиозных, научных, художественных, этических и т. д.); чем более соовершенна социальная организа­ция ее последователей; чем выше уровень ее логико-каузальной интеграции (внутри самой системы и между всеми ее составны­ми частями),чем. больше общее количество находящихся в ее рас­поряжении средств или способов ее развертывания, трансляции и сохранения, тем больше энергия культурной системы, тем бо­лее независима она от воздействия окружающей среды.

Здесь, впрочем, по сравнению с социальной системой, боль­шее ударение следует поставить на ценности (систему значений), которые воплощает система, и на степень интеграции ее элемен­тов и компонентов.

Каждый из этих компонентов несомненно является одним из главных составляющих энергии социальной или культурной си­стемы. Взятое отдельно, ни одно из этих условий не может быть индексом энергии системы. Взятые вместе, они являются весьма приблизительным, но едва ли ошибочным ее показателем.

Это утверждение, таким образом, резюмирует если не все, то, вероятно, самые существенные постоянные условия сравнитель­ной автономии системы, строящей свою судьбу, от внешних ус­ловий и объясняет, какой удельный вес составляют при форми­ровании этой судьбы самоконтроль и саморегуляция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: