D и т. д. Полное изменение всей системы или всех ее важнейших компонентов (значений, способов развития, проводников) знаменует ее конец и замену ее совершенно другой системой. Это не изменение одной и той же системы, потому что в любой очередной момент от А ничего не остается. Если данная религия, право, государство, человек или растение в какой-то момент заменяется совершенно другой религией, правом, государством, человеком или растением, то, следовательно, нет ни непрерывного существования, ни изменения этих систем. Есть только замена их новыми. В таком случае мы вообще не имеем права говорить о процессе изменения, трансформации, модификации, развития или эволюции системы, речь можно вести только о замене или вытеснении одной системы (или процесса) другой, совершенно отличной от нее.
Отсюда следует вывод: любой социокультурный процесс в каждый момент является новым и в то же самое время старым. Эти два противоположных утверждения — система является вечно новой и вечно старой, вечно изменяющейся и вечно той же самой — взаимно дополняют друг друга. Если мы имеем в виду замену одной системы другой, то, следовательно, она может «меняться» in toto7 в любой момент. В таком случае, однако, это не процесс изменения, а замена или вытеснение одной системы другой.
|
|
Как только любая данная система — скажем, Общество защиты животных, «готическая архитектура» или корова — утрачивает свои сущностные характеристики, система перестает существовать как Общество защиты животных, как «готическая архитектура», как корова и заменяется другой.
Если перевести эти выводы в термины пределов возможностей системы, можно утверждать, что, когда речь идет о бесконечно большом числе «случайных» черт и свойств системы, то предел ее возможностей для смены форм и мутаций тоже велик, может быть, даже неограничен. Этим объясняется факт непрерывного изменения этих свойств и черт системы в течение времени ее существования. Но, когда речь идет о сущностных свойствах системы или процесса, предел возможностей для каждой системы, пока она существует, строго ограничен. Одни системы имеют узкие, другие — более широкие, но всегда ограниченные возможности изменения, если брать их главные черты, которые и делают их самотождественными. Отсюда — непрерывность существования; отсюда же — вечно новые и вечно старые аспекты в системе до тех пор, пока она существует.
40. Проблемы социокультурного изменения 847
К выводу об ограниченных возможностях изменений любой социокультурной системы можно прийти и другим путем. Если мы вообразим систему, обладающую безграничными возможностями смены форм и изменений (это может быть корова, собор, университет, полифоническая музыка и т. п.), то она должна быть или бесконечным вездесущим Богом или абсолютно неопределенной «первоматерией», или же неопределенным «изначальным нечто».
|
|
И бесконечный вездесущий Бог, и неопределенная «первома-терия», и неопределенное изначальное «нечто» не являются некоей эмпирической системой. Они лишены эмпирического ограничения, каких бы то ни было качеств, количественных характеристик, пространственно-временных свойств — вообще чего бы то ни было определенного. Это лишенная формы «материя» Аристотеля, гегелевское Чистое Бытие, совпадающее с Ничто, «Божественное Ничто» Майстера Экхарта и мистиков, Бог Иоанна Скота Эриугены и Николая Кузанского8, «бесконечность бесконечностей» как coincidentia oppositorum9, к которой никакие наши категории неприложимы, даже такая, как «что». Подобные Абсолюты не имеют ничего общего с эмпирической социокультурной системой, которая всегда является конечной индивидуальностью, ограниченной, определенной и детерминированной, описываемой с помощью категорий. Такая конечная система не может быть наделена бесконечной или неограниченной способностью, она не может преобразовываться без конца. В противном случае конечное вмещало бы в себя бесконечное, что является логическим нонсенсом. Отсюда следует вывод об ограниченной возможности ее преобразований в том, что касается ее сущностных характеристик, и о гор f до более широкой возможности изменения ее случайных свсйгп*. Когда эта ограниченная возможность преобразования преступается, система теряет свою тождественность и перестает существовать.
Неисчерпаемо разнообразный и вечно новый процесс развития культуры состоит как из имманентно ограниченного изменения ее систем, так и из непрерывной замены отживших систем вновь рождающимися. Вся история социокультурного мира несомненно демонстрирует себя как вечно новая, неисчерпаемая в своей творческой деятельности, в своих разновидностях, преобразованиях и разнообразии в каждый момент своего существования. Кажется, что в своих разнообразиях она бесконечна. К такому выводу можно прийти не только благодаря тому,