Часть 9, «Почему» и «как» социокультурного измерения

D и т. д. Полное изменение всей системы или всех ее важнейших компонентов (значений, способов развития, проводников) зна­менует ее конец и замену ее совершенно другой системой. Это не изменение одной и той же системы, потому что в любой очеред­ной момент от А ничего не остается. Если данная религия, пра­во, государство, человек или растение в какой-то момент заме­няется совершенно другой религией, правом, государством, человеком или растением, то, следовательно, нет ни непрерыв­ного существования, ни изменения этих систем. Есть только за­мена их новыми. В таком случае мы вообще не имеем права го­ворить о процессе изменения, трансформации, модификации, развития или эволюции системы, речь можно вести только о замене или вытеснении одной системы (или процесса) другой, совершенно отличной от нее.

Отсюда следует вывод: любой социокультурный процесс в каждый момент является новым и в то же самое время старым. Эти два противоположных утверждения — система является вечно новой и вечно старой, вечно изменяющейся и вечно той же самой — взаимно дополняют друг друга. Если мы имеем в виду замену одной системы другой, то, следовательно, она мо­жет «меняться» in toto7 в любой момент. В таком случае, одна­ко, это не процесс изменения, а замена или вытеснение одной системы другой.

Как только любая данная система — скажем, Общество за­щиты животных, «готическая архитектура» или корова — ут­рачивает свои сущностные характеристики, система перестает существовать как Общество защиты животных, как «готичес­кая архитектура», как корова и заменяется другой.

Если перевести эти выводы в термины пределов возможнос­тей системы, можно утверждать, что, когда речь идет о беско­нечно большом числе «случайных» черт и свойств системы, то предел ее возможностей для смены форм и мутаций тоже велик, может быть, даже неограничен. Этим объясняется факт не­прерывного изменения этих свойств и черт системы в течение времени ее существования. Но, когда речь идет о сущностных свойствах системы или процесса, предел возможностей для каж­дой системы, пока она существует, строго ограничен. Одни сис­темы имеют узкие, другиеболее широкие, но всегда ограни­ченные возможности изменения, если брать их главные черты, которые и делают их самотождественными. Отсюда — непре­рывность существования; отсюда же — вечно новые и вечно ста­рые аспекты в системе до тех пор, пока она существует.

40. Проблемы социокультурного изменения 847

К выводу об ограниченных возможностях изменений любой социокультурной системы можно прийти и другим путем. Если мы вообразим систему, обладающую безграничными возмож­ностями смены форм и изменений (это может быть корова, со­бор, университет, полифоническая музыка и т. п.), то она долж­на быть или бесконечным вездесущим Богом или абсолютно неопределенной «первоматерией», или же неопределенным «из­начальным нечто».

И бесконечный вездесущий Бог, и неопределенная «первома-терия», и неопределенное изначальное «нечто» не являются не­коей эмпирической системой. Они лишены эмпирического ог­раничения, каких бы то ни было качеств, количественных характеристик, пространственно-временных свойств — вообще чего бы то ни было определенного. Это лишенная формы «мате­рия» Аристотеля, гегелевское Чистое Бытие, совпадающее с Нич­то, «Божественное Ничто» Майстера Экхарта и мистиков, Бог Иоанна Скота Эриугены и Николая Кузанского8, «бесконеч­ность бесконечностей» как coincidentia oppositorum9, к кото­рой никакие наши категории неприложимы, даже такая, как «что». Подобные Абсолюты не имеют ничего общего с эмпири­ческой социокультурной системой, которая всегда является конечной индивидуальностью, ограниченной, определенной и детерминированной, описываемой с помощью категорий. Та­кая конечная система не может быть наделена бесконечной или неограниченной способностью, она не может преобразовывать­ся без конца. В противном случае конечное вмещало бы в себя бесконечное, что является логическим нонсенсом. Отсюда сле­дует вывод об ограниченной возможности ее преобразований в том, что касается ее сущностных характеристик, и о гор f до более широкой возможности изменения ее случайных свсйгп*. Когда эта ограниченная возможность преобразования преступается, система теряет свою тождественность и перестает существовать.

Неисчерпаемо разнообразный и вечно новый процесс развития культуры состоит как из имманентно ограниченного измене­ния ее систем, так и из непрерывной замены отживших систем вновь рождающимися. Вся история социокультурного мира не­сомненно демонстрирует себя как вечно новая, неисчерпаемая в своей творческой деятельности, в своих разновидностях, пре­образованиях и разнообразии в каждый момент своего суще­ствования. Кажется, что в своих разнообразиях она бесконеч­на. К такому выводу можно прийти не только благодаря тому,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: