V. Резюме

Таким образом, последовательно развивая принцип имма­нентного изменения и производный от него принцип ограниче­ния и применяя их к решению проблемы повторения, ритма, линейности и вечной новизны, мы пришли к уже сделанному выше заключению: самым общим образцом социокультурного

^ П. А. Сорокин

Часть 9. «Почему» и «как» социокультурного измерения

изменения являются непрерывно изменяющиеся повторяющи­еся процессы. Следовательно:

1. Одинаково повторяющиеся социокультурные процессы невозможны.

2. Вечно линейные социокультурные процессы тоже невоз­можны. Любой процесс, который кажется таковым, является по всей вероятности долговременным линейным процессом, и если взять его на протяжении всего времени его существования, то скорее всего обнаружится, что это не линейный процесс.

3. Линейная тенденция, ограниченная во времени (и чья про­должительность разная для разных систем и процессов), фактиче­ски обнаруживается почти во всех социокультурных процессах. В некоторых она длится лишь несколько мгновений, часов, дней или месяцев, в других — многие десятилетия и даже столетия. Но во всех случаях она ограничена во времени и короче, чем время существования системы.

4. Социокультурные процессы с неограниченной возможно­стью изменения их сущностных черт также невозможны — и фактически и логически. Все они ограничены в плане возмож­ностей, касающихся их сущностных черт. Отсюда — «вечно ста­рая и повторяющаяся история».

5. Предел возможностей изменения «случайных» свойств си­стемы широк, в некоторых случаях, по крайней мере теорети­чески, почти безграничен. Поэтому пока система существует, происходит непрерывное изменение ее черт. Точно так же почти неограниченны возможности появления вечно новых систем, что обеспечивается методом вытеснения и замены исчерпавших себя систем новыми. Отсюда — история вечно новая, неповторимая и неисчерпаемая по своим творческим возможностям.

6. Поскольку практически все социокультурные системы имеют ограниченные возможности изменения своих сущност­ных форм, системы, продолжающие существовать после того, как исчерпаны их возможные формы, должны иметь повторя­ющиеся ритмы. Отсюда — неизбежность повторения в процес­се жизни подобных систем.

7. При прочих равных условиях, чем более ограничены воз­можности изменения главных форм, тем более частым, замет­ным и уловимым ритмом обладает процесс, претерпеваемый системой, и тем проще эти ритмы с точки зрения их фаз. И на­оборот, если в некоторых процессах мы не можем уловить како­го бы то ни было повторяющегося ритма, то причина этого или

40. Проблемы социокультурного изменения 851

в том, что процесс обладает сравнительно большими возмож­ностями изменения (что эмпирически мешает нам заметить его нечастый ритм), или же в том, что процесс короче отведенного ему срока и умирает прежде, чем успевает пройти через все свои формы (точно так же, как некоторые организмы умирают еще не родившись или в детстве и поэтому не получают возможнос­ти пройти все главные стадии человеческой жизни от рождения до старости). Неспособность уловить какой-либо повторяю­щийся ритм может объясняться также тем, что в одной и той же системе сосуществуют и «накладываются» друг на друга не­сколько одновременных и разных ритмов, что превращает их для слушателя или наблюдателя просто в «шум», лишенный вся­кого ритма; или же чрезмерно долгим периодом между повто­рениями, что тоже делает ритм ненаблюдаемым, или же, нако­нец, его исключительно сложным и многофазным характером.

8. Таким образом, история вечно повторяется и не повто­ряется никогда — оба утверждения, кажущиеся противореча­щими друг другу, истинны и не противоречивы вообще, если их правильно понимать.

9. Концепции строго цикличных (в точности повторяющих­ся) социокультурных процессов; линейной, то есть бесконечно прямой тенденции; уникальной в том смысле, что в социокуль­турных процессах не существует никаких повторяющихся рит­мов, что они всегда новые, уникальные во всех своих чертах и свойствах в любой момент; концепция статической тенденции» согласно которой ничто не изменяется и социокультурный мир всегда остается абсолютно равным самому себе, — все эти кон­цепции ошибочны. Достоверной концепцией являет^л та, со­гласно которой в мире происходит «непрерывное мзменение» главных повторяющихся тем и которая включает р себя, как частный случай, все перечисленные концепции, Она намного богаче, чем любая из них.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: