Таким образом, последовательно развивая принцип имманентного изменения и производный от него принцип ограничения и применяя их к решению проблемы повторения, ритма, линейности и вечной новизны, мы пришли к уже сделанному выше заключению: самым общим образцом социокультурного
^ П. А. Сорокин
Часть 9. «Почему» и «как» социокультурного измерения
изменения являются непрерывно изменяющиеся повторяющиеся процессы. Следовательно:
1. Одинаково повторяющиеся социокультурные процессы невозможны.
2. Вечно линейные социокультурные процессы тоже невозможны. Любой процесс, который кажется таковым, является по всей вероятности долговременным линейным процессом, и если взять его на протяжении всего времени его существования, то скорее всего обнаружится, что это не линейный процесс.
3. Линейная тенденция, ограниченная во времени (и чья продолжительность разная для разных систем и процессов), фактически обнаруживается почти во всех социокультурных процессах. В некоторых она длится лишь несколько мгновений, часов, дней или месяцев, в других — многие десятилетия и даже столетия. Но во всех случаях она ограничена во времени и короче, чем время существования системы.
|
|
4. Социокультурные процессы с неограниченной возможностью изменения их сущностных черт также невозможны — и фактически и логически. Все они ограничены в плане возможностей, касающихся их сущностных черт. Отсюда — «вечно старая и повторяющаяся история».
5. Предел возможностей изменения «случайных» свойств системы широк, в некоторых случаях, по крайней мере теоретически, почти безграничен. Поэтому пока система существует, происходит непрерывное изменение ее черт. Точно так же почти неограниченны возможности появления вечно новых систем, что обеспечивается методом вытеснения и замены исчерпавших себя систем новыми. Отсюда — история вечно новая, неповторимая и неисчерпаемая по своим творческим возможностям.
6. Поскольку практически все социокультурные системы имеют ограниченные возможности изменения своих сущностных форм, системы, продолжающие существовать после того, как исчерпаны их возможные формы, должны иметь повторяющиеся ритмы. Отсюда — неизбежность повторения в процессе жизни подобных систем.
7. При прочих равных условиях, чем более ограничены возможности изменения главных форм, тем более частым, заметным и уловимым ритмом обладает процесс, претерпеваемый системой, и тем проще эти ритмы с точки зрения их фаз. И наоборот, если в некоторых процессах мы не можем уловить какого бы то ни было повторяющегося ритма, то причина этого или
|
|
40. Проблемы социокультурного изменения 851
в том, что процесс обладает сравнительно большими возможностями изменения (что эмпирически мешает нам заметить его нечастый ритм), или же в том, что процесс короче отведенного ему срока и умирает прежде, чем успевает пройти через все свои формы (точно так же, как некоторые организмы умирают еще не родившись или в детстве и поэтому не получают возможности пройти все главные стадии человеческой жизни от рождения до старости). Неспособность уловить какой-либо повторяющийся ритм может объясняться также тем, что в одной и той же системе сосуществуют и «накладываются» друг на друга несколько одновременных и разных ритмов, что превращает их для слушателя или наблюдателя просто в «шум», лишенный всякого ритма; или же чрезмерно долгим периодом между повторениями, что тоже делает ритм ненаблюдаемым, или же, наконец, его исключительно сложным и многофазным характером.
8. Таким образом, история вечно повторяется и не повторяется никогда — оба утверждения, кажущиеся противоречащими друг другу, истинны и не противоречивы вообще, если их правильно понимать.
9. Концепции строго цикличных (в точности повторяющихся) социокультурных процессов; линейной, то есть бесконечно прямой тенденции; уникальной в том смысле, что в социокультурных процессах не существует никаких повторяющихся ритмов, что они всегда новые, уникальные во всех своих чертах и свойствах в любой момент; концепция статической тенденции» согласно которой ничто не изменяется и социокультурный мир всегда остается абсолютно равным самому себе, — все эти концепции ошибочны. Достоверной концепцией являет^л та, согласно которой в мире происходит «непрерывное мзменение» главных повторяющихся тем и которая включает р себя, как частный случай, все перечисленные концепции, Она намного богаче, чем любая из них.