15 Апатия (грея.) —отсутствие страданий, бесстрастие, термин древнегреческой философской школы стоиков, обозначающий способность мудреца не радоваться тому, что вызывает наслаждение у обычных людей, и не испытывать страданий от всего того, чего страшатся люди, вплоть до обращения в рабство, пыток и самой смерти.
16 В скобках Сорокин приводит немецкие эквиваленты английских терминов «Being» и «Becoming»,
17 Согласно Гераклиту, «все возникает по противоположности и всею целостностью течет, как река» (Диоген Даэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979, с. 361). Мысль о текучести всего сущего Лукреций высказал в пятой книге (ст. 828-837) поэмы «О природе вещей»:
...природу всего мироздания время меняет:
Из одного состояния все переходит в другое.
Не остается ничто незыблемым: все преходяще,
Все претворяет природа и все заставляет меняться.
Тут истлевает одно и чахнет, с годами слабея,
Там же другое цветет, выходя из ничтожества к блеску.
Так изменяет природу всего мироздания время,
|
|
И переходит земля в состоянье одно от другого:
То, что давала, не даст, а дает, чего не было раньше.
(Лукреций. О природе вещей. М., 1937, с. 201; перевод Ф.А. Петровского).
18 Par exellence (фр.) — по преимуществу.
19 Интровертный (от лат. intro — внутрь и verto — поворачиваю, обращаю; букв.: обращенный вовнутрь) — в аналитической психологии К.Г. Юнга психологическая характеристика самоуглубленной личности, направленной на внутренний мир мыслей, переживаний и т. п. Экстра-вертный тип личности, наоборот, отличается преобладающим интересом к внешним объектам, направленностью на внешний мир и деятельность в нем.
10 Квиетизм (от лат. quietus —спокойный) —религиозное учение, проповедующее мистическо-созерцательное отношение к жизни, пассивность, умиротворение; в широком смысле слова — безучастное, пассивное отношение к действительности.
Органицизм — в широком смысле слова тенденция рассматривать общество как класс природного организма и объяснять социальную жизнь посредством прямой проекции на нее биологических закономерностей.
Квалитавизм (от лат. qualis —какой, какого качества) —подход к действительности с качественной стороны.
21 Квантитавизм (от лат. quantum —сколько) —подход к действительности с количественной стороны.