космический дуализм путем познания. Подробнее см.: Трофимова М.Г. Историко-философские вопросы гностицизма. М., 1979.
Орфизм — древнегреческое религиозное движение, возникшее в VI в. до н. э. в результате реформы Диониса; в современной литературе «орфи-ками» называют авторов «поэм Орфея» (Ономакрита и др.), а также всех исповедовавших религию Орфея.
6 Майя (санскр.) — в древнеиндийской философии магическая сила сотворения, иллюзия, видимость.
'Имеются в виду пять органов чувств и индивидуальное Я.
8 О возникновении джайнизма см.: Радхакришнан С. Индийская философия. М., 1993, т. 1, с. 240-242-
9 Имеются в виду периоды истории Индии в Новое время. В первой половине XVI в. португальцы укрепились в ряде пунктов на Индийском побережье (Гоа, Даман и Диу и др.), перехватили морскую торговлю Индии и осуществляли колониальную эксплуатацию населения захваченных территорий. С середины XVIII в. Индия стала колонией Великобритании и оставалась ею до 1947г.
10 Суфизм (от араб, «суф» —шерсть, шерстяной плащ; «суфий» — носящий такой плащ) — мистико-аскетическое направление в исламе, возникшее в VIII-IX вв. Во время своих радений суфии-дервиши выкрикиванием молитв, пением, «верчением» и плясками под музыку доводят себя до экстаза, во время которого сливаются с божеством. Одним из наиболее знаменитых «вертящихся» дервишей является знаменитый поэт и философ Джалаледдин Руми (1207-1273). Подробнее см.: ЧиттикУ. В поисках скрытого смысла. Суфийский путь любви. Духовное учение Руми. М., 1995.
1' См. прим. 22 к главе 2.
12 В 313 г. император Константин издал «Миланский эдикт», согласно которому гонения на христиан прекращались и в границах Римской империи признавалась свобода культа. Причиной издания эдикта послужило чудо, виденное Константином накануне решающей битвы с Максенци-ем: знамение креста на небе с подписью: «Сим победиши». В 323 г. был издан указ, воспрещающий принуждать христиан к участию в языческих празднествах. После этих двух указов христианство стало привилегированной религией. Подробнее см.: Поеное М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей — 1054 г.). Брюссель, 1964, с. 252-259.
13 Минцзя (кит., букв.: школа имен) — одна из шести философских школ Древнего Китая, называемая также школой логиков, софистов, диалектиков («спорщиков») или номиналистов. Наиболее видные представители школы — ХуэйШи (ок. 370-ок. 310 дон. э.) и ГунсуньЛун (ок. 320-ок. 250 до н. э.); важнейшие источники об этой школе имеются в трактатах «Чжуан-цзы», «Сюнь-цзы», «Хань Фэй-цзы» и др. См.: Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. М., 1973, т. 2.
14 Цитата из «Песни из дома усопшего царя Антефа, начертанная перед певцомс Арфой». См.: Поэзия и проза Древнего Востока. М.Д973, с. 100-101.
15 Сочинения самого Ян Чжу (религиозного противника Конфуция, которого он называл «самым бестолковым и суетливым из всех людей») не сохранились, и о его взглядах можно судить лишь по фрагментам в произведениях его идейных противников Мэн-цзы и Чжун-цзы и по главе в даосском трактате «Ле-цзы». В этой главе сущность мировоззрения «китайского гедониста» передается следующим образом: «Раз уж человек живет, то он должен принимать жизнь легко, предоставив ее естественному течению, и исполнять до конца ее требования, чтобы спокойно ожидать прихода смерти. Когда же придет смерть, то к ней следует отнестись легко, предоставив ее естественному течению, и принять до конца то, что она принесет, чтобы оставить свободу исчезновению. Ко всему следует относиться легко, все следует предоставить естественному течению. Зачем в страхе медлить или торопиться в этом промежутке между рождением и смертью?..
Тело, несомненно, главное в жизни; внешние вещи также являются главными для прокормления человека...
Если обладать четырьмя вещами: богатым домом, изящными одеждами, изысканными яствами и прекрасными женщинами — то чего же еще домогаться от внешнего мира?» (Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. М, 1972, т. 1,с. 217,222,224).
16 Поскольку, по мнению материалистов, в мире существует только материя, а «материя» на санскрите — «лока», материалистов Древней Индии называют «локаятиками» или «чарваками», по имени легендарного основателя этой теории. См.: Радхакришнан С. История индийской философии. М., 1993, т. 1,с. 233-234.
17 Цитата из сочинения Мадхавы (индийского историка философии) «Сарва-даршана-санграха», I (1380), в котором дается описание шестнадцати систем мысли, представляющих постепенно восходящий ряд, получающий свое завершение в адвайта-веданте. Согласно свидетельству «Сар-ва-даршана-санграхи», чарзаки уверяли, что религиозные идеалы и священные тексты созданы жрецами в своекорыстных цел^х.J что «жертвоприношение, три веды, три вида самоконтроля и посыпачче себя пеплом — все это нужно тем, кто лишен мудрости и трудолюбия», ведийские же гимны «отличаются тремя пороками: лживостью, внутренней противоречивостью и многословием».
«Нигде, пожалуй, —писал Ф.И. Щербатской, —дух отрицания и возмущения против оков традиционной морали и связанной с ними религии не выразился так ярко, как среди индийских материалистов» (цит. по: Бон-гард-Левин Г.М., Ильин Г. Ф. Индия в древности. М., 1985, с. 528-529).
Однако С. Радхакрищнан, приведя ту же цитату из «Сарва-даршана-санграхи», что и П.А. Сорокин (только в значительно более полном виде), замечает: «Очевидно, что приведенные выдержки заключают в себе элементы пародии на взгляды чарваков. Ибо философия, которая серьезно принималась в течение веков, не может быть представлена в столь примитивно грубой форме» (Радхакришнан С. Цит. соч., с. 238).