ГЛАВА 25. 1 Интердикт (лат. interdictum — запрет) — в практике средневековой церкви — полный или частичный временный запрет совершать богослу­жение и религиозные обряды

1 Интердикт (лат. interdictum — запрет) — в практике средневековой церкви — полный или частичный временный запрет совершать богослу­жение и религиозные обряды в пределах той или иной территории, иног­да — по отношению к определенным лицам. Налагался местными цер­ковными властями или римскими папами. Последний раз в крупных масштабах был наложен в 1606 г. в Венеции. Поводом послужила литера­турная деятельность Паоло Сарпи (1552-1623), который выступил про­тив притязаний папства играть руководящую политическую роль в ита­льянских государствах и был поддержан республиканскими властями Венеции. После длительных переговоров стороны пошли на взаимные ус­тупки, но иезуитам было воспрещено вернуться в Венецию. После этого инцидента угроза наложения интердикта потеряла свою политическую силу. Подробнее см.: Лозинский С.Г. История папства. М., 1986, с. 279-281.

" П. А. Сорокин

Комментарии к с. 543-550 • #омментарии к с. 551-587

2 См. прим. 23 к главе 2.

3 В своей первой книге «Преступление и кара...» П.А. Сорокин объяс­няет причины преступности таким образом: «Если нормы "должного" поведения двух или большего числа лиц совершенно различны, а в зависи­мости от этого различны для каждого из них и нормы поведения "запре­щенного и рекомендованного", то между поведением этих лиц, соприка­сающихся друг с другом, не может установиться гармоничный consensus и необходимо возникнет конфликт, а тем самым и борьба этих лиц друг с другом. В этом случае сожительство этих лиц не может носить "мир­ный" характер, их совокупность не может образовать "замиренной" со­циальной группы с прочными и постоянными формами общения».

«Если в какой-нибудь социальной группе наблюдаются конфликты взаимного поведения ее членов, проявляющиеся в той или иной форме борьбы, — значит, понимание должных, рекомендованных и запрещен­ных шаблонов поведения различными членами группы далеко от един­ства и тождественности» (Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали. СПб., 1914, с. 218,220). Об утопических элементах этого «этюда» Сорокина см.: Исаев П.А. Политико-правовая утопия в России. Конец XIX —начало XX в. М, 1991,с. 103-110.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow