«последней реальностью универсума». Согласно холизму, высшая конкретная форма органической целостности — человеческая личность. Термин введен Я. Смэтсом в книге «Холизм и эволюция» («Holism and evolution», 1926); см. также прим. 8 к главе 38. 8 См. прим. 3 к главе 26.
у Abbot W.C. Adventures in Reputation. Cambridge, Mass., 1935, p. 224-230. Об «экономическом человеке» см. ниже, прим. 4 к главе 27. «Всякий человек» («Everyman») — название английского и голландского «моралите», написанного в конце XV в. См.: Английская литература. М.-Л., 1943, т. 1,вып. 1,с. 255-
10 См. прим. 13 к главе 1. На островах Тробриан провел около десяти месяцев (с мая 1915 г. по март 1916г.) Бронислав Малиновский, для которого они стали своеобразным «антропологическим полем». См.: Мали-новскийБ. Магия. Наука. Религия. М., 1998.
1' Комплекс — в психоанализе термин, обозначающий такое состояние психической энергии, которое обеспечивает ее направленность на внешний мир или на самого себя. Например, чтобы сориентировать себя на сосание материнской груди, младенцу нужно затратить, или «катектиро-вать» (высвободить), психическую энергию двух видов — объектное либидо и разрушительность. Одновременно он катектирует вторичное нар-циссическое либидо и разрушительность на собственный рот и функцию сосания, иначе говоря, обеспечивает энергией осуществляемый ртом процесс сосания. Один из самых знаменитых «комплексов», описанных 3. Фрейдом, — «эдипов комплекс», обозначающий группу противоречивых переживаний мальчика по отношению к отцу. В их основе бессознательное влечение к матери и ревность, желание избавиться от соперника-отца. Такие отношения складываются в возрасте 3-5 лет. Страх наказания («комплекс кастрации») со стороны отца вытесняет эти переживания, и они по большей части остаются бессознательными.
Для аналогичных переживаний девочек 3. Фрейд ввел термин «комплекс Электры» (Электра — дочь мифического царя Агамемнона и Клитемнестры, убившей вместе с любовником своего царственного супруга. Позднее Электра побудила брата Ореста убить мать и ее любовника).
12 Новый курс (New Deal) — система мероприятий правительства США в 1933-1938 гг. в целях выхода из экономического кризиса 1929-1933 гг., проводившихся по инициативе президента Ф.Д. Рузвельта. В первый период Нового курса (1933-1934 гг.) были приняты: закон о восстановлении промышленности, предусматривавший введение в различных отраслях промышленности «кодексов честной конкуренции», которые фиксировали цены на продукцию, уровень производства, распределение рынков сбыта и пр.; закон о регулировании сельского хозяйства, который был направлен на повышение цен на сельскохозяйственные продукты и предусматривал с этой целью выдачу денежной компенсации фермерам за сокращение посевной площади и поголовья скота. Во второй период Нового курса (1935-1938 гг.) были приняты закон о трудовых отношени-
Комментарии к с. 515-530 1011
ях, закон о социальном страховании и помощи безработным, закон о справедливом найме рабочей силы, устанавливающий минимум зарплаты и максимум продолжительности рабочего дня для некоторых категорий трудящихся. Подробнее см.: Мальков В.Л. «Новый курс» в США. Социальные движения и социальная политика. М., 1973.
13 Тестирование умственных способностей получило широкое распространение в США после того, как в начале XX в. американский психолог Э. Торндайк составил стандартизированный педагогический тест.
Гештальтпсихология (от нем. Gestalt — форма, образ, облик, конфигурация) — одно из ведущих направлений в западноевропейской, особенно немецкой, психологии 1920-1930-х гг., которое подчеркивало целостный и структурный характер психических образований. По определению одного из лидеров школы, М. Вертгеймера (1880-1943), «имеются целостности, чье поведение не детерминируется поведением индивидуальных элементов, из которых они состоят, но где сами частные процессы детерминируются внутренней природой целого». Одно из главных понятий гештальтпсихологии —«фи-феномен» —означает не соединение отдельных сенсорных элементов, а «динамичное целое», что опровергает «атомистическую» концепцию о «сложении» ощущений в целостную картину. Подробнее см.: Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. М., 1974, с. 207-218.
u См. прим. 33 к главе 13.