1 Формальная школа в социологии — социологическое направление в Германии и США в конце XIX — начале XX в., представители которого стремились свести социальные отношения к более или менее ограничен ному набору их структурных элементов и построить науку об обществе на аксиоматическом основании, принятом в математических науках. Ф. Теннис выделял три типа социальных «сущностей», или «форм», социальной жизни: социальные отношения, группы, объединения. Г. Зиммель особое внимание уделял самому понятию социальной формы, противопоставляя ее содержанию социальных процессов. Он обособлял материю социального взаимодействия, цели, мотивы, потребности людей, вступающих в общественные отношения, от простейших структур этого взаимодействия, наиболее часто повторяющихся и характерных для всех эпох. Л. фон Визе сосредоточился на изучении и классификации социальных форм, вообще отказов содержанию в праве представительствовать в социальной науке.
2 Ad majorem gloriam Dei (лат.) — К вящей славе господней (девиз ордена иезуитов).
|
|
' Остатки, деривации — термины социологии В. Парето, который любые теоретические построения, любые идеологические явления считал оправданиями тех или иных действий, имеющими целью придать им внешне логический характер и скрыть их истинные мотивы. В. Парето назвал идеологические системы, обладающие ложным содержанием, деривация-
ми, т. е. производными от чувств (названных им «остатками»), коренящимися в иррациональных пластах человеческой психики. Они являются внутренними биологическими импульсами, детерминирующими социальное поведение человека. К числу «остатков» Парето относит: инстинкт комбинаций, лежащий в основе всех социальных изменений; постоянство агрегатов, выражающее тенденцию поддерживать и сохранять однажды сформировавшиеся связи; стремление человека проявлять свои чувства в общественных действиях и поступках; чувства социальности, собственности и, наконец, половой инстинкт.
Деривации, по В. Парето, бывают юридическими, моральными, религиозными. Первые являются не обоснованием действительного применения законов, а всего лишь использованием ложных аргументов с корыстными целями; моральные деривации служат сокрытию аморальных целей, религиозные — прикрывают низменные чувства, общие всем эпохам и народам. Подробнее см. в статье Е.В. Осиповой «Парето» в словаре «Современная западная социология» (М., 1990, с. 254-256).
4 Condltio sine qua поп (лат.) — необходимое условие; букв.: «условие, без которого нет».
5 См. прим. 18 к главе 9.
6 Синяя книга (blue-book) — в американских университетах тетрадь в синей обложке, в которой студент выполняет письменные экзаменационные работы.
|
|
7 См. прим. 18 к главе 2.
8 Цитата из «Никомаховой этики» Аристотеля (1166 а 1-5). См.: Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1984, т. 4, с. 249.
* Приводятся формулы римского права, устанавливающего правовые отношения между двумя лицами вообще и между работником и работодателем в частности.
10Fidelitas(.flam.) —верность, преданность, добросовестность. В Средние века — высшая оценка личной нравственности. См.: Карсавин Л.П. Культура Средних веков. Киев, 1995, с. 27,49 (Карсавин пишет о «германском начале «верности», которая основана на «тяготении к Единству»); Ланофски Э. Аббат Сюжер и аббатство Сен- Дет. // Богооюьие в культуре Средневековья. Киев, 1992, с.81.