Глава 26

1 Формальная школа в социологии — социологическое направление в Германии и США в конце XIX — начале XX в., представители которого стремились свести социальные отношения к более или менее ограничен ному набору их структурных элементов и построить науку об обществе на аксиоматическом основании, принятом в математических науках. Ф. Теннис выделял три типа социальных «сущностей», или «форм», соци­альной жизни: социальные отношения, группы, объединения. Г. Зиммель особое внимание уделял самому понятию социальной формы, противо­поставляя ее содержанию социальных процессов. Он обособлял материю социального взаимодействия, цели, мотивы, потребности людей, вступа­ющих в общественные отношения, от простейших структур этого взаи­модействия, наиболее часто повторяющихся и характерных для всех эпох. Л. фон Визе сосредоточился на изучении и классификации социальных форм, вообще отказов содержанию в праве представительствовать в со­циальной науке.

2 Ad majorem gloriam Dei (лат.) — К вящей славе господней (девиз ордена иезуитов).

' Остатки, деривации — термины социологии В. Парето, который любые теоретические построения, любые идеологические явления считал оправданиями тех или иных действий, имеющими целью придать им внеш­не логический характер и скрыть их истинные мотивы. В. Парето назвал идеологические системы, обладающие ложным содержанием, деривация-

ми, т. е. производными от чувств (названных им «остатками»), кореня­щимися в иррациональных пластах человеческой психики. Они являются внутренними биологическими импульсами, детерминирующими соци­альное поведение человека. К числу «остатков» Парето относит: инстинкт комбинаций, лежащий в основе всех социальных изменений; постоянство агрегатов, выражающее тенденцию поддерживать и сохранять однажды сформировавшиеся связи; стремление человека проявлять свои чувства в общественных действиях и поступках; чувства социальности, собственно­сти и, наконец, половой инстинкт.

Деривации, по В. Парето, бывают юридическими, моральными, рели­гиозными. Первые являются не обоснованием действительного примене­ния законов, а всего лишь использованием ложных аргументов с корыст­ными целями; моральные деривации служат сокрытию аморальных целей, религиозные — прикрывают низменные чувства, общие всем эпохам и народам. Подробнее см. в статье Е.В. Осиповой «Парето» в словаре «Со­временная западная социология» (М., 1990, с. 254-256).

4 Condltio sine qua поп (лат.) — необходимое условие; букв.: «условие, без которого нет».

5 См. прим. 18 к главе 9.

6 Синяя книга (blue-book) — в американских университетах тетрадь в синей обложке, в которой студент выполняет письменные экзаменацион­ные работы.

7 См. прим. 18 к главе 2.

8 Цитата из «Никомаховой этики» Аристотеля (1166 а 1-5). См.: Арис­тотель. Сочинения: В 4 т. М., 1984, т. 4, с. 249.

* Приводятся формулы римского права, устанавливающего правовые отношения между двумя лицами вообще и между работником и работо­дателем в частности.

10Fidelitas(.flam.) —верность, преданность, добросовестность. В Сред­ние века — высшая оценка личной нравственности. См.: Карсавин Л.П. Культура Средних веков. Киев, 1995, с. 27,49 (Карсавин пишет о «герман­ском начале «верности», которая основана на «тяготении к Единству»); Ланофски Э. Аббат Сюжер и аббатство Сен- Дет. // Богооюьие в культу­ре Средневековья. Киев, 1992, с.81.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: