pestilence upon human mind, behavior, social organization and cultural life» (1942;2-e изд. New York, 1966).
39 Новый Иерусалим — коммуна, созданная в Мюнстере Иоанном Лейденским (см. выше, прим. 10). В статье «Голод и идеология общества» (1922) П.А. Сорокин, со ссылкой на К. Каутского («От Платона до анабаптистов»), писал: «Главные лидеры коммунизма, во главе с "королем" И [ оанном] Лейденским, захватив богатства, львиную часть присвоили себе, уделяя крохи — и то первое время — рядовым адептам; позже, когда наступил ужасный голод, "лидеры" не обнаруживали никакого желания равномерно делиться со всеми коммунистами продовольствием. "Коровы, которые там еще есть (200 коров), —писал современник, —съедаются королем и его приближенными за спиной коммуны. Мы удивляемся, что община не замечает обмана короля"» (Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М., 1994, с. 391).
В Париже в 1871 г. была провозглашена Коммуна, просуществовавшая 72 дня (с 18 марта по 28 мая). Коммуна успела провести ряд социалистических преобразований: установила максимум жалования государственным служащим, равный зарплате квалифицированного рабочего, отделила церковь от государства, отменила задолженность по квартплате» вернула вещи, заложенные в ломбард на сумму до 20 франков, установила минимальную зарплату рабочих и служащих, ввела рабочий контроль над производством на некоторых крупных предприятиях и т. д. Подробнее см.: История Парижской Коммуны 1871 года. М., 1971.
|
|
40 Эту мысль П.А. Сорокин подробно развивает в брошюре «Современное состояние России» (Прага, 1923): «Особенно интересно и назидательно здесь то, что начало коммунизации-этатизации и в политической, и правовой, и экономической области было положено руками царского правительства (военные положения, ограничения прав личности, права собственности, частной торговли, контроль промышленно-торговых дел, права реквизиции и национализации с 25 октября 1915г.ит. д.)."Рубикон" был перейден еще им. Шуйца царских министров по приказу истории делала то, что отрицала их десница. Война и голод рос я. Сильнее поворачивалось и колесо истории в сторону этатизма-коммунизма. Царское правительство не поспевало за процессом, пыталось сопротивляться и... было отшвырнуто.
Временное правительство в лице своего Высшего экономического совета и Министерства продовольствия продолжало линию этатизации-коммунизации. При нем, особенно в области экономической, были установлены все начала принудительного коммунизма. И здесь Временное правительство делало то, чего оно само субъективно не хотело. Большевикам ничего нового не пришлось вносить, кроме введения классового пайка да дальнейшей уравнительно предельной централизации и комму-низации. Все главное было сделано до них и без них.
Но и Временное правительство отставало. Оно, как и царское, противилось дальнейшему росту этатизации, коммунизации и поравнения. Ря-