Комментарии к с. 665-670
дом с этим оно пыталось управлять демократически, а не деспотически, что требовалось историей.
За это "противоречие" поворотом исторического колеса было отшвырнуто и оно. Власть должна была перейти к тем, кто этому повороту не противодействовал. Такой группой стали большевики. Они "гениально примазались" к историческому процессу. Они были рупором конвульсий общества, вызывавшихся войной и голодом. И они победили... Не могли не победить. Поступи по их методу царизм — он не только не был бы сброшен, он вышел бы более сильным и абсолютным из переделки. Вынесенная "маховым колесом" истории — войной и голодом — власть большевиков в это время действительно опиралась на плечи огромных солдатских, рабочих и крестьянских масс. Она действительно была сол-датско-рабоче-крестьянской властью.
Началась оргия этатизации, национализации, коммунизации... Это был ужас... разгром... гибель... Но власть шла в ногу с историей и с голосом последней, олицетворявшимся "голосом народа".
|
|
Так дело шло до 1919г.» (Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М., 1994, с. 448).
41 См.: Сорокин П.А. Россия после НЭПа (К 5-летнему юбилею Октябрьской революции) // Вестник РАН. 1992, № 2, с. 129-138; № 3, с. 69-82.
42 Ad libitum (лат.) — сколько угодно, до бесконечности.
43 Аугсбургское соглашение, или Аугсбургский религиозный мир, 1555 г. между католиками и протестантами Германии санкционировал установление религии в княжествах по усмотрению князей (принцип cuius regio, eius reUgio — чье правление, того и религия).
44Этажшдцня(отфранц. etat —государство) —букв.: «огосударствление». Этатизм — политическая доктрина, согласно которой государство рассматривается как высший результат и цель общественного развития. «Государство — все, личность гражданина — ничто» — такова формула «предельного этатизма». Сущность этатизма в той его форме, в какой он сложился в России после революции, очень хорошо выразил академик И.П. Павлов. «Мы живем под господством жесткого принципа: государство, власть — все... личность обывателя — ничто. Жизнь, свобода, достоинство, убеждения, верования, привычки, возможность учиться, средства к жизни, пища, жилище, одежда — все в руках государства. А у обывателя только беспрекословное повиновение» (цит. по журналу «Звезда». 1989,№10,с. 116).