1 См. прим. 22 к главе 39.
2 См. прим. 6 к главе 4.
3 Энтропия (греч. entropia — превращение, поворот) — понятие, введенное в 1865 г. Р. Клаузиусом для характеристики процессов превращения энергии. При помощи понятия энтропии формулируется второе начало термодинамики: энтропия термоизолированной системы всегда только увеличивается, т. е. такая система, представленная самой себе, стремится к тепловому равновесию, при котором энтропия максимальная. Распространение второго начала термодинамики на Вселенную привело к возникновению гипотезы о тепловой смерти Вселенной, согласно которой Вселенная в результате превращения всех видов энергии должна прийти в состояние однородного изотермического равновесия, характеризуемого максимальной энтропией. В трудах Л. Больцмана и Дж. Гиббса было установлено, что второе начало термодинамики имеет статистическую природу и предписываемое им направление процессов фактически является лишь наиболее вероятным, но не единственно возможным. Подробнее см.: Клаузиус Р. Механическая теория тепла // Второе начало термодинамики. Сб. работ. М.-Л., 1934; РейхенбахГ. Направление времени. М., 1962; Зельдович Я.В., Новиков И.Д. Релятивистская астрофизика. М„ 1967.
|
|
4* Clausius R. Le second principe fondamental de la theorie mecanique de chaleur // Revue des cours scientifique. Paris, 1868, p. 158.
5 Предустановленная гармония — одно из центральных понятий философии Лейбница. Так как «монады» [простые субстанции) вовсе не имеют окон, через которые что-либо «могло бы туда войти или оттуда выйти», и поскольку «душа следует своим собственным законам, тело — также своим», «они, по Лейбницу, сообразуются в силу гармонии, пре-
Комментарии к с. 845-859 1063
дустановленной между всеми субстанциями...» (Лейбниц Г.В. Сочинения: В 4 т. М., 1982, т. 1, с. 413-414,427: Монадология, § 7,78).
6 Genus plus differentia specifica (лат.) — родовое и видовое отличие.
7IntotoUam.) —в целом.
8 О «материи» Аристотеля см. прим. 5 к главе 17.
По Гегелю, «чистое бытие и чистое ничто есть... одно и то же» (Гегель Г.В.Ф. Наука логики. М., 1970, т. 1, с. 140). О «божественном Ничто» у Майстера Экхарта и «мистиков» (к ихчислу можно отнести Я. Беме, Г. Сузо, Себастьяна Франка, Ангелуса Силезиуса и др.), а также у Иоанна Скота Эриугены и Николая Кузанского см.: Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994, с. 113-154.
9 См. прим. 11 к главе 18.
10 См. прим. 12 к главе 38, 1' См. прим. 6 к главе 38. 1гСм. прим. 21 к главе 21.