одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не может служить Богу и маммоне (богатству)» (Мф. 6,24).
28 Savoir pour prevoir, prevoir pour pouvoir (фр.) — знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы мочь. Перефразированный девиз позитивизма, сформулированный О- Контом (у Конта вместо «чтобы мочь» — «чтобы избегать»).
29 См. прим. 52 к главе 9.
30 Брахманизм — часто употребляемое в научной литературе название поздней ведической религии (I тыс. до н. э.); название произошло от сборников ритуальных текстов —Брахман.
31 Выражение «безумный шофер» (a reckless driver), которое англоязычный читатель воспринимает не более чем метафору, в сознании русского читателя должно вызвать более сложную и исторически значимую ассоциацию. Именно так — «безумным шофером» — назвал Николая II В. А. Маклаков в своей знаменитой и нашумевшей статье «Трагическое положение», опубликованной 27 сентября 1915 г. в газете «Русские ведомости». «Вы несетесь в автомобиле по крутой и узкой дороге, — писал В.А. Маклаков, — один неверный шаг, — и вы безвозвратно погибли. В автомобиле близкие люди, родная мать ваша. И вдруг вы видите, что ваш шофер править не может... В автомобиле есть люди, которые умеют править машиной, но оттеснить шофера на полном ходу — трудная задача». Отсюда дилемма: или следует подождать времени, «когда минует опасность» (т. е. кончится война), или внять матери, «которая будет просить вас о помощи», и все же немедленно отстранить «безумного шофера».
|
|
Прошло чуть меньше трех лет, и С.Н. Булгаков писал о кадетах, подхвативших прозрачно-аллегорический намек Маклакова: «Да если бы они понимали что-нибудь в России, они знали бы, какую ставку делают, гово-ряо"переменешофера",поподломутогдашнемувьгражению» (Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии. М., 1997, т. 2, с. 313).
32 Имеется в виду «принцип экономии мышления», разработанный Э. Махом в «Анализе ощущений» (М., 1908), являющийся распространением на человека и его познание учения Ч. Дарвина о борьбе за существование и естественном отборе. См. также прим. 14 и 15 к главе 24.
Комментарии к с. 883-888