Методические рекомендации для проведения экзамена

Успешному проведению экзамена способствует систематическое посещение лекционных, практических и семинарских занятий, тщательная проработка вопросов, выносимых на обсуждения на групповых занятиях и самостоятельная подготовка обучающихся.

При подготовке к экзамену необходимо ознакомиться с вопросами, составить структурно-логическую схему ответа на каждый вопрос, используя при этом материалы лекционных практических и семинарских занятий, рекомендуемую преподавателем литературу.

При возникновении сложностей в процессе подготовки к экзамену необходимо обратиться за консультацией к преподавателю.

Перечень экзаменов, а также период их проведения, устанавливаются в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком.

Экзамены являются заключительным этапом изучения учебной дисциплины и имеют целью проверить теоретические знания обучающихся, их навыки и умение применять полученные знания при решении практических задач.

Экзамены проводятся в счет времени, выделяемого учебным планом на экзаменационную сессию.

Время на подготовку к экзамену устанавливается с учетом объема и сложности учебной дисциплины как правило, не менее трех дней, по отдельным учебным дисциплинам практической направленности – не менее двух дней.

В один день обучающемуся разрешается сдача только одного экзамена.

Обучающиеся допускаются к экзаменационной сессии только при условии положительной сдачи всех зачетов, выполнения письменных работ, прохождения и защиты практики, предусмотренных учебным планом на данный семестр.

Экзамен проводится в объеме рабочей программы учебной дисциплины. Форма проведения экзамена определяется кафедрой. Порядок проведения экзаменов определяется локальным актом института.

Для подготовки обучающихся к экзамену кафедрой разрабатывается перечень вопросов по разделам и темам, выносимым на экзамен.

Для проведения экзамена на кафедре разрабатываются экзаменационные билеты, количество которых должно быть больше числа экзаменуемых в учебной группе (взводе) не менее чем на 10 %.

Материалы для проведения экзамена (билеты, практические задания, материальное обеспечение, необходимое для проведения экзамена, справочные пособия, разрешенные для использования на экзаменах и т.п.) обсуждаются на заседании кафедры и утверждаются заместителем начальника института по учебной работе не позднее, чем за 10 дней до начала экзаменационной сессии.

В экзаменационный билет должны включаться не менее двух теоретических вопросов из разных разделов программы, в зависимости от специфики предмета, одно - два практических задания (задачи).

Экзамены, как правило, принимаются лицами профессорско-преподавательского состава, читавшими лекции на данном потоке.

В отдельных случаях начальник кафедры может разрешить прием экзаменов преподавателям, проводивших семинарские и практические занятия в данных учебных группах.

Кроме экзаменатора и экзаменуемых, на экзамене имеют право присутствовать следующие должностные лица: начальник и заместители начальника института, начальник учебного отдела, начальник (заместитель начальника, председатель предметно-методической секции) кафедры, за которой закреплена данная учебная дисциплина, а также иные лица с разрешения начальника института или его заместителя по учебной работе.

В аудитории, в которой проводится экзамен, должны быть рабочие программы учебной дисциплины, экзаменационная ведомость, два комплекта экзаменационных билетов, комплект практических заданий, маркированные листы бумаги для записей ответа на билет, необходимые справочные материалы, не содержащие прямого ответа на вопросы экзаменационного билета, оборудование, приборы, техника, оружие, перечень которых должен быть обсужден на кафедре и утвержден совместно с экзаменационными билетами.

Обучающийся, получивший неудовлетворительную оценку пересдает экзамен – не ранее чем через два-три дня после окончания экзаменационной сессии в учебной группе (взводе);

в этом случае учебным отделом составляется график пересдачи экзаменов готовятся экзаменационные ведомости или экзаменационные листы для индивидуальной сдачи, которые подписываются заместителем начальника института по учебной работе или начальником учебного отдела;

пересдача экзамена по одному предмету допускается не более одного раза.

Рекомендуемая процедура проведения устного экзамена:

в аудитории одновременно могут находиться не более шести обучающихся;

перед началом экзамена учебная группа (взвод) в полном составе представляется экзаменатору, который проводит краткий инструктаж;

обучающийся после доклада о прибытии для сдачи устного экзамена предъявляет экзаменатору свою зачетную книжку, после чего лично берет билет, называет его номер, получает чистые маркированные листы бумаги для записей ответов (решения задач) и приступает к подготовке ответа;

при сдаче устного экзамена обучающийся берет, как правило, только один билет;

в случаях, когда обучающийся берет второй билет, оценка его ответа снижается на один балл;

для подготовки к ответу обучающемуся отводится не менее 30 минут;

после подготовки к ответу или по истечении отведенного для этого времени обучающийся докладывает экзаменатору о готовности и с его разрешения или по вызову отвечает на поставленные в билете вопросы;

прерывать обучающегося при ответе не рекомендуется, исключение - ответ не по существу вопроса билета;

по окончании ответа на вопросы билета экзаменатор может задавать обучающемуся дополнительные и уточняющие вопросы в пределах учебного материала, вынесенного на экзамен, в том числе по темам, пропущенным обучающимся;

если обучающийся отказался от ответа на билет, ему выставляется неудовлетворительная оценка;

оценка по результатам устного экзамена объявляется обучающемуся и вносится экзаменатором в экзаменационную (зачетную) ведомость, зачетную книжку;

неудовлетворительные оценки («не явился») в зачетные книжки не вносятся;

после ответа на все вопросы обучающийся сдает экзаменатору билет и конспект (тезисы) ответа;

обучающимся, которые были замечены в использовании неразрешенных пособий и различного рода записей, а также нарушающим установленные правила поведения на устном экзамене, по решению председателя экзаменационной комиссии (экзаменатора) могут даваться дополнительные задания по любому из вынесенных на устный экзамен разделов учебной дисциплины.

Рекомендуемая процедура проведения письменного экзамена:

перед началом письменного экзамена обучающимся выдаются задания, тесты и учебные пособия, которыми разрешено пользоваться на письменном экзамене, и другие материалы, необходимые для выполнения задания. Перечень материалов, разрешенных для использования во время письменного экзамена, обсуждается на заседании кафедры и утверждается совместно с билетами;

одновременно с билетом выдается необходимое количество листов чистой маркированной бумаги. Пользоваться другими листами бумаги, кроме выданных, не разрешается;

все листы выданной бумаги, в том числе с черновыми записями, по окончании письменного экзамена должны сдаваться экзаменатору;

выход обучающихся из помещения, где проводится письменный экзамен, может быть разрешен экзаменатором лишь в случае крайней необходимости, при этом обучающийся обязан сдавать свою работу экзаменатору;

по завершении выполнения работы или по истечении времени, отведенного на письменный экзамен, все обучающиеся сдают работы, в том числе незавершенные;

оценка по результатам письменного экзамена объявляется после проверки работы, но не позднее двух дней после ее выполнения, и проставляется в экзаменационную ведомость, зачетную книжку и учебную карточку обучающегося;

Как правило, уровень сформированности компетенций, знания, умения и навыки обучающихся при промежуточной и итоговой аттестации, определяются оценками: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).

Оценку «отлично» рекомендуется выставлять, если обучающийся в полном объеме усвоил программный материал, исчерпывающе раскрыл теоретическое содержание вопросов билета (задания), не затруднился с ответом на дополнительные вопросы экзаменатора, успешно выполнил практические задания, продемонстрировав необходимые навыки и умение правильно применять теоретические знания в практической деятельности, правильно обосновал принятые решения, оказался в состоянии самостоятельно анализировать, обобщить и последовательно, логично, аргументировано изложить материал, не допуская ошибок;

Оценку «хорошо» рекомендуется выставлять, если обучающийся знает программный материал, правильно, по существу и последовательно излагает содержание вопросов билета (задания), в целом правильно выполняет практическое задание, владеет основными умениями и навыками, при ответе не допускает существенных ошибок и неточностей.

Оценку «удовлетворительно» рекомендуется выставлять, если обучающийся усвоил только основные положения программного материала, содержание вопросов билета изложил поверхностно, без должного обоснования, допустил неточности и ошибки, недостаточно правильные формулировки, нарушил последовательность в изложении материала, практические задания выполнил не в полном объеме, испытывал затруднения при ответе на часть дополнительных вопросов;

Оценку «неудовлетворительно» рекомендуется выставлять, если обучающийся не знает основных положений программного материала, при ответе на билет допускает существенные ошибки, не в состоянии выполнить практические задания, не может ответить на большинство дополнительных вопросов или отказывается отвечать.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: