Мых ресурсов) в результат

В этом определении нет деления процесса на объект управ-

ления и управляющий объект, которые незримо присутствуют

в определении процесса, данному в международных стандартах

ИСО 9000.

Согласно системе предоставления услуг (см. рис. 2.1) в ходе

сервисного процесса происходит преобразование вводимых фак-

торов — персонала, материальных объектов, окружающей среды.

В зависимости от большего или меньшего участия того или ино-

го фактора в системе предоставления услуг сервисные процессы

могут быть направлены либо на человека, либо на материальные

объекты.

В туризме основными процессами являются процессы обслу-

живания с высокой степенью участия туриста, например, процес-

сы, связанные с приобретением туристом путевки, его доставкой

к месту отдыха, заселением в гостиницу и при обслуживании в

течение всего срока отдыха.

Обслуживание туриста не обходится и без процессов, направ-

ленных на материальные объекты — уборка номера в гостинице,

химическая чистка вещей туриста в гостинице, работа инженер-

ных служб гостиницы для обеспечения туриста горячей и холод-

ной водой, теплом и т.д.

Турист, находясь на отдыхе в туристическом центре, может

пользоваться его разнообразными культурно-развлекательными

услугами. Процессы, связанные с этими услугами, направлены на

сознание человека (посещение концертов, музыкальных вечеров

и т.д.).

Работа туристических организаций невозможна без постоян-

ной обработки внешней и внутренней информации для принятия

оперативных и стратегических решений, без использования услуг

бухгалтерии, юридических услуг, услуг страхования и др. Процес-

сы по предоставлению этих услуг основаны на обработке инфор-

мации.

Итак, услуги и процессы по их предоставлению могут быть на-

правлены на человека, материальные объекты, сознание человека

или информацию. Но основными процессами обслуживания в ту-

ризме являются процессы, направленные на человека. Подобные

процессы отличаются высокой степенью непредсказуемости, вно-

симой как туристами, так и обслуживающим персоналом. В про-

цессе обслуживания туристов возможны различные нестандартные

ситуации, и персонал должен достойно разрешать возникающие

проблемы. Поэтому для качественного обслуживания туристов

там, где возможно, целесообразно сначала описать, а затем стан-

дартизировать процессы. Тогда подготовка и тренинг персонала,

Развитие у него навыков работы в условиях тесного взаимодей-

ствия с потребителями осуществляются на основе стандартов.

Сложнее осуществить подготовку и проводить тренинг персо-

нала при индивидуализированных процессах, когда туристский

продукт приспосабливают под конкретные потребности клиента.

Но и в этом случае подробное описание процесса, выявление воз-

можных критических событий при обслуживании туриста позво-

ляет избежать возможных отклонений от описания.

Согласно определению процесс обслуживания туриста можно

представить как набор отдельных этапов, расположенных в опре-

деленной последовательности, взаимозависимых и взаимосвязан-

ных. Наиболее приемлемым методом отображения подобных про-

цессов является метод, связанный с составлением блок-схем этих

процессов.

При составлении блок-схемы процесса обслуживания, преж-

де всего, необходимо уяснить преследуемую при этом цель; со-

ставить перечень операций, из которых состоит процесс; опи-

сать каждый этап с указанием действий персонала; установить

взаимосвязь между этапами и взаимодействие персонала на этих

этапах.

На рис. 2.3 приведена блок-схема процесса обслуживания ту-

риста в гостинице. На блок-схеме отражены материальные и фи-

зические объекты обслуживания; действия туриста; линия взаи-

модействия с персоналом и действия персонала, непосредственно

занимающегося обслуживанием; линия видимости, за которой

находятся службы, невидимые туристом; действия персонала, на-

ходящегося в невидимой части гостиницы; линия внутреннего

взаимодействия, отделяющая невидимые для туриста службы, но

участвующие в обслуживании, от поддерживающих процессов;

поддерживающие процессы, в качестве которых выступают про-

цессы обработки информации (база данных), служба снабжения,

технические и инженерные службы и т.д.

Составление подобных развернутых блок-схем процессов об-

служивания в туризме позволяет выполнить следующие действия:

выявить наиболее опасные точки, в которых может произойти

сбой в качестве обслуживания. Это дает возможность операци-

онным менеджерам разработать процедуры, направленные на

устранение возможных негативных моментов в обслуживании;

установить этапы, связанные с неоправданным ожиданием ту-

ристом обслуживания, что позволяет нормировать время обслу-

живания и внести нормативы в соответствующие стандарты;

более обосновано разработать стандарты или инструкции, ре-

гламентирующие действия персонала по обслуживанию тури-

стов;

усовершенствовать систему обслуживания за счет более раци-

ональной организации действующих процессов, например, путем

сокращения определенных элементов обслуживания;

Вопрос 10.

Классификация методов управления качеством

Метод управления качеством — это совокупность приемов и

способов воздействия на управляемый объект для достижения

целей качества.

Качество зависит от многочисленных и разнообразных факто-

ров технического, экономического, социально-психологического

характера. Организации, ведущие продуманную политику повы-

шения качества обслуживания, используют для достижения по-

ставленных целей в области качества большой арсенал методов,

инструментов и средств.

В экономической литературе нет принятой классификации ме-

тодов, используемых при управлении качеством. В связи с этим

предлагается рассматривать следующие группы методов:

методы управления, заимствованные из общего менеджмента;

методы, используемые для оценки уровня качества услуг;

методы оценки уровня конкурентоспособности услуг, процес-

сов и систем обслуживания;

инструменты управления (планирования) качеством и анализом

процесса, сформировавшиеся и используемые в области качества;

методы обеспечения и контроля качества услуг;

методы оценки удовлетворенности потребителей качеством

Услуг и качеством обслуживания.

Прежде всего, необходимо ориентироваться на методы, ис-

пользуемые в общем менеджменте, позволяющие организовать

Работу персонала для достижения требуемого качества обслужи-

вания. В этой связи можно выделить следующие методы:

организационно-административные методы, основанные на

прямых явных указаниях;

экономические методы, обусловленные экономическими сти-

мулами;

социально-психологические методы, применяемые для повы-

шения социальной активности сотрудников;

методы командной работы, включая кружки качества, направ-

ленные на отказ от конкуренции и переход к сотрудничеству ра-

ботников.

Для действенного управления качеством необходимо распола-

гать методами, позволяющими оценивать уровень качества и кон-

курентоспособность услуг и организаций. С этой целью успешно

в области качества используют методы квалиметрии и экспертные

методы.

В области управления качеством сформировались и собствен-

ные методы планирования, анализа и управления. Среди них

можно выделить инструменты управления (планирования) ка-

чеством, технологию развертывания функций качества (РФК),

методы анализа процесса (постоянного совершенствования),

метод ABC-анализа, а также методы обеспечения и контроля ка-

чества, используемые в области туризма, гостиничного бизнеса

и общественного питания.

Инструменты управления (планирования) качеством, раз-

работанные японским союзом ученых и инженеров, включают в

себя: диаграмму связанности (сродства), диаграмму связей (взаи-

мосвязей), древовидную диаграмму, диаграмму процесса осуществ-

ления программы (PDPC), матричную диаграмму, стрелочную

диаграмму, анализ матричных данных (матрицу приоритетов).

Основным приемом технологии развертывания функций ка-

чества служит таблица «дом качества», в которой отображена

связь между фактическими показателями качества продукта (по-

требительскими свойствами, требованиями потребителей) и вспо-

могательными показателями (техническими требованиями к про-

дукту, характеристиками работы организации).

Управленческие решения в области качества должны прини-

маться на основе фактов, обработка которых осуществляется с

использованием инструментов математической статистики. Для

упрощения использования этих инструментов японский союз

ученых и инженеров предложил семь простых и наглядных ме-

тодов анализа процесса (постоянного совершенствования) —

«семь инструментов» качества. Эти методы сохраняют связь со

статистикой и ими можно пользоваться без специальной подго-

товки в области статистики. Часто для простоты эти методы на-

зывают статистическими методами анализа качества и включают

в их состав причинно-следственные диаграммы Исикавы, кон-

трольные листки, гистограммы, диаграммы разброса, диаграм-

мы Парето, стратификацию, контрольные карты. К статистиче-

ским методам анализа качества примыкают методы, которые

используются совместно с ними на начальной стадии работы.

К этим методам можно отнести временной ряд, схему процесса,

мозговую атаку.

В р е м е н н о й ряд (линейный график) отражает изменение

параметра процесса во времени, т.е. на основе временного ряда

можно выявить существенные тенденции параметров процесса

(изменение средних величин этих параметров).

Схема п р о ц е с с а — это последовательность операций про-

ц е с с а оказания услуги (обслуживания потребителя). Она может

с л у ж и т ь для выявления слабых мест в ходе выполнения процесса

иди отклонений процесса от заданных требований. Иллюстраци-

ей процесса обслуживания туриста в гостинице может служить

в е р х н я я часть структурной схемы, приведенной на рис. 2.3.

Мозговую атаку («мозговой штурм») используют для бы-

с т р о й групповой выработки идей, например, по решению по-

ставленной проблемы. Идеи подаются участниками группы в

установленном порядке или по мере их появления. При этом

поданные идеи не критикуются, записываются для общего обо-

зрения членам группы.

Метод ABC-анализа предполагает разбиение всех факторов,

влияющих на качество услуг, на три одинаковые группы по чис-

ленности, но существенно различающиеся по влиянию на каче-

ство услуг. Метод иллюстрируется при рассмотрении диаграммы

Парето (см. подразд. 3.6).

Методы обеспечения и контроля качества, используемые

в области туризма, гостиничного бизнеса и общественного пи-

тания, включают в себя методы государственного регулирования

туристской индустрии и методы обеспечения и контроля каче-

ства, действующие в рамках каждой организации.

Ориентация на потребителя заставляет организации туризма

широко использовать методы оценки удовлетворенности потре-

бителей качеством услуг и качеством обслуживания.

Особое место в области качества занимает метод бенчмаркин-

га, позволяющий оценивать конкурентоспособность процессов

организации по отношению к ее наиболее сильному конкуренту,

выявлять слабые места в этих процессе и наметить меры по улуч-

шению положения дел в организации (см. подразд. 5.6).

Вопрос 11

Измерение показателей качества

и конкурентоспособности услуг

При измерении и оценке показателей качества и конкуренто-

способности услуг, процессов и организаций часто применяют

Методы квалиметрии и экспертные методы. Квалиметрия позво-

Л я е т выбрать шкалу измерения, определить единичные показате-

Ли качества рассматриваемых объектов, а также рассчитать их

Комплексные или интегральные показатели качества. Методы ква-

лиметрии используются совместно с экспертными методами.

Единичные показатели качества и конкурентоспособности

Услуг, процессов и организаций могут выражаться как в количе-

ственной, так и в качественной форме. Сбор и анализ качествен ной информации более сложен, чем количественной. Качествен-

ную информацию получают в ходе бесед с экспертами, потреби-

телями услуг, специалистами организаций, путем анкетных опро-

сов, а также с помощью различных методов групповой работы.

Получаемая подобным путем информация часто бывает субъек-

тивной, отражающей мнения респондентов.

Другая не менее важная проблема — выбор шкалы измерения

для оценки единичных показателей качества и конкурентоспо-

собности услуг (организаций), выражаемых в количественной

и качественной формах.

Предпочтения, так же как и отношения, можно измерить с по-

мощью номинальной, порядковой, интервальной и относитель-

ной шкал.

С помощью номинальной шкалы осуществляется классифика-

ция объектов по объективным или субъективным признакам.

Порядковая шкала измеряет большинство свойств и признаков

услуг (организаций) и измерение основано на субъективных ин-

дикаторах, выражающих отношение опрашиваемых к чему-либо.

Интервальная шкала используется для измерения признаков,

которые можно выразить числом.

Относительная шкала (шкала отношений) имеет нулевую

точку и позволяет проводить количественное сравнение получен-

ных результатов.

Наибольшее распространение в туризме при оценке качества

и конкурентоспособности услуг, процессов и организаций нахо-

дит порядковая шкала, в качестве которой выступают пятибалль-

ная или семибалльная шкала.

Оценивая качество услуги, сравнивают показатели качества

оцениваемой услуги с базовыми значениями аналога (эталона)

услуги, выбранного из группы однородных услуг. Результат оцен-

ки обычно выражается в количественной (значение комплексно-

го показателя качества в виде числа), а также качественной

(утверждение о соответствии услуги требований определенного

рынка) формах.

При проведении оценки различают классификационные (для вы-

бора аналога услуги), ограничительные (показатели безопасности

услуги) и оценочные для сопоставления с аналогом показатели.

Оценка уровня качества используется при разработке новой или

модернизации действующей услуги и при выходе с услугой на рынок.

В большинстве случаев выбор показателей для оценки каче-

ства услуги проводится экспертным методом.

Технология экспертной оценки услуги. Эксперты — квали-

фицированные специалисты, которые выносят суждения о каче-

стве услуги, которые могут иметь количественную или качествен-

ную форму.

Экспертные методы могут применяться для определения но-

менклатуры показателей качества услуг, оценивания конкретных

е д и н и ч н ы х показателей из установленной номенклатуры, опреде-

ления коэффициентов весомости (значимости) показателей ка-

чества услуг, выбора аналога услуги.

Экспертную оценку осуществляет экспертная комиссия, со-

стоящая из экспертов и рабочей группы, которая организует дея-

тельность экспертов и обрабатывает вынесенные ими суждения.

Процесс оценки качества продукции осуществляется в четыре

этапа.

1. Постановка целей оценки руководителем работы и форми-

рование состава экспертов и рабочей группы.

2. Выбор методов и процедур оценки рабочей группой. Ис-

пользуются групповые и индивидуальные методы опроса. Про-

цедуры опроса экспертов включают в себя:

интервьюирование (порядок вопросов зависит от ответов ре-

спондента на предыдущие вопросы);

анкетирование (вопросы анкеты составляются заранее).

3. Члены экспертной группы выносят свои суждения относи-

тельно номенклатуры показателей качества услуги и оценивают

каждый единичный показатель качества в соответствии с уста-

новленными на втором этапе методами и процедурами. Для оцен-

ки эксперты используют балльную шкалу оценок с пятью или се-

мью оценочными точками (градациями), т.е. с нечетным количе-

ством значений (табл. 3.1). Количество градаций — главная ха-

Та б л и ц а 3.1. Шкала для оценки качества услуги

Градация Баллы Качественная оценка

Вариант с пятью градациями

5 5 Отличное качество

4 4 Хорошее качество

3 3 Среднее качество

2 2 Плохое качество

1 1 Очень плохое качество

Вариант с семью градациями

1 100 Очень высокое качество

6 85 Высокое качество

5 70 Выше среднего качество

4 55 Среднее качество

3 40 Ниже среднего качество

2 25 Низкое качество

1 10 Очень низкое качество

3 Баумгарген 65

рактеристика данных шкал, а разность баллов между двумя со-

седними градациями не имеет значения.

Одновременно эксперты устанавливают желательность учета

выбранных показателей качества — коэффициенты их весомости,

используя ту же или другую оценочную шкалу (см. ниже).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: