Итак, можно сделать вывод, что стоимость любого имущества зависит от затрат на воспроизводство аналогичного имущества. Затратный подход является основным при оценке стоимости ремонта (восстановления) транспортных средств и реализуется на основе составления отчета об оценке, включающего в себя калькуляцию на ремонтные работы (стоимость запасных частей, трудоемкость работ по ремонту). Затратный метод показывает оценку восстановительной стоимости транспортного средства за вычетом физического и морального износа. В данной главе я произвела расчет по восстановительной стоимости автомобиля Ssang Yong Kyron затратным подходом.
Я рассчитала стоимость требуемых ремонтных работ автомобиля, стоимость запасных частей, за вычетом их амортизационного износа. Произвела расчет стоимости нанесенного ущерба исследуемого транспортного средства по отношению к годным деталям.
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАЗАХСТАНЕ
3.1Развитие оценочной деятельности
Переход к рыночной экономике привел к зарождению и развитию нового вида деятельности - оценочной. Формирование профессии оценщика в Казахстане началось в 1995 году, когда было создано Государственное агентство по регистрации и оценке недвижимости с территориальными подразделениями во всех областях Республики. В этом же году наряду с государственной оценкой появились первые общественные объединения профессиональных оценщиков.
|
|
7 августа 1997 года приказом Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан были утверждены квалификационные требования для лиц, профессионально занимающихся оценкой имущества, тем самым была официально признана новая профессия. В 1997 году законодательно в лицензируемые виды была введена оценочная деятельность и образован уполномоченный орган по оценочной деятельности. В это же время была создана Казахстанская Ассоциация Оценщиков (КАО), которая добилась в 1998 году принятия Казахстана в Международный комитет по стандартам оценки и инициировала разработку и принятие в ноябре 2002 года Закона «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан». На первом этапе развития оценочной деятельности с 1998 по 2002 годы лицензии получили всего 117 юридических и 343 физических лиц.
B 1999 году КАО организовала и провела первую международную конференцию оценщиков, на которой были рассмотрены и одобрены Концепция развития оценочной деятельности и Mетодика массовой оценки.
B октябре 2000 года на очередной конференции МКСО в Лондоне была утверждена новая редакция Mеждународных Стандартов Оценки и подчеркнуто, что они зарегистрированы в установленном порядке в качестве интеллектуальной собственности членов МКСО, со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями.
|
|
B конце ноября 2000 года был принят, закон "Об оценочной деятельности в РК" с изъятием из проекта, разработанного КАО, ряда существенных положений. В частности из текста были исключены статьи о Стандартах оценки и саморегулируемых организациях, что привело к значительным затруднениям в реализации положений данного Закона, особенно касающихся разработки
Pазвитие автомобильного рынка в стране, значительное насыщение его автомобилями приводит к существенному увеличению юридических операций с автотранспортными средствами. Вместе с тем, возрастает интенсивность дорожного движения и, как следствие, количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП).
Hачало в Казахстане оценки ущерба автотранспортных средств стартовало после принятия Положения об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств, утверждённого Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 октября 1996 г. № 1319. при повреждении имущества размер убытков определялся исходя из стоимости восстановления поврежденного имущества (предметов) или суммы необходимых затрат по ремонту отдельных узлов, деталей, предметов. Стоимость восстановления и размер затрат определялись на основании расчёта (калькуляции), составляемого страховщиком, исходя из цен, расценок и тарифов, действующих на момент наступления страхового случая или на основании расчёта (калькуляции) составленного строительными, ремонтными и другими компетентными организациями. При необходимости страховщик для составления или экспертизы смет на восстановление повреждённого имущества пользовался услугами независимых экспертов. Cпоры по определению размера причинённого ущерба разрешались в судебном порядке. Размеры годового страхового платежа были довольно демократичны и учитывали не только класс автомобиля, который имел привязку к объёму двигателя, но и с учётом места регистрации транспортного средства: г. Алматы и Южно-Казахстанская область имели при расчётах поправочный коэффициент «1», а в других областях он колебался от 0,9 до 0,75. Минимальный тариф для легковых автомобилей без учёта поправочного коэффициента (назовем его «базовый») составлял 3 МРП (минимального расчётного показателя), а максимальный составлял 7 МРП. Самый большой тариф в 9 МРП был предусмотрен для грузовых автомобилей, грузоподъёмностью более 2 тонн.
3.2 Предложения по совершенствованию оценочной деятельности
Oценка имущества - это один из тех механизмов, с помощью которых работает рынок. Как отмечается в концепции правовой политики Республики Казахстан на 2010 – 2020: "Важным инструментом рыночной экономики является оценочная деятельность, правовое регулирование которой требует постоянного внимания и совершенствования".[27]
Oсновная роль в развитии оценки сегодня отдана саморегулируемым организациям – профессиональным объединениям оценщиков. Профессия нуждается в авторитетных саморегулируемых организациях, способных помогать, поддерживать своих членов и обеспечивать контроль за их деятельностью, а также активно участвовать в нормотворческой деятельности. Саморегулируемые организации должны стать сильными, реально действующими, выражающими общественно значимые, а не узконаправленные интересы. [27]
На настоящем этапе развития института оценки можно выделить следующие основные проблемы, затрудняющие развитие единого и эффективного рынка оценочных услуг:
· Уточнение норм смежного законодательства, затрагивающих вопросы независимой оценки, для обеспечения полноты и непротиворечивости законодательства, регулирующего вопросы независимой профессиональной оценки, повышения роли оценщика в гражданском и хозяйственном обороте.
|
|
· Разработка подзаконных нормативных актов, обеспечивающих формирование единой, полной методологической базы оценочной деятельности, совершенствование межведомственного взаимодействия по вопросам оценки, повышение эффективности оценки государственного имущества.
В целях завершения формирования нормативной правовой базы по оценке всех видов имущественных прав необходимо:
- разработать и утвердить стандарты в области оценки имущества;
- максимально унифицировать понятийный аппарат и терминологию, применяемую в оценочной деятельности, с понятийным аппаратом и терминологией бухгалтерского и первичного учета, налогообложения, регистрации объектов оценки в Республике Казахстан, а также с понятийным аппаратом и терминологией международных стандартов оценки;
- утвердить государственные требования к программам профессиональной переподготовки оценщиков;
- утвердить порядок аттестации и аккредитации оценщиков;
- законодательно определить функции, права и обязанности саморегулируемых организаций профессиональных оценщиков и создать условия для их работы;
- привести систему налоговой отчетности в соответствие с МСФО, не облагать налогом прирост стоимости активов, вызванный их переоценкой в целях перехода системы бухгалтерского учета на МСФО, пересмотреть систему учета амортизации при расчете величины налогооблагаемого дохода;
- устранить на законодательном уровне пробелы, связанные с оборотом результатов интеллектуальной деятельности, земельных, лесных ресурсов, полезных ископаемых и других специализированных активов;
- произвести амнистию нематериальных активов (технологий), которые фактически используются в процессе производства, но не стоят на балансе. [27]
Кроме этого требуется организовать разработку нормативной, информационной и методической базы оценки имущества, включающей в себя:
|
|
- методики оценки всех видов имущества для различных целей;
- затратные справочники;
- базы данных о ценах на основное производственное оборудование, инструменты и инвентарь
- информационную базу о ценах предложения, продажи и реальных сделок с имуществом;
- информационную базу о показателях доходности и риска по различным видам бизнеса.
- следует провести ревизию всех нормативных актов в сфере оценочной деятельности и отменить все положения, согласно которых методы оценки, порядок заключения договоров на оценку и процедура оценки рыночной и иной стоимости установлены не уполномоченным органом. [27]
- подготовить нормативный акт, в котором запретить проведение аккредитации оценщиков любыми органами, кроме уполномоченного органа.
- при наделении территориальных органов юстиции контрольными функциями, проверку производить совместно с территориальной палатой оценщиков и палатой, членом, которой является данный оценщик. Периодичность проверки установить в соответствии с утвержденным положением по управлению рисками. [27]
- для создания базы данных о ценах на недвижимое имущество создать и постоянно обновлять базу данных на основе анализа договоров купли-продажи, регистрируемых в Центрах недвижимости.
- разработать и опубликовать Комментарий к закону «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан»
Рынок – это механизм саморегулирования экономических процессов, поэтому все его институты, в том числе и оценка, могут эффективно действовать в рыночной среде только в условиях саморегулирования.
В связи с тем, что на подавляющем большинстве казахстанских предприятий балансовая стоимость активов занижена от 3х до 10-ти раз, начисленной амортизации не хватает даже на простое воспроизводство, поэтому износ оборудования в некоторых отраслях достиг 70%. [27]
Для того, чтобы повысить эффективность использования всех материальных ресурсов, их нужно правильно оценить и обложить разумным налогом. Тогда плодородные земли не будут зарастать бурьяном, т.к. потребуется платить налог не с фактического дохода, а с такого, который может быть получен при наиболее эффективно использовании земли. По этой же причины не будут пустовать квартиры и появится рынок аренды жилья. Цивилизованным образом решится проблема сноса малоэтажного жилья, расположенного в центре города. Там просто не выгодно будет иметь одноэтажный дом, так как налог на землю будет достаточно высокий. То есть с помощью правильной оценки можно решить многие проблемы управления экономикой. "Вы не можете управлять тем, что не можете оценить" утверждал глава компании Хьюлет-Паккард.
Достоверная оценка стоимости нужна постоянно: для кредитования, страхования, вклада в уставный капитал, развития рынка ценных бумаг и т.д. К чему может привести недостоверная оценка залогового имущества, наглядно показал финансовый кризис 2008 года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной дипломной работе были рассмотрены общие положения, принципы их и методы, на основе которых рекомендуется проводить оценку стоимости поврежденных автотранспортных средств, стоимости их ремонта (восстановления) и ущерба от их повреждения.
Ущерб от повреждения (материальный ущерб) — величина уценки автотранспортного средства в результате полученных повреждений или величина понесенных расходов при его восстановлении до технического состояния, в котором оно находилось непосредственно перед повреждением, с учетом невозможности восстановления его до указанного состояния при проведении отдельных видов работ по ремонту.
Были рассмотрены основные виды поврежденний, получаемых автомобилем при ДТП, классификация их ремонта, виды перекоса автомобиля, а так же его устранение.
Оценка ущерба от повреждения автотранспортного средства определяется на дату повреждения или на более позднюю дату. Оценка ущерба на дату поврежден может проводиться для предъявления имущественного иска в соответствии с гражданским законодательством, назначения меры наказания согласно уголовному законодательству формирования информационной базы по величине ущерба от дорожно-транспортных происшествий на региональном и государственном уровнях.
Оценка ущерба от повреждения автотранспортного средства на более позднюю дату, чем дата повреждения определяется в случаях, установленных процессуальными процедурами гражданского, уголовного и таможенного законодательства, а также при необходимости учета дополнительных повреждений автотранспортного средства, полученных в результате транспортировки, хранения или по другим причинам в период между датой повреждения и датой оценки.
На мой взгляд, методика оценки транспортных средств, стоимости их восстановления написана весьма доступно и позволяет максимально приблизиться к единой стоимости. Благодаря методике можно определить норма - час ремонта, замены деталей. Ремонт деталей делится на четыре вида (от 20% до 50% в легкодоступных местах и 20-30% в труднодоступных местах, с применением сварочных работ). Также в методике учитывается амортизационный износ деталей, при их замене. Износ рассчитывается произведением фактического срока службы автомобиля, износа автомобиля за год эксплуатации, а так же корректировок по природно-климатическим условиям, окружающей среде, и даже региону в котором находится автомобиль. Если автомобиль не удается восстановить до того состояния, в котором оно находилось до повреждения, так же ссылаясь на методику восстановительной стоимости, автомобиль рассчитывают по утрате товарной стоимости. Если сумма затрат на восстановление поврежденного транспортного средства составляет 80 и более % от среднерыночной стоимости а стоимость остатков годных к эксплуатации деталей и агрегатов менее 20%, то нужно сделать расчет по отношению к годным к эксплуатации деталям.
Итак, можно сделать вывод, что стоимость любого имущества зависит от затрат на воспроизводство аналогичного имущества. Затратный подход является основным при оценке стоимости ремонта (восстановления) транспортных средств и реализуется на основе составления отчета об оценке, включающего в себя калькуляцию на ремонтные работы (стоимость запасных частей, трудоемкость работ по ремонту). Затратный метод показывает оценку восстановительной стоимости транспортного средства за вычетом физического и морального износа. Во второй главе я произвела расчет по восстановительной стоимости автомобиля Ssang Yong Kyron затратным подходом.
Я рассчитала стоимость требуемых ремонтных работ автомобиля, стоимость запасных частей, за вычетом их амортизационного износа. Произвела расчет стоимости нанесенного ущерба исследуемого транспортного средства по отношению к годным деталям.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон об оценочной деятельности от 30 ноября 2000 года.
2. Стандарт оценки «Основные термины и определения», утверждённый приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 28 января 2010 г. № 26;
3. Гражданский кодекс РК;
4. Стандарт оценки "Оценка стоимости движемого имущества" приказом и.о. Министра юстиций РК от 09.12.2010 №325
5. Закон РК «О лицензировании», от 17.04. 1995 г. № 2200, с изменениями 1997,1999 г.;
6. Требования к форме и содержанию отчета об оценке, утверждённые постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 февраля 2013 г. № 124;
7. Цветное руководство по ремонту, техническому обслуживанию и
эксплуатации автомобилей ВАЗ-2105, ВАЗ-21051, ВАЗ-21053, ВАЗ-2104,ВАЗ-21043. М.: Третий Рим, 1998. 180 с.
8. Кузова легковых автомобилей: Обслуживание и ремонт / А.Ф.
Синельников, Ю.Л. Штоль, С.А. Скрипников. М.: Транспорт, 1995. 256 с.: ил., табл.
9. Адрианов Ю.В. Оценка стоимости подвижного состава транспорта. Учебное пособие. М.: Международная академия оценки и консалтинга, 2003. – 244с.
10. Адрианов Ю.В. Оценка автотранспортных средств. М: Дело, 2003.–448 с.
11. Васин П. Н. Правовое обеспечение формирования, обращения и оценки стоимости имущества. Учебное пособие. Новосибирск: СибАГС,2004. – 152с.
12. Васин П. Н. Экспертиза транспортных средств для целей страхования и страховых выплат. Учебное пособие. Новосибирск: СибАГС, 2004.–152с.
13. Назаров О. С., Третьяков Э. А. Оценка рыночной стоимости машин и оборудования. Учебное пособие. М.: Международная академия оценки и консалтинга, 2002. 134 с.
14. Меморандум о единой методике расчета стоимости нормо-часа по техническому обслуживанию транспортных средств и стоимости запасных частей в рамках обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, г. Алматы от 06.06.2008г
15. Методическое руководство по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа
16. Кузовные работы легковых автомобилей - РД 37009024-92 г
17. Eurotax Super SCHWACKE - "Калькуляция" - 05/06 г.
18. AUDOTEX, AUDONET
19. Методическое руководство по определению стоимости транспортных средств на момент предъявления. МЮРК ЦСЭМЮРК. Алматы. 1999 г.
20. Руководство по оценке имущества при повреждении импортных легковых автомобилей. Москва 1996г
21. Теория и практика оценки транспортных средств. Институт оценки.Алматы 2000 г
22. www.Ad-market.kz,www.kolеsа.kz. прочие специализированные сайты, в том числе сайты официальных дистрибьюторов автомобилей;
23. Кодекс Этики оценщика.
24. Методика исследования легковых автомобилей, теория и практика оценки транспортных средств.Алматы2000 г
25. www.kolеsа.kz, www.ad-market.kz и прочие специализированные сайты, в том числе сайты официальных дистрибьюторов автомобилей;
26. Артеменков И.Л., Артеменков А.И. Особенности учета и оценки недвижимости и других основных средств предприятий в соответствии с новыми требованиями МСФО, журнал «Вопросы оценки» № 4, 2007. (электронная версия) //www. Аpprisеr. ru.
27. Концепция развития оценочной деятельности Республики Казахстан 2010-2020;
ПРИЛОЖЕНИЕ
№ | Номер детали | Наименование запасных частей подлежащих замене AUDOTEX | Кол-во | Стоим. | Сумма. | ||
п/п | (артикул) | единиц. | единицы. | в тенге | |||
78711-09101 | Бампер передний | ||||||
61011-09011 | Капот | ||||||
61810-09002 | Петля капота левая и правая | ||||||
83103-09202 | Фара левая | ||||||
Фара правая | |||||||
83201-09051 | Противотуманная фара левая и правая | ||||||
51811-09000 | Крыло переднее левое | ||||||
51821-09000 | Крыло переднее правое | ||||||
79710-09100 | Подкрылок передний левый и правый | ||||||
79420-09003 | Облицовка панели ветрового стекла правая | ||||||
79110-09002 | Ветровое стекло переднее | ||||||
79112-09000 | Уплотнитель ветрового стекла переднего | ||||||
79112-09000 | Молдинг ветрового стекла переднего | ||||||
62011-09001 | Дверь передняя левая | ||||||
62021-09001 | Дверь передняя правая | ||||||
62810-09001 | Петля двери передней левой и правой верхняя | ||||||
62830-09001 | Петля двери передней левой и правой нижняя | ||||||
71250-09001 | Фиксатор передней левой и правой двери | ||||||
72130-09001 | Уплотнитель передней левой и правой двери | ||||||
72376-09000 | Стекло передней правой и левой двери | ||||||
71210-09025 | Замок передней левой и правой двери | ||||||
72371-09005 | Направляющий стекла передней левой и правой двери | ||||||
79516-09000 | Молдинг передней левой и правой двери | ||||||
78930-09121 | Зеркало заднего вида левое | ||||||
78921-09133 | Зеркало заднего вида правое | ||||||
72110-09000 | Уплотнитель проема передней левой и правой двери | ||||||
63011-09003 | Дверь задняя левая и правая | ||||||
63810-21001 | Петля задней левой и правой двери верхняя | ||||||
62810-21001 | Петля задней левой и правой двери нижняя | ||||||
71350-09002 | Фиксатор задней левой и правой двери | ||||||
73130-09001 | Уплотнитель задней левой и правой двери | ||||||
73376-09000 | Стекло задней левой и правой двери | ||||||
73373-09000 | 3-уг стекло задней левой и правой двери | ||||||
71310-09005 | Замок задней левой и правой двери | ||||||
73371-09000 | Направляющий стекла задней левой и правой двери | ||||||
73552-09001 | Молдинг передний рамы задней левой и правой двери | ||||||
73551-09000 | Молдинг верхний рамы задней левой и правой двери | ||||||
73553-09001 | Молдинг задний рамы задней левой и правой двери | ||||||
79536-09000 | Молдинг задней левой и правой двери | ||||||
73110-09000 | Уплотнитель проема задней левой и правой двери | ||||||
52111-09010 | Боковая рама левая и правая | ||||||
79556-09000 | Расширитель порога передний левого и правого | ||||||
79576-09002 | Расширитель порога задний левого и правого | ||||||
52230-09902 | Усилитель передней левой и правой стойки | ||||||
52402-09002 | Усилитель центральной левой и правой стойки | ||||||
55111-09201 | Панель крыши | ||||||
55310-09001 | Поперечина панели крыши передняя | ||||||
55321-09001 | Поперечина панели крыши средняя | ||||||
55331-09000 | Поперечина панели крыши средняя | ||||||
55341-09000 | Поперечина панели крыши средняя | ||||||
55350-09001 | Поперечина панели крыши задняя | ||||||
79810-09001 | Молдинг панели крыши левый и правый | ||||||
72551-09001 | Уплотнительный водосток передний левый и правый | ||||||
73160-09000 | Уплотнительный водосток задний левый и правый | ||||||
64011-09302 | Дверь задка | ||||||
71491-09000 | Уплотнитель двери задка | ||||||
79610-09101 | Стойлер двери задка | ||||||
79350-09100 | Стекло двери задка | ||||||
83602-09050 | Фонарь задний правый наружний | ||||||
52550-09010 | Стойка задняя левая и правая проема двери задка | ||||||
79680-09100 | Молдинг задней левой и правой боковины | ||||||
79250-09001 | Стекло задней левой и правой боковины | ||||||
52601-09004 | Усилитель задней левой и правой боковины | ||||||
7650А-09501 | Панель приборов | ||||||
7650А-09623 | Блок предохранителей | ||||||
74002-09430 | Сидение переднее правое | ||||||
74601-09013 | Ремень безопасности передний левый | ||||||
74602-09013 | Ремень безопасности передний правый | ||||||
73810-09101 | Обивка двери задка | ||||||
76410-08001 | Зеркало заднего вида солонное | ||||||
76110-09501 | Солнце защитный козырек левый | ||||||
76140-09000 | Солнце защитный козырек правый | ||||||
77310-09003 | Обивка передней левой и правой стойки | ||||||
77330-09001 | Обивка центральной левой и правой стойки верхняя | ||||||
77350-09002 | Обивка центральной левой и правой стойки нижняя | ||||||
7751А-09011 | Обивка панели крыши | ||||||
44401-09011 | Поперечный рычаг передний верхний левый и правый | ||||||
44501-09002 | Поперечный рычаг передний нижний левый и правый | ||||||
41231-09005 | Поворотный кулак передний левый и правый | ||||||
44325-09005 | Вилка амотризатора переднего левого и правого | ||||||
44310-09150 | Амортизатор передний левый и правый | ||||||
41730-09500 | Диск колеса | ||||||
***** | Автошина | ||||||
44710-09000 | Стабилизатор передний | ||||||
44751-09000 | Тяга стабилизатора переднего левая и правая | ||||||
44750-05001 | Тяга стабилизатора заднего левая и правая | ||||||
45710-09500 | Стабилизатор задний | ||||||
45601-09210 | Тяга панара задняя | ||||||
45301-09505 | Амортизатор задний левый и правый | ||||||
45401-08100 | Продольный рычаг задний левый и правый верхний | ||||||
45501-09000 | Продольный рычаг задний левый и правый нижний | ||||||
Итого: | 3422871,00 | ||||||
Естественный амортизационный износ составит в % - | 4,55% | 155740,63 | |||||
Примечание- [9] |