Прокуратуры района и города имеют в своем составе отделы (управления) по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам, укомплектованные, как правило, наиболее квалифициров-ми работниками, обладающими опытом работы в прокуратурах районов (городов), а перед руководителями этих подразделений не ставится никаких иных задач, помимо угол.-судебных, в отличие от прокуроров районов (городов), для которых обсуждаемое направление надзора не является единственным.
Задачами прокурора района (города) на данном направлении надзора являются:
- обеспечение поддержания государственного обвинения;
организация работы по опротестованию незаконных и необоснованных судебных постановлений в кассационном порядке;
- составление плана проведения сотрудниками прокуратуры обобщений по результатам проведенной за отчетный период работы; обобщения желательно проводить ежеквартально хотя бы по отдельным категориям дел.
На должность прокуроры городов и районов назначаются так же, как и освобождаются от должности – Генеральным прокурором РФ. Об их назначении и об их освобождении от должности публикуются в печати сообщения. Они подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Ген. Прокурору
|
|
Рассмотрение дел в порядке надзора возможно после того, как ранее вынесенный приговор или решение вошли в законную силу и не были опровергнуты в обычном (кассационном) порядке. Исключительный (надзорный) порядок имеет целью устранить ранее допущенные нарушения в связи с возникновением вновь открывшихся обстоятельств, ранее не известных суду.
Между тем прокурор района (города) вправе:
1) продлять срок предварительного следствия до 6 месяцев (ч. 3 ст. 162 УПК);
2) давать согласие на продление срока заключения под стражу до 6 месяцев (ч. 1 ст. 109 УПК);
3) вносить вышестоящему прокурору предложения об изменении штатной численности своих аппаратов и подчиненных (если таковые имеются) прокуратур, о кадровых изменениях (ст. 19 ФЗ «О прокуратуре РФ»)…
Прокурор района (города) обязан:
1) как и вся прокуратура в целом, осуществлять прокурорский надзор и иные направления деятельности прокуратуры;
2) считать основным направлением деятельности органов прокуратуры в борьбе с преступностью пресечение и предупреждение организованной преступности;
3) обращать особое внимание на безусловное выполнение законов, направленных на предупреждение преступности среди несовершеннолетних и прежде всего ее организованных форм; обеспечивать соблюдение всех процессуальных особенностей расследования уголовных дел в отношении подростков;
4) активно использовать свои полномочия для правовой защиты детства, предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
|
|
5) сосредоточить усилия на обеспечении раскрываемости и пресечении умышленных убийств, бандитизма, терроризма, экономических преступлений и коррупции, незаконного оборота оружия и наркотиков;
6) бескомпромиссно осуществлять уголовное преследование должностных лиц, оказывавших содействие криминальным структурам в преступной деятельности;
7) вносить предложения по укреплению правопорядка в представительные (законодательные), исполнительные органы и органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации;
8) организовывать исполнение приказов и указаний вышестоящих прокуроров на обслуживаемой территории; …………..
Организация работы по каждому из видов прокурорского надзора связана как с особенностями самого предмета надзора, так и с теми полномочиями, которые закон предоставляет прокурору для реализации его надзорных функций. В данном случае особенностью надзора является, прежде всего, большое количество поднадзорных объектов, входящих в предмет надзора. Ими являются, по существу, все органы, организации, учреждения и предприятия, расположенные на территории района (города), за исключением тех, надзор за которыми относится к компетенции вышестоящих, военных, транспортных и иных специализированных прокуратур.
Что касается полномочий прокурора в области надзора за исполнением законов, то они существенно отличаются от прав, предоставленных прокурору при других направлениях деятельности. Например, осуществляя надзор за следствием и дознанием, прокурор постоянно контролирует ход расследования (путем утверждения соответствующих документов, дачи санкций и т.п.), вне зависимости от фактов нарушения закона. Действуя в рамках общего надзора, прокурор проводит проверки лишь на основании поступившей в органы прокуратуры информации о таких фактах. Постоянный же надзор и контроль осуществляют органы контроля и другие государственные органы. Кроме того, прокурор не вправе отменить противоречащий закону правовой акт или устранить нарушение закона.
Помощники прокурора осуществляют:
- проверку законов при исполнении судебных решений, связанных с взысканием материального ущерба с граждан и юридических лиц;
- надзор за исполнением законов судебными приставами;
подготовку материалов для обращения вышестоящих прокуроров в арбитражный суд;
- подготовку материалов для обращения в суд с исковыми заявлениями в предусмотренных законом случаях.