Часть 3/3

Шрила Прабхупада всегда прославлял проповедь всеми способами и осуждал с той же силой бабаджи-сахаджий и других, кто принижал проповедь. Например:

Прабхупада: Во Вриндаване столько опасностей. Все эти бабаджи, они… ‘О, я не покину Вриндаван’. Но у него столько связей с женщинами. Какой толк? Вы видели это? Он волочится за женщинами и совершает все возможные грехи во Вриндаване. И это продолжается, изготовление биди, курение биди в одежде Рупы Госвами с набедренной повязкой, большой тилакой, кантхой. Что он делает? Делает биди. Вы выдели?

Притху-путра: Я видел, как некоторые из низ делали это…

Прабхупада: Не все из них. Но они заявляют, что возвысились до положения Рупы Госвами. А мы проповедники – неофиты. Так они говорят. Мы проповедуем по всему миру, мы неофиты. А он надел одежду Рупы Госвами и думает, что он махатма. Вот что творится (Беседа 28/01/77).

Шрила Прабхупада часто цитировал утверждение Шрилы Бхактивиноды Тхакура: «Уттама-адхикари вайшнава можно распознать по его способности обращать падшие души в вайшнавизм» (Нектар наставлений 5, комм.). Шрила Бхактивинода Тхакур говорит, что о положении вайшнава можно судить по тому, насколько хорошим чинтамани[29] он является, то есть сколько много вайшнавов он сотворил за свою жизнь. Вайшнав должен быть чинтамани, чтобы своей проповедью обращать людей в вайшнавизм, даже если они такие падшие, как охотник. Есть так много так называемых продвинутых преданных, которые сидят в затворничестве ради собственного блага. Они не выходят проповедовать и обращать других в вайшнавов, а потому их нельзя отнести к категории спарша-мани, продвинутых преданных (Чайтанья-чаритамрита, Мадхья 24.277, комм.).

В этой связи Шрила Прабхупада цитировал поговорку: «Каков отец, таков и сын». Он сильно проповедовал по всему свету с невероятным успехом, и он приказал нам проповедовать с таким же размахом. Насколько мы следуем указанию Шрилы Прабхупады проповедовать, настолько он будет доволен и наделит нас милостью ученической преемственности, и мы достигнем совершенства.

Шрила Прабхупада указал нам проповедовать и перечислил необходимые для этого качества: «Преданные каништха-адхикари не могут обращать других в вайшнавов, но мадхьяма-адхикари вайшнав может сделать это своей проповедью. Шри Чайтанья Махапрабху приказал Своим преданным увеличить число вайшнавов – йаре декха, таре каха ‘кришна’-упадеша / амара аджнайа гуру хана тара’ эи деша (Чайтанья-чаритамрита, Мадхья 1.128).

«Шри Чайтанья Махапрабху хочет, чтобы каждый стал вайшнавом и гуру. Следуя наставлениям Шри Чайтаньи Махапрабху и Его последователей, человек может стать духовным учителем, ибо метод очень прост. Нужно ходить повсюду и проповедовать наставления Кришны. Бхагавад-гита – это наставления Кришны, поэтому долг каждого вайшнава – ездить и проповедовать Бхагавад-гиту в своей стране или за границей. Таков тест на спарша-мани, следуя по стопам Нарады Муни» (Чайтанья-чаритамрита, Мадхья 24.227, комм.).

«Члены движения сознания Кришны каждый день повторяют минимум 16 кругов, что можно делать легко, но в то же время они должны проповедовать культ Чайтаньи Махапрабху в соответствие с наставлениями Бхагавад-гиты как она есть. Тот, кто делает это, достоен стать духовным учителем всего мира» (Чайтанья-чаритамрита, Антья 4.103, комм.).

В свете вышсказанного, мы должны решить, как относиться к заявлениям Нараяны Махараджа, что Шрила Прабхупада – его шикша-гуру, а он сам – доброжелатель ИСККОН. Здесь совершенно ясно, почему мы не можем принять его самооценку. Наставления, которые, по мнению Нараяны Махараджа, откроют второе дыхание в ИСККОН, на самом деле причинят вред нашей организации, так как уведут нас в сторону от указаний Шрилы Прбхупады. Следовательно, ИСККОН ничего не остаётся, кроме как оградить своих последователей от общения с Нараяной Махараджем. Следующие резолиции Джи-Би-Си, принятые в 1995 г., объясняют, что ожидается от преданных ИСККОН и каковы меры в отношении нарушителей:

Во исполнение воли предыдущих ачарьев – создание всемирной проповеднической организации и распространение миссии Шри Чайтаньи Махапрабху – Шрила Прабхупада основал Международное Общество Сознания Кришны, как отдельную ветвь Брахма-Мадхва-Гаудия-сампрадаи. Поэтому он является ачарьей-основателем ИСККОН.

Шрила Прабхупада – шикша-гуру для всех преданных ИСККОН, пототму что он осознал и представил учение предыдущих ачарьев Брахма-Мадхва-Гаудия-сампрадаи доступным образом для современного века.

(1) Во исполнение указаний Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, Джи-Би-Си постановляет, что члены ИСККОН должны почитать всех старших гаудия-вайшнавов вне ИСККОН, но не должны близко общаться с ними, лично или посредством печатных или аудио материалов, с целью наставничества, обучения или инициации, так как их подача сознания Кришны часто отличается от подачи Шрилы Прабхупады касательно акцентов, баланса и других аспектов учения и практики. Эта резолюция обязательна для всех преданных ИСККОН. Первейшая обязанность лидеров ИСККОН – дать наставления, обеспечить руководство, настаничество тем преданным ИСККОН, кого эта резолюция касается лично, чтобы вернуть их на путь, предначертанный Шрилой Прабхупадой.

(2) В любом случае, те, кто продолжают действовать вразрез этой резолюции, становятся объектом санкций президентов храмов и зональных секретарей, которые могут по своему усмотрению запретить таким преданным жить на территории ИСККОН или участвовать в фестивалях ИСККОН.

Учитывая чёткую разницу между проповедью Нараяны Махараджа и наставлениями Шрилы Прабхупады, нет ничего удивительного в том, что ИСККОН принял такую резолюцию. Тем не менее, одна из старших учениц Прабхупады, недавно присягнувшая на верность Нараяне Махараджу, с поразительной наивностью заявила: «Несмотря на то, как Шрила Нараяна Махарадж представляет себя ИСККОН [как ученик шикша Шрилы Прабхупады и благожелатель ИСККОН[30]] Джи-Би-Си боится его. Я боролась за то, чтобы разрешить эту дихотомию[31], существующую в отношениях между этим нектарным и почитамым садху и ИСККОН». Она призналась, что его решение следовать за Нараяной Махараджем «основано на моей реализации, что учению Шрилы Прабхупады должно отдаваться предпочтение, а не любым последующим резолюциям Джи-Би-Си».

Интересно, почему она не видит, что истинная дихотомия лежит между Нараяной Махараджем и Шрилой Прабхупадой. Решения Джи-Би-Си не только полностью согласуются с учением Шрилы Прабхупады, они являются его настоятельным следствием.

Эта преданная продолжает утверждать, ссылаясь на жалобу Нараяны Махараджа, что «нигде в шастрах, в Шримад-Бхагаватам или Чайтанья-чаритамрите не упоминается о вайшнаве или группе вайшнавов, которые запретили кому-либо слушать другого истинного[32] вайшнава. Эта политика противоречит гуру, садху и шастрам».

Только тот, кто не знает или забыл о мерах Шрилы Прабхупады в отношении некоторых своих духовных братьев, мог сделать такое обвинение. Можно понять, что Нараяна Махарадж не знаком с наставлениями Шрилы Прабхупады, но как старшая ученица Прабхупады стать такой невежественной? Или она уже больше не считает Шрилу Прабхупаду и его наставления «гуру и шастрой»?

Те, кто знают Шрилу Прабхупаду и остаются верными ему, не могут забыть много случаев в Индии, когда Шрила Праюхупада вынужден был защищать своих учеников от пагубных действий некоторых своих духовных братьев. Их действия были направлены на:

(1) принижение положения Шрилы Прабхупады и обесценивание его достижений,

(2) преуменьшение важности проповеди в угоду бхаджану или выпячивание других практик, склоняющих в сахаджиизм,

(3) вмешательство в управление ИСККОН,

(4) внедрение идей, которые Прабхупада считал неправильными, и

(5) незаконную реинициацию учеников.

В первые годы, когда Шрилы Прабхупада посылал своих учеников проповедовать в Индии, где ещё не было храмов ИСККОН, он иногда разрешал им временно останавливаться в Гаудия Матхах. Позднее проблемы, затронутые выше, стали таким источником беспокойств, что Шрила Прабхупада решил наложить запрет своим ученикам на общение с членами Гаудия Матха. Письмо Рупануге Махараджу (28/04/74) иллюстрирует обеспокоенность Шрилы Прабхупады: «Поэтому лучше близко не общаться с моими духовными братьями, потому что вместо того, чтобы вдохновлять наших преданных и учеников, они могут сбить их с толку. Эта попытка была предпринята ими недавно, в частности [имена духовных братьев опущены], но так или иначе спас ситуацию. Но это продолжается. Мы должны быть осторожными с ними и избегать общения с ними. Это мой наказ всем вам. Они не помощники нашему движению, но они очень искусны в том, чтобы причинить вред нашему естественному прогрессу».

9 ноября 1975 г. Шрила Прабхупада написал похожее письмо Вишвакарме дасу: «Пожалуйста, прими мои благословения. Я только что получил своё письмо от 3 сентября 1975 г. с приложением по делу [имя опущено]. В настоящее время я издал указ, что все мои ученики должны избегать всех моих духовных братьев. Они не должны иметь с ними никаких дел, даже переписки, не должны давать им мои книги или покупать их книги, не должны посещать их храмы. Пожалуйста, сторонись их».

Эти письма свидетельствуют о том, насколько решительно был настроен Шрила Прабхупада, чтобы защитить своё движение от чужеродного влияния даже тех, кого он считал своими духовными братьями. Тактика Шрилы Прабхупады заключалась в ограничении общения его учеников с посторонними, и потому недавние прения в Джи-Би-Си касательно влияния Нараяны Махараджа на членов ИСККОН соответствуют оотношению Шрилы Прабхупады и являются задокументированной политикой.

Примечателен тот факт, что те же самые проблемы, которые возникли во времена Шрилы Прабхупады в отношении его духовных братьев, повторились в отношении Нараяны Махараджа[33].

Хотя Нараяна Махарадж славит Шрилу Прабхупаду, это такой способ прославления, который пыается узаконить открытую критику, например, непризнание имён, которые Прабхупада дал Божествам (Рукмини-Дваракадиш, Радха-Партхасаратхи), и осуждение его за то, что он давал второе посвящение женщинам. И наконец, скрытое оскорбление Прабхупады содержится в словах Нараяны Махараджа, что наставление Шрилы Прабхупады были начальными, а потому нуждаются в завершении.

Нараяна Махарадж также реинициировал учеников гуру ИСККОН, имеющих хорошую духовную форму. Он критикует ИСККОН и его лидеров, реинициируя преданных ИСККОН, и сбивая с толку общины ИСККОН своими наставлениями, разнящимися с наставлениями Прабхупады – всё это вызывает озабоченность, несмотря на заверения двух последователей Нараяны Махараджа, бывших реинициированных членов ИСККОН (один из которых является учеником гуру в хорошей духовной форме), которые пишут: «Мы хотели бы развеить ваши опасения по поводу того, что мы пытаемся перетянуть вас на нашу сторону. Махарадж уже неоднократно публично заявлял, что он не будет давать дикшу[34], «реинициировать» кого-либо, копить очки или всячеки преуменьшать духовное положение преданных, ибо он хорошо понимает, что это вызовет хаос. Конечно он не пойдёт на это, потому что хочет только вдохновлять преданных на любовь к Шриле Прабхупаде, ИСККОН и Шри Гауранге. Его миссия – почтение Шриле Прабхупаде и предложение своей дружбы».

Это на удивление очень странное письмо от того, кто, будучи учеником уважаемого гуру ИСККОН, тольку неделю назад реинициировался у Нараяны Махараджа. Более того, это не единичный случай: другие преданные ИСККОН, имеющие достойных гуру, также получили реинициацию, новые духовные имена, вторую инициацию. Такие действия нарушают не только вайшнавский этикет, но и давно установленную договорённость между разными Гаудия Матха. В 1984 г. Нараяна Махарадж сказал, что, если в его организации кто-то получает дикшу или шикшу в другом Матхе, его просят уйти. Десять лет назад, когда другой лидер Гаудия Матха начал перетягивать преданных ИСККОН к себе и реинициировать их, Нараяна Махарадж заявил: «Ни один вайшнав не делает так. Это авайшнав». Теперь всем очевидно: сам он делает то, что однажды осуждал.

Кроме того, Нараяна Махарадж не придерживается такого же строгого стандарта инициации, какой установил Шрила Прабхупада. Другой ученик Прабхупады, ставший очередным обожателем Нараяны Махараджа, попытался оправдать либерализм[35] Нараяны Махараджа в отношении стандартов инициации в следующих словах: «Я слышу возгласы осуждения: ‘Но он инициирует преданных без обязательного испытательного срока продолжительностью один год’. Кто сказал, что это ‘обязательно’? Я видел, как Шрила Прабхупада давал инициацию девушке, которую вообще никто не рекомендовал, которая в один день пришла, на следующий получила посвящение и больше её никто никогда не видел».

Автор этих слов, кажется, запямятовал, что в первые годы Шрила Прабхупада делал много поблажек, чтобы продвинуть движение сознания Кришны, но позднее лично установил конкретный базовый стандарт для кандидатов на посвящение, который включал не только 6-месячный испытательный срок, но и рекомедацию президента храма. Цель этого испытательного срока – выявить, насколько преданный может следовать минимальному стандарту Шрилы Прабхупады: строгое следование четырём регулирующим принципам и повторение 16 кругов в день. Стандарт Нараяны Махараджа для получения первой инициации значительно ниже по качеству.

Благодаря своей вере в указания духовного учителя, Шрила Прабхупада – и никто другой – пошёл на риск, что дать миру сознание Кришны. По милости Кришны его усилия увенчались успехом. Поэтому мы, кто идут по его стопам, принимаем его ачарьей мировой проповеди сознания Кришны. Мы убеждены, что Кришна дал ему разум, чтобы определить практические стандарты для мирового движения Харе Кришна. В свете вышесказанного, мы клянёмся хранить верность Шриле Прабхупаде.

Среди стандартов, установленных Шрилой Прабхупадой, есть строгое следование четырём регулирующим принципам и ежедневное повторение 16 кругов маха-мантры. Но к этим стандартам также относится его наказ – не обсуждать в присутствии обусловленных душ сокровенные темы, связанные с Радха-Кришна-лилой. Кроме того, к этим стандартам также относится долг каждого преданного «гореть» энтузиазмом в распространении миссии Господа Чайтаньи, ибо именно этот энтузиазм в проповеди сознания Кришны наградит преданного самым сокровенным служением Кришне.

Однако Нараяна Махарадж имеет другое мнение касательно способа проповеди сознания Кришны. Он хочет «улучшить» наставления Шрилы Прабхупады. Но мы не можем принять, что он квалифицирован делать это. Те преданные ИСККОН, которые получили наставления от Шрилы Прабхупады и имеют богатый проповеднический опыт за пределами Индии, сильно сомневаются в добрых намерениях Нараяны Махараджа. У нас есть предчувствие чего-то дурного, когда мы видим, как кто-то отклоняется от указаний Шрилы Прабхупады.


[1] Сиддханта (буквально «конечные выводы, заключения») – здесь философские основы вайшнавизма

[2] Прамана – доказательство

[3] Джи-Би-Си – здесь и далее – представители Управляющего Совета ИСККОН от регионов

[4] Рагануга-бхакти – спонтанная практика преданного служения, следующая за ваидхи-бхакти или регулируемой практики

[5] Сахаджияизм или сахаджия – отклонение от чистого преданного служение, характеризующееся имитацией признаков духовного экстаза (дрожь, слёзы, обморок и т.д.) и присутствием сильных материальных привязанностей у садхаки

[6] В русском издании стр.

[7] Сиддха-деха – духовное тело живого существа и связанные с ним атрибуты (имя, форма, качества, роль в играх Господа)

[8] В русском издании ФК том 2.2, стр. 57-59

[9] Кришна-катха – беседы об играх Господа Кришны

[10] Радха-Кришна-лила – любовные игры между Радхой, гопи и Кришной.

[11] Раса-катха – беседы о расах или духовных эмоциях

[12] Адхикара – квалификация

[13] Нам Прабху – святое имя, в нашем случае – Харе Кришна маха-мантра

[14] Джапа – повторение святых имён на чётках

[15] Лобха – сильная жадность или стремление к чему-либо

[16] Мадхурья-бхава – раса или умонастроение супружеской любви к Господу Кришне

[17] Манджари – гопи-служанка, которая помогает устраивать сокровенные встречи Радхи и Кришны

[18] Палия-даси – служанка

[19] Расика-вайшнав – преданный, искушённый в раса-таттве или науке о расах

[20] Шраддха – вера

[21] Маха-бхагавата – великий преданный

[22] Нитья-сиддха – вечно освобождённая душа

[23] Шактьявеша-аватара – воплощение дживы, наделённое какими-либо достояниями Господа (силой, знанием и т.д.)

[24] automatically reveal

[25] Сварупа – духовное тело, которое живое существо имеет в духовном мире

[26] self-acting, having the power of motion or action within itself

[27] В «Чайтанья-чаритамрите» Кришнадас Кавирадж Госвами говорит о себе как черве в испражнениях. Но на самом деле это сравнение говорит о его великом смирении, сожалении о совершённых в прошлом грехах, полном предании наставлениям учителей и Господа Кришны

[28] Ваидхи-садхана-бхакти – практика преданного служения в соответствии с правилами и ограничениями

[29] Чинтамани – философский камень, прикасаясь к которому всё превращается в золото

[30] Сомнительное заявление Нараяны Махараджа о том, что он является учеником и преемником Прабхупады

[31] Дихотомия – здесь противостояние

[32] bona fide

[33] См. стр. 14, правая колонка

[34] Дикша – инициация, духовное посвящение

[35] Либерализм – здесь снисходительность, попустительство


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: