Церковные праздники

В церковном католическом календаре – 115 праздников. Церковь использовала праздники для пропаганды. Скромная религиозная процессия превращалась в огромное шествие. Появлялись элементы театрализации: была придумана игра с вещами.

Одним из видов зрелищ стали мистерии (жанр религиозного театра), в основе которых лежал религиозный сюжет и жизненные материалы на злободневную тему. Первые мистерии появились в Италии в XIII веке и имели характер пантомимы. Только к середине XV века большое значение начали придавать слову.

В основе мистерий – традиционный конфликт: бог – дьявол, рай – ад, ангелы - черти. Постановка имела свои традиции. Начало – маскарадное шествие по всему городу, завершающееся на городской площади, где участники шествия становились главными действующими лицами.

В основе режиссуры были три постановочные системы.

Передвижная система – повозка (педжент), на которой сооружались декорации и собирались актеры одного эпизода.

Кольцевая система – педженты двигались по кольцу, зритель стоял на месте.

Система беседок – педженты выстраивались на площади по кольцу стационарно. Зритель шел от одного – к другому.

До VIII века зрелища были представлены пышными богослужениями, торжественно-мрачными ритуалами публичных казней, а также выступлениями мимов, акробатов, дрессировщиков, певцов и танцоров, которых во Франции называли жонглерами, в Англии – менестрелями, а на Руси – скоморохами. Среди них были карлики и уродцы, великанши и силачи, бородатые женщины, канатоходцы и кукольники. Жонглеры в замках во время выступлений просмехали горожан, а на городских площадях потешались над рыцарями и монахами.

В городах очень любили карнавальные шутовские представления. Вот как, например, во время народного праздника разыгрывалось единоборство Масленицы и Поста. Шуточная «битва» разворачивалась на площадях при большом скоплении народа. Тощая фигура Поста на колченогом стуле в сопровождении «свиты» (таких же тощих монашек) двигалась навстречу Масленице. Если Пост держал в руках сухие лепешки и ржавую селедку, то Масленица, восседая верхом на бочке с пивом, держала в руках вертел с жирным окороком – своим оружием. В этих потешных сценах побеждала, конечно, Масленица.

Стремясь сделать церковную службу-литургию более действенной, духовенство предложило в противовес народному карнавалу свой вариант театральности – мистерию, которая разыгрывалась сначала в храме. А затем на городской площади. Представление приурочивалось к Рождеству и Пасхе. Сюжеты брались из Священного Писания. Театр средневековья в мистерии продолжал традиции античности. Мир представлялся огромным «земным театром», а люди в нем – актерами. Как бы сойдя с икон и фресок, являлись зрителям Бог с праведниками и дьявол со своей свитой, и только в театре на эти высшие силы можно было поглазеть.

Торжественное карнавальное шествие открывало мистерию. В ней участвовало почти все население города: одни в качестве актеров (до 300 и более человек), другие – зрителей. Каждый уважающий себя горожанин, человек «достатка и чести» принимал материальное участие в организации спектакля. Действа шли с утра до вечера в течение нескольких дней.

В середине XVI века мистерии полностью отменяются. Церковь вынуждена была отказаться от подобной формы религиозной пропаганды.

Другим популярным театральным жанром были моралите – пьесы назидательного характера. На подмостках разыгрывались притчи «О Праведнике и Гуляке», «О Благоразумном и Неблагоразумном» и т.д. Таким образом, моралите – это диспут в лицах, выраженный не через действие, а через спор персонажей.

Появляются фарсы (фарш – «начинка») – веселые сатирические короткие пьесы, вмешивающиеся в личную жизнь горожан. Насмешливые и поучительные одновременно они исполнялись во время антрактов мистерий, а позднее сформировались в самостоятельный жанр.

В площадном театре средневековья отразилось жизнелюбие человека, его веселая дерзость и жажда чуда, вера в победу добра и справедливости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: