Праздники Средневековья и Эпохи Возрождения

Древние народы не мыслили своих богов иначе, чем в телесном (зверином или человеческом) облике. Физическое совершенство, красота тела считались божественным достоянием и были объектом поклонения античных народов. Христианство же принесло с собой две сущности бога: телесную и духовную. Красота стала рассматриваться, в первую очередь, как

явление духовное, как отблеск иной, сверхземной, небесной красоты. «Все входящие в храм, - писал византийский хронист, - чувствуют, что храм не есть дело людского могущества и искусства, но скорее, дело самого божества, и душа, обращаясь к небу сознает, что бог здесь близко и что это дом его, который он сам избрал для себя».[29]

Если языческая эллинская религия своей пышностью и нагромождением напоминает фольклор, то христианская католическая церковь в своей строгости полностью утрачивает эту связь.

Античные герои и Христос – богочеловеки. Прометей и Геракл, Персей и Беллерофонт, в силу своей близости к богам, совершают удивительные чудеса. Христос не обладает сверхъестественными возможностями. Чудес он фактически не творит. Все его деяния основаны не на чуде, а на вере. «Не я, но вера твоя тебя спасла», - говорит Христос исцелившимся. И если нет исцеления, то не велика и вера.[30]

Гуманизм и альтруизм – два основных принципа христианской этики. Гуманизм – это милосердие и любовь. Альтруизм – бескорыстная забота о других. В античном мире раб не включался в понятие чувственного человека, он был представлен как нечто примитивно-биологическое. По вере христианской человек независимо от социального положения есть душевное

существо, которое укрыто таинственным образом в теле, и в дверь каждой такой одинокой души стучится слово Божие. Дух – главное в человеке.

Большое значение в христианской этике отводится посту, молитве и милостыне. Фарисеи постятся так, чтобы все видели и знали об этом, а Христос учит – пусть пост твой будет в тайне, а лицо будет не постным и скорбным, а светлым. Так же и молитва должна быть в душе, а не напоказ. Молитва ближе к Богу, когда человек не хвалится, а кается (об этом притча «О Фарисее и Мытаре»). Милостыня также делается тайно.

В IV веке от Рождества Христова (Р.Х.) Римская империя распалась на две самостоятельные части – Западную и Восточную. Столицей восточной части стал город Константинополь (по-русски - Царьград). Византия – так стало называться государство, сохранившееся после падения Рима, как «империя ромеев». В VI веке, при императоре Юстиниане, она занимала обширную территорию и даже Италия была ненадолго отвоевана ею.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: