Методические рекомендации. Изучение данной темы предполагает внимательное изучение Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»

Изучение данной темы предполагает внимательное изучение Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

При подготовке к первому вопросу студент должен уяснить, что органы прокуратуры занимают особое место в государстве. Они не входят ни в одну из ветвей государственной власти. Главное назначение прокуратуры – осуществление надзора за точным и единообразным исполнением действующих на территории Российской Федерации законов и принятие мер, направленных на устранение их нарушений.

Как отмечает В.П. Беляев, «надзор – это автономная форма юридической деятельности управомоченных субъектов, заключающаяся в совершении ими в соответствии со своей компетенцией юридически значимых действий по разрешению на поднадзорных объектах в строгом соответствии с законом конкретных юридических дел, возникающих в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением законов государственными органами и должностными лицами в целях обеспечения и укрепления законности и правопорядка, предупреждения и пресечения правонарушений, обеспечения прав и свобод граждан и охраняемых законом прав и интересов общества и государства» [5]. По его мнению, в России прокуратура учреждалась исключительно как орган надзора, а наделение ее другими функциями всегда происходило за счет уменьшения (сужения и т.п.) именно надзорных полномочий, что противоречит сущности надзорного органа и негативным образом сказывается на состоянии законности.

Необходимо разобраться, что является объектом прокурорского надзора, обратив внимание на то, что прокуратура не может осуществлять надзор за высшими представительными и исполнительными органами РФ, судами. Надо внимательно ознакомиться с задачами, которые решает прокуратура при осуществлении своей деятельности. Прокурорский надзор и судебный контроль представляют собой две взаимосвязанные системы, входящие в контрольную форму деятельности государства. Органы прокуратуры реализуют свои контрольные функции в форме надзора за исполнением законов Российской Федерации, органы суда – контроля за судебными решениями. Правосудие при этом не подменяет прокурорский надзор за законностью, а судебная система не выполняет надзорные функции прокуратуры. Расширив правовые основания осуществления судебной власти в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны Конституции и законности, законодатель сохранил единую централизованную систему прокурорского надзора за исполнением законов органами власти, управления и контроля.

Цель надзора – выявление нарушений законности, требований нормативных правовых актов. При этом оценка деятельности поднадзорного органа дается строго с точки зрения действующего законодательства, а не с точки зрения субъективных факторов.

При осуществлении общенадзорной деятельности прокурор вправе проверять законность и обоснованность задержания граждан и применения соответствующими государственными органами и должностными лицами мер воздействия за правонарушения. В случае признания задержания незаконным или необоснованным прокурор своим постановлением освобождает задержанного несудебными органами. Если же прокурор признает незаконным административное задержание, произведенное судом, он вправе опротестовать решение суда.

Прокурор приносит протест на противоречащий закону либо нарушающий права человека и гражданина правовой акт в орган местного самоуправления или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган местного самоуправления данного муниципального образования, либо обращается в суд. При этом может быть опротестован как нормативный, так и индивидуальный правовой акт. Одной из предусмотренных Законом «О прокуратуре Российской Федерации» мер реагирования прокурора на выявленные нарушения закона является обращение прокурора в суд за защитой государственных или общественных интересов, проявляющейся, как правило, в защите права конкретного субъекта (физического или юридического лица)[6].

Эффективность прокурорского надзора во многом зависит от судебной власти, так как при реализации полномочий общего надзора прокуратуры по результатам проверки нередко принимается промежуточное решение (протест), не обязательно подлежащее удовлетворению.

Следует понять, что прокуратура, как и иные правоохранительные органы государства, организована и действует на основе общеправовых принципов. Но ей присущи и особые принципы, обусловленные спецификой прокурорского надзора. В их числе принципы: единства и централизации; независимости прокуратуры от органов власти, политических партий; верховенства закона в оценке деятельности поднадзорных объектов.

Также следует знать, что прокуратура представляет сложную, единую и централизованную систему органов с подчинением нижестоящих вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. В системе органов прокуратуры различают территориальные и специализированные прокуратуры. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной Уголовно-процессуальным кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

При рассмотрении второго вопроса студент должен уяснить понятие прокурорского надзора, являющегося самостоятельным видом правоохранительной деятельности в государстве, а также его отличительные признаки от иных видов надзора и контроля. Он должен знать установленные законом виды (отрасли) прокурорского надзора, предмет каждого вида надзора. Особое внимание следует уделить анализу такого вида прокурорского надзора, как надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

При изучении данного вопроса наряду с законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1 следует обратиться к Федеральному закону РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г., а также приказу Генеральной прокуратуры РФ от 15 февраля 2011 г. № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности».

В соответствии с законом, оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Прокурорский надзор за исполнением закона осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры. По требованию указанных прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представляют им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий. Неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору на оперативно-розыскной деятельностью, влечет за собой установленную законом ответственность.

Следует учитывать, что с принятием Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» на органы прокуратуры возложено проведение антикоррупционной экспертизы по некоторым вопросам, прямо указанным в законе. Так, прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы и др.

Изучая третий вопрос, необходимо уяснить, что органы прокуратуры кроме надзора за исполнением законов выполняют и другую деятельность. Прокуратура осуществляет координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами в качестве государственного обвинителя. Прокуратура РФ принимает участие в правотворческой деятельности.

Вопросы для контроля

1. Почему органы прокуратуры не должны входить ни в одну из ветвей государственной власти?

2. Назовите и дайте краткую характеристику специальных принципов организации и деятельности прокуратуры?

3. Охарактеризуйте систему органов прокуратуры?

4. Чем прокурорский надзор отличается от надзора и контроля, осуществляемых другими органами органов государственной власти?

5. Перечислите основные направления деятельности прокуратуры?

6. Перечислите основные отрасли (виды) прокурорского надзора?

7. В чем сущность надзора прокуроров за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность?

8. Какой смысл вкладывается в понятие уголовное преследование, осуществляемое прокуратурой Российской Федерации?

9. Изложите требования, предъявляемые к работникам прокуратуры и кандидатам на должность прокуроров.

10. По каким вопросам прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: