Скорость скольжения в зацеплении:
, где ,
где – окружная скорость на начальном диаметре червяка, м/с; , об/мин; m – в мм; – угол подъема линии витка на начальном цилиндре.
Коэффициент полезного действия червячной передачи:
,
где – приведенный угол трения, определяемый экспериментально с учетом относительных потерь мощности в зацеплении, в опорах и на перемешивание масла. Значение угла трения между стальным червяком и колесом из бронзы (латуни, чугуна) принимают в зависимости от скорости скольжения :
, м/с | 0,5 | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 3,0 | 4,0 | 7,0 | ||
Меньшее значение – для оловянной бронзы, большее — для безоловянной бронзы, латуни и чугуна.
2.7 Силы в зацеплении (рис. 7).
Окружная сила на колесе, равная осевой силе на червяке:
.
Окружная сила на червяке, равная осевой силе на колесе:
.
Радиальная сила:
.
Для стандартного угла:
, .