Скорость скольжения в зацеплении:
, где
,
где
– окружная скорость на начальном диаметре червяка, м/с;
, об/мин; m – в мм;
– угол подъема линии витка на начальном цилиндре.
Коэффициент полезного действия червячной передачи:
,
где
– приведенный угол трения, определяемый экспериментально с учетом относительных потерь мощности в зацеплении, в опорах и на перемешивание масла. Значение угла трения
между стальным червяком и колесом из бронзы (латуни, чугуна) принимают в зависимости от скорости скольжения
:
, м/с
| 0,5 | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 3,0 | 4,0 | 7,0 | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Меньшее значение
– для оловянной бронзы, большее — для безоловянной бронзы, латуни и чугуна.
2.7 Силы в зацеплении (рис. 7).
Окружная сила на колесе, равная осевой силе на червяке:
.
Окружная сила на червяке, равная осевой силе на колесе:
.
Радиальная сила:
.
Для стандартного угла:
,
.






