Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Филиал «СЕВМАШВТУЗ» государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный морской технический университет» в г. Северодвинске
А.И. Бабкин
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦЕПНЫХ ПЕРЕДАЧ
Учебно-методическое пособие для курсового проектирования
Северодвинск
УДК 621.81
А.И. Бабкин. Проектирование цепных передач. Учебно-методическое пособие для курсового проектирования. – Северодвинск, РИО Севмашвтуза, 2006. – 23 с.
Ответственный редактор: к.т.н., доцент А.В. Руденко.
Рецензенты: к.т.н., доцент Д.В. Кузьмин;
ведущий специалист НИТИЦ ФГУП «ПО «Севмаш» Ю.П. Голованов.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов технических специальностей, выполняющих курсовой проект «Проектирование общепромышленного привода» при изучении дисциплины «Детали машин и основы конструирования».
Учебно-методическое пособие содержит описание и конструкции цепных передач с роликовыми и втулочными цепями, методику проектирования. В пособии даны рекомендации по выбору приводных цепей и проектированию звездочек. Здесь же представлены все необходимые для проектирования справочные данные.
|
|
Печатается по решению редакционно-издательского совета Севмашвтуза.
ISBN 5-7723-0677-4 Ó Севмашвтуз, 2006 г.
Оглавление
1 Описание цепных передач........................................................................ 3
1.1 Общие сведения о цепных передачах............................................. 3
1.2 Цепи цепных передач....................................................................... 4
1.3 Особенности конструирования и эксплуатации цепных передач.. 6
1.4 Критерии работоспособности цепных передач.............................. 8
2 Проектирование цепных передач............................................................ 9
2.1 Исходные данные для проектирования цепной передачи............. 9
2.2 Расчет параметров передачи........................................................... 9
3 Проектирование звездочек цепной передачи.......................................... 14
3.1Размеры венца звездочек для роликовых и втулочных цепей...... 14
3.2 Конструкция ступицы и диска звездочек цепных передач............ 16
3.3 Материалы звездочек цепных передач........................................... 17
Приложения................................................................................................. 18
Список литературы..................................................................................... 23
Описание цепных передач
Общие сведения о цепных передачах
Цепные передачи – механические передачи зацепления, с использованием промежуточного звена – цепи. Цепная передача состоит из ведущей и ведомой звездочек, на которые надета замкнутая цепь (рис. 1). Иногда применяются передачи с несколькими ведомыми звездочками. Кроме звездочек и цепи, цепные передачи могут включать в себя натяжные устройства, смазочные устройства и ограждения.
|
|
Рис. 1. Схема цепной передачи |
Цепные передачи применяют для передачи механической энергии (до 120 кВт) между параллельными валами, расположенными на относительно большом расстоянии друг от друга, когда зубчатые передачи непригодны, а ременные передачи ненадежны. Рекомендуемое передаточное число цепных передач – 1,5…4, в низкоскоростных передачах может достигать 8.
Достоинства цепных передач:
· Невысокая стоимость изготовления, связанная с относительно невысокой точностью изготовления звездочек по сравнению с зубчатыми колесами;
· Высокий КПД (0,92…0,95);
· Отсутствие проскальзывания;
· Меньшие габариты по сравнению с ременными передачами.
· Меньшая нагрузка на валы по сравнению с ременными передачами из-за отсутствия предварительного натяжения цепи.
· Возможность применения в большом диапазоне межосевых расстояний, обычно до нескольких метров. Известны передачи с межосевым расстоянием 12 метров;
· Возможность легкой замены цепи.
Недостатки цепных передач:
· Неравномерность («пульсация») движения цепи, вращающего момента и передаточного числа, которая приводит к значительному шуму и динамическим нагрузкам, сильно заметными при высоких скоростях и небольших числах зубьев звездочек;
· Износ шарниров цепи приводит к увеличению шага цепи (вытяжке цепи) и ускоренному износу зубьев звездочек;
· Необходимость натяжных устройств;
· Чувствительность к неточностям монтажа звездочек;
· Необходимость смазки.
Область применения цепных передач:
· Машины непрерывного транспорта (транспортеры, рольганги, элеваторы, эскалаторы);
· Легкий транспорт (велосипеды, мопеды, легкие мотоциклы и самоходные грузовые тележки);
· Сельскохозяйственные машины.