Символичность и аллегоричность

Содержание веры обусловливает символический аспект религиозного сознания. Символ (греч. sumbolon— знак, опознавательная примета) репре­зентирует содержания, значения, отличные от непосредственного содержа­ния своего носителя. Символическими свойствами может обладать матери­альный предмет, действие, речевой текст, некоторый образ сознания; вещи, действия, находящиеся и совершающиеся вне сознания, приобретают ука­занные свойства лишь в соотношении с сознанием. Символ предполагает со­вершение сознанием актов объективирования мыслимого содержания, на­правленности на положенный в качестве объективного предмет (существо, свойство, связь), обозначения этого предмета.

Предметы, действия, слова, тексты наделяются религиозными значе­ниями и смыслами. Носители этих значений и смыслов представляют собой эквиваленты — заместители символизируемого, образуют религиозно-сим­волическую среду формирования и функционирования соответствующего сознания, включаются ритуал. Всякая религиозная система имеет собствен­ную совокупность символов, которые за пределами этой системы таковыми являются. Религиозных символов множество, наиболее общими являются те, которые репрезентируют соответствующую религию: крест — символ хри­стианства, чакра (колесо с восемью спицами) — буддизма, полумесяц — ис­лама и т.д. Кроме главного символа данной религии имеются символы опре­деленной конфессии региональные этноконфессиональные символы, сим­волы определенной общины, а также отдельных персонажей, событий, пре­вращений и др.

Религиозному сознанию присуща аллегоричность (греч: allegoreo) — говорить иное, не то, что слова буквально обозначают; иносказательно, вы­ражаться; говорить, пояснять в образах). Аллегория представляет собой ино­сказание, условную форму высказывания, условное выражение абстрактных понятий в наглядных образах, которые означают нечто другое, отличное от буквального значения. Аллегория часто выступает как совокупность связан­ных образов, объединенных в сюжет; она дидактична: с ее помощью через какой-то образ или их сочетание иносказательно передается содержание он­тологических, гносеологических, нравственных и других понятий, разрабо­танных в данном религиозном сознании. На обыденном уровне аллегория развертывается спонтанно, а в вероучительных концепциях разработаны спе­циальные приемы аллегорического толкования. Например, в христианской теологии аллегорическое изложение характерно для экзегетики (греч. Egsegesis -разъяснение, истолкование), которая дает соответствующее истол­кование библейских текстов: рядом с буквальным смыслом текста полагается система иных смыслов. Образцом аллегорического толкования может слу­жить фрагмент из Пятой гомилии на Левит 2 (греч. homilia — речь в собра­нии, беседа со многими) древнехристианского теолога и философа Оригена:

Помни, что ты — вторая Вселенная, малая Вселенная, и что в тебе тоже есть солнце, Луна, звезды. Если бы это было не так... Господь не сказал бы своим ученикам: Вы — свет мира (Мф. 5,14). Ты еще колеблешься верить, что в тебе есть Солнце и Луна, в то время как тебе говорят, что ты — свет мира?

Хочешь ли услышать и другое слово, чтобы, не считать себя вещью ни­чтожной и недостойной?..

У этой вселенной есть Господин, который правит ею и пребывает в ней, и это — Бог всемогущий, как Сам Он заявляет о себе
через пророков: Не наполняю ли Я небо и землю? — говорит
Господь (Иер. 23, 24).

Так услышь, что всемогущий Бог говорит о тебе — я имею в виду о лю­дях: Вселюсь в них и буду ходить в них (2 Кор. 6, 1). И добавляет касаю­щееся тебя: И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, гово­рит Господь Вседержитель (2 Кор. 6, 18).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: