Анальная стадия

По мере того как ребенок растет, он начинает сознавать новые области напряжения и удовлетворения. Между двумя и четырьмя годами дети обычно учатся контролировать сфинктор и мочевой пузырь. Ребенок обращает особое внимание на уринацию и дефекацию. "Проблемы туалета" разжигают естественный интерес к открытию себя. Увеличение психологического контроля связано с пониманием, что такой контроль может быть новым источником удовольствия. Кроме того, дети быстро начинают понимать, что увеличение уровня контроля приносит им внимание и похвалу родителей. Верно и противоположное: забота родителей о "туалетном воспитании" позволяет ребенку требовать внимания как успехами, так и "неудачами".

Характерные черты взрослых, связанные с частичной фиксацией на анальной стадии, это аккуратность, бережливость и упрямство. Фрейд указывает, что эти черты часто встречаются вместе в одном человеке. Он говорит об "анальном характере", когда поведение тесно связано с опытом, пережитым на этой стадии детства.

Часть недоразумений, возникающих на анальной стадии, объясняется противоречием – для ребенка – между щедрыми похвалами с одной стороны и ощущением, что связанное с туалетом поведение "грязно" и должно держаться в секрете – с другой. Ребенок поначалу не понимает, что его экскременты и моча не ценны. Маленькие дети любят наблюдать сами действия дефекации и уринации, часто даже говорят "до свидания" своим экскрементам, довольно часто встречаются случаи, когда ребенок предлагает кусочек кала родителям как подарок. Поскольку его хвалят за то, что он "это сделал", он удивляется и приходит в недоумение, когда родители реагируют на "подарок" отвращением. Ни одна сфера современной жизни не наполнена в такой мере запрещениями и табу, как "туалетное" воспитание и поведение, типичное для анальной стадии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: