Фаллическая стадия

Начиная по меньшей мере с трех лет ребенок переходит на фаллическую стадию, сосредотачивающуюся на генитальных областях тела. Фрейд считает, что эту стадию лучше всего характеризовать как фаллическую, поскольку в этот период ребенок либо замечает свой пенис, либо сознает, что у него таковой отсутствует. На этой стадии дети впервые сознают сексуальные различия.

Фрейд пытается понять напряжение в, детском опыте, когда ребенок чувствует "сексуальное" возбуждение, то есть удовольствие от стимуляции области гениталий. Это возбуждение связано в уме ребенка с близким физическим присутствием родителей. Стремление к контакту с ними ребенку становится все труднее удовлетворять; ребенок борется за интимность, которая существует между самими родителями. Эта стадия характеризуется желанием ребенка лечь в постель вместе с родителями и ревностью к вниманию, которое родители уделяют друг другу, а не ему.

Фрейд полагает, что дети в этот период реагируют на родителей как на потенциальную угрозу удовлетворения их потребностей. Для мальчика, который хочет близости к матери, отец приобретает черты соперника. В то же время ребенок хочет любви и привязанности своего отца, – и в этом отношении соперницей оказывается мать. Мальчик оказывается в невыносимом положении желания и страха по отношению к обоим родителям.

У мальчика Фрейд называл это положение "эдиповым комплексом", – по пьесе Софокла. В этой древнегреческой трагедии Эдип убивает отца (не зная, кто это) и позже женится на собственной матери. Когда он случайно узнает, кого он убил и на ком женился, Эдип уродует себя, вырывая себе глаза. Фрейд полагал, что любой мальчик переживает ту же внутреннюю драму. Он хочет обладать матерью и хочет убить отца, чтобы достигнуть своей цели. Он также боится отца и боится, что отец кастрирует его, сделав бесполым и тем самым – безопасным существом. Тревожность по поводу кастрации, страх и любовь к отцу, любовь и сексуальное влечение к матери никогда не могут быть полностью разрешены. В детстве весь комплекс полностью подавлялся. Держать его в области бессознательного, удерживать от внешнего проявления, даже от того, чтобы размышлять о нем, – таковы одни из первых задач развивающегося Суперэго.

У девочек проблема сходна, но ее выражение и разрешение принимают иной оборот. Девочка хочет обладать отцом и видит в матери основную соперницу. Если мальчики подавляют свои чувства из страха кастрации, то у девочек потребность подавления желаний менее остра, менее тотальна. Различие в интенсивности позволяет девочке "оставаться в эдиповской ситуации неопределенно долго. Она оставляет это лишь позже в жизни, и то не полностью". З.Фрейд.

Какую бы форму ни принимало разрешение этой борьбы, большинство детей, по-видимому, ослабляют привязанность к родителям после приблизительно пяти лет, обращаясь к отношениям со сверстниками, к учению, спорту и пр. Это время, от пяти-шести лет до полового созревания, называется латентным периодом; в это время неразрешимые сексуальные желания фаллической стадии не привлекают внимания Эго и успешно подавляются Суперэго. "С этого времени до половой зрелости протекает так называемый латентный период, во время которого нормально сексуальность не прогрессирует; напротив того, сексуальные стремления уменьшаются в силе, и многое из того, что ребенок делал или знал ранее, оставляется и забывается. В этот период, после того как ранний расцвет сексуальной жизни иссякает, возникают такие отношения Эго как стыд, отвращение и мораль, предназначенные противостоять последующим бурям периода полового созревания и направлять пути вновь просыпающихся сексуальных желаний".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: