Архетипы

"Первичные означает "первый" и "первоначальный; первичный образ, следовательно, относятся к самым ранним проявлениям души. Человек наследует эти образы от своего родового прошлого, которое включает как его человеческих, так и предчеловеческих или животных предков". Карл Юнг.

В коллективном бессознательном содержатся психические "структуры" или архетипы. Это формы без собственного содержания, которые организуют и канализируют психологический материал. Их можно сравнить с сухим руслом реки, форма которого определит характеристики реки, когда по нему потечет вода. Юнг называет также архетипы "первичными образами", потому что они часто соответствуют мифологическим темам, которые вновь и вновь появляются в народных сказках и легендах различных времен и народов.

Те же темы могут быть обнаружены в снах и фантазиях многих индивидуумов. По_Юнгу, архетипы, как структурные формирующие элементы бессознательного, вызывают к жизни как индивидуальную фантазию, так и мифологию народов. Они появляются с определенной регулярностью – повторяющиеся типы ситуацией или фигур. Архетипические ситуации включают "приключения героя", "ночное морское путешествие", "битву за отделение от матери". Среди архетипических фигур можно встретить божественное дитя, двойника, старого мудреца, первоматерь.

"Существенно иметь в виду, что архетипы – это не просто имена или даже философские понятия. Это моменты самой жизни – образы, целостно связанные с живым индивидуумом эмоциональными связями". Карл Юнг.

История Эдипа – хороший пример архетипа. Это одновременно и мифологический, и психологический мотив, архетипическая ситуация отношений сына с родителями. Есть, разумеется, много других ситуаций, родственных этой, таких как отношение дочери к родителям, отношение родителей к детям, отношение между мужчиной и женщиной, между братьями и сестрами и т.д. Термин "архетип" часто неправильно принимается за означающий определенный мифологический образ или мотив. Но это – не более чем сознательные репрезентации... Архетип – это тенденция формировать такие репрезентации мотива – репрезентации, которые могут сильно различаться в деталях, не теряя основной структуры. Есть, например, много репрезентаций мотива вражды братьев, но сам мотив остается тем же".

С данным архетипом может ассоциироваться большое разнообразие символов. Например, архетип матери охватывает не только индивидуальную реальную мать человека, но также все материнские фигуры, равно как и фигуры кормящих и воспитывающих. Сюда входят вообще женщины, мифический образ женщины (как Венера, Дева Мария, Мать Природа), и такие символы подержания и воспитания-кормления, как "церковь" или "рай". Архетип матери включает не только положительные фигуры, но также и негативные, такие как угрожающая, доминирующая или удушающая мать. В средневековье, например, этот аспект архетипа кристаллизовался в образ ведьмы.

Юнг писал: "Содержание архетипа может быть интегрировано в сознание, но не они сами. Архетип не может быть устранен посредством интеграции, так же как посредством отказа принимать его содержание в сознание. Архетип остается источником для канализации психических энергий, во все время жизни, и с ним постоянно нужно иметь дело".

Каждая из основных структур личности – тоже архетип; и среди них можно назвать Эго, персону, тень, аниму (у мужчин) и анимуса (у женщин) и самость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: