Инстанции Я и типичные способы поведения и высказывания

Инстанция Я Типичные способы поведения, высказывания
Заботливый родитель Утешает, исправляет, помогает «Это мы сделаем» «Не бойся» «Мы все тебе поможем»
Критический родитель Грозит, критикует, приказывает «Опять ты опоздал на работу?» «У каждого на столе должен быть график!»
Взрослый Собирает и дает информацию, оценивает вероятность, принимает решения «Который час?» «У кого же может быть это письмо?» «Эту проблему мы решим в группе»
Спонтанный ребенок Естественное, импульсивное, хитрое, эгоцентричное поведение «Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе» «Вы это сделали просто замечательно!»
Приспосабливающийся ребенок Беспомощное, боязливое, приспосабливающееяс к нормам, уступчивое «Я бы с радостью, но у нас будут неприятности»
Бунтующий ребенок Протестующее, бросающее вызов «Я это делать не буду!» «Вы этого сделать не сможете»

С позиции:

1) родителя – "играются" роли отца, старшей сестры, педагога, начальника;

2) взрослого – роли соседа, случайного попутчика, подчиненного, знающего себе цену, и т.д.;

3) ребенка – роли молодого специалиста, артиста – любимца публики, зятя.

В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие, однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так, что одна из составляющих начинает подавлять другие, что обусловливает нарушение общения и переживается человеком, как внутреннее напряжение.

Каждое из состояний Я выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общения связаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях, которые оно не должно контролировать. "Целью структурного анализа является овладение внутренним конфликтом (не обязательно его решение) с помощью диагноза состояния Я, его обеззараживания, действия на его границы и стабилизации тех состояний, в которых Взрослый мог бы сохранить контроль над личностью в стрессовых ситуациях". Э.Берн.

Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я. Часто встречающаяся проблема – ослабление Взрослого Я. Существует несколько способов укрепления Взрослого: научиться распознавать своего Ребенка и Родителя; быть чутким к Ребенку в других; давать Взрослому время на обдумывание; выработать свою систему ценностей и т.п.

Все состояния Я хороши, правильны, необходимы и выполняют определенные функции. Вопрос заключается в том, когда и какое состояние Я активно, когда и для каких целей его использовать.

Анализ трансакции составляет вторую часть трансактного анализа. Трансакция – это единица коммуникации между двумя или более персонами. Отдельная трансакция состоит из трансакции-стимула и трансакции-ответа. Трансакции исходят из определенного состояния Я одного партнера по общению и направлены к определенному состоянию Я другого партнера. Они являются открыто проявляющимся аспектом социальных связей индивида.

Одни трансакции приводят к оптимальному взаимодействию, другие, наоборот, – к конфликту. Трансакции анализируются с точки зрения того, с позиций каких инстанций личности собеседников они осуществляются.

Бывают разные трансакции:

параллельные – трансакция-стимул и трансакция-ответ, которые не пересекаются, но дополняют друг друга (например, обращение Взрослого к Ребенку, ответ Ребенка Взрослому);

пересекающиеся: трансакция-стимул и трансакция-ответ пересекаются (например, обращение Взрослого к Взрослому, а ответ критикующего Родителя Ребенку);

скрытые – это те трансакции, смысл которых не связан непосредственно с наблюдаемым поведением. Так, за внешне безобидным содержанием скрывается очень обидный подтекст. Такие трансакции требуют одновременного участия более чем двух состояний Я каждого участника взаимодействия (рис.1).

К позитивному завершению общения ведут параллельные трансакции. Пересекающиеся трансакции чаще всего приводят к ссорам и конфликтам, негативному завершению общения и вызывают впоследствии массу скрытых трансакций.

На рис.1 параллельными являются трансакции (1-1), (5-5), (9-9), пересекающимися – все остальные трансакции: (2-4), (4-2), (3-7), (7-3), (6-8) и (8-6). Примерами неконфликтного взаимодействия являются: беседа двух родителей о "падении современных нравов" (Р-Р - (1-1)), разговор двух математиков на какую-либо научную тему (В-В - (5-5)), игра детей (Д-Д - (9-9)).

Теоретически идеальными являются отношения между людьми, при которых каждый из партнеров находится в дополнительных отношениях с каждым из аспектов своего партнера так, чтобы удовлетворительные трансакции существовали вдоль девяти возможных векторов в двух направлениях.

Рис.1. Диаграмма отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: