Инстанция Я | Типичные способы поведения, высказывания |
Заботливый родитель | Утешает, исправляет, помогает «Это мы сделаем» «Не бойся» «Мы все тебе поможем» |
Критический родитель | Грозит, критикует, приказывает «Опять ты опоздал на работу?» «У каждого на столе должен быть график!» |
Взрослый | Собирает и дает информацию, оценивает вероятность, принимает решения «Который час?» «У кого же может быть это письмо?» «Эту проблему мы решим в группе» |
Спонтанный ребенок | Естественное, импульсивное, хитрое, эгоцентричное поведение «Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе» «Вы это сделали просто замечательно!» |
Приспосабливающийся ребенок | Беспомощное, боязливое, приспосабливающееяс к нормам, уступчивое «Я бы с радостью, но у нас будут неприятности» |
Бунтующий ребенок | Протестующее, бросающее вызов «Я это делать не буду!» «Вы этого сделать не сможете» |
С позиции:
1) родителя – "играются" роли отца, старшей сестры, педагога, начальника;
|
|
2) взрослого – роли соседа, случайного попутчика, подчиненного, знающего себе цену, и т.д.;
3) ребенка – роли молодого специалиста, артиста – любимца публики, зятя.
В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие, однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так, что одна из составляющих начинает подавлять другие, что обусловливает нарушение общения и переживается человеком, как внутреннее напряжение.
Каждое из состояний Я выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общения связаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях, которые оно не должно контролировать. "Целью структурного анализа является овладение внутренним конфликтом (не обязательно его решение) с помощью диагноза состояния Я, его обеззараживания, действия на его границы и стабилизации тех состояний, в которых Взрослый мог бы сохранить контроль над личностью в стрессовых ситуациях". Э.Берн.
Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я. Часто встречающаяся проблема – ослабление Взрослого Я. Существует несколько способов укрепления Взрослого: научиться распознавать своего Ребенка и Родителя; быть чутким к Ребенку в других; давать Взрослому время на обдумывание; выработать свою систему ценностей и т.п.
Все состояния Я хороши, правильны, необходимы и выполняют определенные функции. Вопрос заключается в том, когда и какое состояние Я активно, когда и для каких целей его использовать.
|
|
Анализ трансакции составляет вторую часть трансактного анализа. Трансакция – это единица коммуникации между двумя или более персонами. Отдельная трансакция состоит из трансакции-стимула и трансакции-ответа. Трансакции исходят из определенного состояния Я одного партнера по общению и направлены к определенному состоянию Я другого партнера. Они являются открыто проявляющимся аспектом социальных связей индивида.
Одни трансакции приводят к оптимальному взаимодействию, другие, наоборот, – к конфликту. Трансакции анализируются с точки зрения того, с позиций каких инстанций личности собеседников они осуществляются.
Бывают разные трансакции:
параллельные – трансакция-стимул и трансакция-ответ, которые не пересекаются, но дополняют друг друга (например, обращение Взрослого к Ребенку, ответ Ребенка Взрослому);
пересекающиеся: трансакция-стимул и трансакция-ответ пересекаются (например, обращение Взрослого к Взрослому, а ответ критикующего Родителя Ребенку);
скрытые – это те трансакции, смысл которых не связан непосредственно с наблюдаемым поведением. Так, за внешне безобидным содержанием скрывается очень обидный подтекст. Такие трансакции требуют одновременного участия более чем двух состояний Я каждого участника взаимодействия (рис.1).
К позитивному завершению общения ведут параллельные трансакции. Пересекающиеся трансакции чаще всего приводят к ссорам и конфликтам, негативному завершению общения и вызывают впоследствии массу скрытых трансакций.
На рис.1 параллельными являются трансакции (1-1), (5-5), (9-9), пересекающимися – все остальные трансакции: (2-4), (4-2), (3-7), (7-3), (6-8) и (8-6). Примерами неконфликтного взаимодействия являются: беседа двух родителей о "падении современных нравов" (Р-Р - (1-1)), разговор двух математиков на какую-либо научную тему (В-В - (5-5)), игра детей (Д-Д - (9-9)).
Теоретически идеальными являются отношения между людьми, при которых каждый из партнеров находится в дополнительных отношениях с каждым из аспектов своего партнера так, чтобы удовлетворительные трансакции существовали вдоль девяти возможных векторов в двух направлениях.
Рис.1. Диаграмма отношений.