Анализ игр

Трансактный анализ (ТА) – изучение компексных, стереотипных цепочек коммуникаций (стереотипов поведения), которые вновь и вновь воспроизводятся в стандартных версиях и зачастую препятствуют взаимопониманию. Среди таких стереотипов поведения основное место занимают игры. Игры – это стандартные цепочки трансакций. Фоном для подобных трансакций являются психологические факторы. Игры противопоставляются спонтанному, открытому общению. "Игра не обязательно означает фарс. Большинство человеческих игр сопровождается искренним весельем. Общей чертой всех игр является то, что эмоции в них не враждебны, а как бы подчинены определенным правилам, договору". Э.Берн.

Игры осуществляются для получения определенных "вознаграждений": снятия напряжения, структурирования времени и т.п. Своеобразной "расплатой" за это могут являться остановки в личностном развитии.

Различают три типа игр: в жертву, преследователя и избавителя. Интересно, что в сфере менеджмента эти три типа игр соответствуют различным стилям руководства. Так, руководитель может быть жертвой (попустительский стиль руководства), преследователем (авторитарный стиль) и избавителем (демократический стиль). Аналогично можно обозначить и типичные роли, которые демонстрируют своим поведением люди: как ситуативно, так и в более значительной временной перспективе (преследователь, спаситель, жертва).

ТА исследует также одну из главных потребностей человека – потребность в структурировании времени, т.е. нахождение какого-либо занятия с целью избавления от скуки, безделья, однообразия жизни. В трансактном анализе выделяют шесть способов структурирования (упорядочения) времени:

— отстраненность (замкнутость) представляет собой отказ участников общения от обмена трансакциями;

— в случае ритуала порядок проведения времени полностью предопределен существующими обычаями. Все участники общения заранее знают, кто и что будет делать. В этом случае отсутствует всякий риск. "По своей природе ритуалы – это, скорее всего, знаки взаимного признания. Единицы ритуала называют жестами по аналогии с жестами, свидетельствующими о признании и понимании людьми друг друга. Ритуалы программируются извне - традициями и обычаями". Э.Берн;

— деятельность – это способ упорядочения времени с помощью целенаправленных действий над объектами внешнего мира. Сюда можно отнести деловые свидания, мытье посуды, проведение занятий, написание книг, подготовку к экзаменам и т.п.;

— развлечения (времяпровождение), по определению Э.Берна, представляют собой полуритуальные обмены трансакциями, свободные от скрытого подтекста. Счастливые люди участвуют в развлечениях потому, что это само по себе приносит удовольствие. Для других же, особенно для невротиков, развлечения приобретают буквальный смысл – это способ ослабить внутреннее напряжение в ожидании чего-то еще;

— игрой обычно называют последовательность взаимодополнительных, содержащих скрытые компоненты трансакций с заранее предопределенной, легко предсказуемой концовкой. Игры позволяют структурировать время в тех случаях, когда потребность в одобрении (поглаживаниях) очень велика, но ощущение неблагополучия препятствует достижению близости;

— близость – это отказ от первых пяти способов времяпрепровождения: отстраненности, развлечений, деятельности, ритуалов и игр. Партнеры придерживаются позиции "Я – хороший, Ты – хороший". Потребность давать и делиться проявляется как непринужденное стремление выразить радость, а не как общественно обусловленная необходимость следовать определенным ритуалам.

Операционный аспект структурирования времени обычно называют программированием. Оно обусловлено факторами трех типов: материальными, социальными и индивидуальными. Материальные факторы соответствуют изменениям в отношениях с внешней реальностью. Примером проявления социального фактора программирования является характер ритуалов приветствия, а индивидуальных – характер времяпрепровождения.

Игры являются частью более широких и сложных ансамблей трансакций, которые называются сценариями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: