Г. С. Саливан

ЮНОШЕСТВО[48]

На мои взгляд, вехой, отделяющей подростковую стадию от юношеского периода, является не биологическое созревание человека, а достижение определенного этапа личностной зрелости. В социальной структуре, культурные особенности которой обеспечивали бы должную подготовку к овладению адекватными и приносящими удовлетворение способами осуществления сексуальной активности, разделение таких фаз личностного развития, как подростковый период и юношество, утратило бы свою актуальность. Но в условиях нашей и близких к ней по укладу культур все многообразие существующих у нас табу, начиная от религиозных и заканчивая политическими, в первую очередь лимитирует именно это последнее из наших приобретений, связанных с процессом развития личности.

Юношеская стадия продолжается с начала процесса формирования паттернов предпочитаемой генитальной активности в ходе бесчисленных приемов, направленных на самосовершенствование в данной сфере, до момента установления специфически человеческого или зрелого репертуара интерперсоналъных взаимоотношений, основанных на использовании предоставляющихся возможностей - как личностных, так и культурных. Другими словами, о вступлении человека в юношеский период свидетельствует осознание им конкретных предпочитаемых им типов генитального поведения и способов осуществления их в его дальнейшей жизни. Это достижение имеет величайшее значение для огромного числа представителей нашей культуры. По сути, для многих людей с отклонениями в развитии неспособность достичь периода юношества становится последним ударом. Поскольку переживания подобного рода выливаются во всепоглощающую и вызывающую состояние сильнейшей фрустрации гиперактивность, они нередко включают в себя существующую (разумеется, возникшую не сейчас, а значительно раньше) проблему, играющую роль предпосылки для проявления у большого числа людей чрезвычайно тяжелого личностного расстройства.

Значение предоставляющихся возможностей Результат прохождения человеком стадии юношества вне зависимости от того, останется он на этом этапе до конца жизни или ему удастся достичь уровня, который можно со всей обоснованностью назвать личностной зрелостью, тем не менее зачастую не отражается ни на чем, кроме его социально-экономического статуса и т. д. Возможности, фигурирующие в моем определении, самым непосредственным образом детерминируются влиянием окружающих людей, а также институциональными и самыми общими социальными предпосылками и запретами. К психиатру приходят люди, которые могли бы достичь значительно больших успехов, будь у них шанс получить определенный образовательный опыт, присущий в этот период жизни другим.

Мы не имеем права упускать из виду тот факт, что многие из тех, перед кем открывались исключительные возможности для личностного развития, главным образом из-за особенностей культурной организации оказываются в ситуации, существенно ограничивающей перспективы дальнейшего прогресса. Предположим, например, что после смерти отца многодетной семьи старший сын,, являвшийся на тот момент младшим клерком в экономической структуре, внезапно оказывается в положении основного «добытчика» денег для всей семьи. Итак, если до этого события у старшего сына были прекрасные перспективы и возможности, то после смерти отца молодому человеку, вне всякого сомнения, придется взять на себя ответственность за будущее своих младших братьев и сестер. С принятием ответственности, ранее лежавшей на отце, юноша в значительной мере сокращает собственные перспективы дальнейшей учебы и карьеры. Вот перед нами пример того, как "настоящие" факторы, носящие по отношению к личности сугубо внешний характер, кардинальным образом изменяют ход ее дальнейшего развития.

В то же время встречаются люди, которые, располагая всеми образовательными перспективами мира, просто не способны должным образом оценить и проанализировать их из-за врожденных дефектов или различных приобретенных нарушений, возможность исправить которые они вовремя не использовали. Единственный шанс, предоставляющийся человеку позже, - кроме, конечно, вмешательства господа Бога, - визит к психиатру. И чем дольше я живу, тем яснее вижу, насколько этот шанс невелик.

Развитие переживаний синтаксического вида при благоприятном протекании периода юношества можно наблюдать весьма значительный прогресс переживаний синтаксического вида. Для примера рассмотрим человека, принадлежащего к очень тесному, сплоченному обществу, выросшего во вполне благополучной семье, у которого успешно сформировался некоторый набор паттернов генитального поведения. Если бы он поступил в университет, то получил бы в свое распроряжение несколько лет для реализации поистине исключительнейшей возможности наблюдать поведение своих товарищей, знакомиться с жителями разных частей света, обсуждать увиденное и услышанное, на основании этого выявлять в своем прошлом опыте неправильно истолкованные события и находить то, что могло бы сыграть роль трамплина для адекватного восприятия новой информации. Иными словами, возможность приобретать опыт и знания, живя в университете, обеспечивает ему благоприятнейшие перспективы на будущее.

Но для людей, у которых не все складывалось так удачно или не слишком заинтересованных в получении дальнейшего образования, этот этап жизненного пути знаменуется попытками каким-то образом наладить свою жизнь, начать обеспечивать свою семью, жить за счет кого-то из близких, или как-либо иначе. В известных пределах некоторый приобретаемый человеком опыт во многом аналогичен полученному в университете, за исключением, вероятно, лишь того всеобъемлющего интереса к культуре, который, я надеюсь, свойствен всей системе высшего образования в целом. Но обучение, целью которого является обустройство собственной жизни, нахождение общего языка с коллегами, также можно рассматривать как богатейший источник информации, обеспечивающий великолепную возможность для обмена мнениями, для снятия некоторых ограничений и для подтверждения тех или иных предположений. Таким образом, когда у человека, страдающего не слишком серьезными отклонениями в развитии, существуют глубоко укоренившиеся сексуальные проблемы, все, что бы он ни делал, так или иначе направлено на пополнение знаний об отношении к жизни других, о степени их взаимозависимости друг от друга и о способах преодоления различных жизненных проблем, многие из которых сформировались в результате научения методом проб и ошибок на примере других людей. Иными словами, на юношеской стадии развития происходит переструктурирование относительно ограниченного личного опыта в согласованную с опытом других законченную форму, в значительно меньшей степени обставленную всевозможными ограничениями. Как на предподростковой стадии, где развитие социальной структуры, если рассматривать это понятие в самых общих чертах, происходит в первую очередь за счет задействованных в этой структуре людей, так и на стадии юношества каждый человек в той или иной степени оказывается интегрирован в общество как таковое. Некоторые из обладающих исключительными перспективами людей потенциально могут примкнуть ко всему мировому сообществу - сделать так, чтобы их домом стал весь мир. Нужно ли говорить о том, что те, кто работает, например, учениками в механических мастерских, располагают значительно меньшими возможностями, ограниченными географическими и культурными рамками. Но для общества они остаются полноценными гражданами - они имеют право голоса на выборах, от них требуют уплаты налогов и т. д. В целом в' глазах закона юноши и девушки - это абсолютно взрослые люди, пользующиеся всеми привилегиями, но при этом и ограничиваемые многочисленными социальными препятствиями. Таким образом, им приходится выполнять все многочисленные обязанности, предписываемые нашей культурой; прежде они могли уклоняться от соблюдения этих требований, но теперь так или иначе они вынуждены изобретать способы создания видимости претворения в жизнь хотя бы некоторых из них. Если все проходит благополучно, то они все дальше двигаются по пути развития: они наблюдают, формулируют и структурируют все больший объем информации, параллельно с этим постепенно расширяется диапазон их способности к предвосхищению, в результате чего они получают возможность предвидеть дальнейший путь своей карьеры - конечно, не в законченном и неизменном виде, а с позиций ожиданий и вероятностей, что дает возможность предусмотреть возможные неудачи.

Неадекватные и необоснованные

персонификации себя и других

Итак, при интерпретации того факта, что многие и многие люди, по-видимому, не слишком далеко продвигаются в данной фазе по пути развития личности, главным образом следует отметить роль тревоги в их жизни, которая в свою очередь является средством обращения к системе самости. Уже довольно давно я заметил интересную тенденцию системы самости регулировать "сознательные" переживания таким образом, что, несмотря на появление, если так можно выразиться, объективных возможностей для наблюдения и анализа, научения и изменения, человек, как правило, поразительным образом остается в неизменном состоянии. Когда возникают вопросы, почему люди не извлекают пользу из полученного опыта и почему им требуется так много времени, чтобы преодолеть столь незначительное расстояние, отделяющее их от личностной зрелости, ответ в первую очередь нужно искать в природе и характере функционирования системы самости человека. На уровне, где коммуникация осуществляется без каких бы то ни было проблем, это критическое вмешательство тревоги, противодействующей функционированию системы самости, проявляется в неадекватности и необоснованности персонификации себя. Представления, складывающиеся у людей о себе, настолько далеки от реальности, что благодаря им люди с неизменным постоянством оказываются в ситуациях, где несоответствие и неуместность этих персонификаций становятся очевидными, и это заставляет их испытывать тревогу. Как я уже говорил, действие сильной тревоги сравнимо с ударом по голове; человек не может ясно воспроизвести в памяти ситуацию, сопровождавшую ее появление. Феномен, суть которого сводится к повышению интенсивности реагирования людей на минимальные проявления тревоги, на более поздних фазах развития личности приобретает еще большую значимость. Я отнюдь не имею в виду, что человек предостерегает себя: «Если ты не будешь осторожен, то скоро тебя настигнет тревога», - вовсе нет. И тем не менее появление даже самой незначительной тревоги служит стимулом, заставляющим человека обходить эту ситуацию, так же как амеба избегает попадания в горячую воду, о чем я уже довольно давно вам рассказывал в качестве примера.

Таким образом, у большинства молодых людей, находящихся в юношеском периоде, наиболее ярко выраженные аспекты системы самости демонстрируют столь поверхностные и незаметные искажения их представлений о себе, что они зачастую отказываются от дальнейшего изучения этой области, если только кто-нибудь не заставит их ценой преодоления серьезных препятствий пройти через определенные процедуры, чтобы приобрести необходимый опыт. Причем этот опыт до предела насыщен переживанием сравнительно сильной тревоги, с которой - как, я надеюсь, вы уже поняли - люди мирятся только в том случае, если ничем не могут себе помочь. Когда насущная необходимость изменений осознается в ходе переживаний, связанных с психиатрическим вмешательством или чем-то подобным, большинство из нас может выдерживать тревогу определенной интенсивности, хотя я полагаю, что этот показатель колеблется в зависимости от индивидуальных особенностей прошлого опыта. Говоря о том, что человек может выдерживать определенную тревогу, мы тем самым утверждаем, что он способен пересмотреть ранее игнорировавшийся и неверно интерпретированный опыт таким образом, что его представления о себе и своей жизни могут претерпеть благоприятные изменения. В связи с этим допустимо предположить, что в развитии каждого испытывавшего значительную тревогу человека обязательно должен был наметиться колоссальный прогресс. Но парадокс заключается в том, что при отсутствии определенных условий именно этой непоколебимой убежденности в необходимости изменений и не хватает людям, охваченным сильной тревогой. По сути, они ожидают, что все и всегда останется таким же, как в данный момент; они

ничего не могут с этим поделать, и когда вы пытаетесь показать им возможные способы изменить это положение, они начинают испытывать еще большую тревогу, утверждаются во мнении, что вы - плохой терапевт, и начинают вас избегать. Тем самым я хочу сказать следующее: существуют принципиальные различия между пребыванием «в тисках» средней или сильной тревоги и "вступлением в схватку" с источником тревоги, будь она средней или сильной.

А теперь я позволю себе еще раз отклониться от нашей основной темы разговора, с тем чтобы снять налет волюнтаризма таких используемых мною выражений, как «вступление в схватку» с тревогой и «противостояние» ей. Может показаться, что в психиатрии опора на такую категорию, как магическая сила воли, не слишком оправдана. Как мне кажется, я уже упоминал об этом, когда говорил о негативном влиянии доктрины воли на процесс развития. Если вспомнить, что в нашем обществе люди обычно очень гордятся своей волей и поднимают вокруг нее несусветную шумиху, мне бы хотелось предупредить психиатров, что чем менее волюнтаристичным будет их язык и чем меньше их головы будут заняты различными установками по этому поводу, тем дальше они смогут продвинуться по пути понимания своих пациентов, а возможно, и в достижении у них позитивных изменений. Поэтому когда я говорю о противостоянии тревоге, я не имею в виду, что психиатр просит пациента собраться с духом и мобилизовать свою силу воли на сопротивление воздействию тревоги. Если психиатр сталкивается с необходимостью работать именно с этой проблемой, то его действия сводятся к тому, чтобы обучить пациента настолько точно предвосхищать события ближайшего будущего, чтобы у него выработалась способность избегать минимальных проявлений тревоги. Возникновение тревоги не имеет никакого отношения к какому-либо из мифических или реальных феноменов воли; оно связано с переживанием, которое присоединилось к системе самости и стало ее частью, а кроме того, с предвосхищением нарастающей тревоги, что опять же связано с активностью системы самости. Задача психиатра - как можно более Широко и подробно представить пациенту создавшуюся ситуацию; в случае успеха пациент осознает, что безотносительно к присутствию или отсутствию тревоги настоящий образ его жизни является неудовлетворительным и непродуктивным при создавшихся обстоятельствах, поскольку он не способствует благоприятным изменениям; в результате несмотря на наличие тревоги, при прочих равных условиях система самости может быть несколько модифицирована.

Неадекватные и необоснованные персонификации себя, как правило, сопровождаются исполняющими по отношению к ним служебную функцию неадекватными и необоснованными персонификациями других. Такая неадекватность и необоснованность вторичных персонификаций - я говорю «вторичных», так как для подавляющего большинства людей они представляют значительно меньшую значимость, чем персонификация себя самого -может распространяться на человека вообще или же характеризовать специфические стереотипы конкретных людей. Человек не может персонифицировать других, обрабатывая некую существующую у него информацию, за исключением только персонификации себя и некоторых в той или иной степени воображаемых существ, связанных с его персонификацией себя посредством техники "не". Если вы считаете себя великодушным, вы наверняка предполагаете наличие и у других этого замечательного качества; но поскольку у вас существует немалый опыт, подтверждающий обратное, вы многих персонифицируете как невеликодушных, не обладающих великодушием. Этот образ вовсе не является точным отражением внутренней сущности окружающих вас людей; они просто отличаются от вас, у них нет одного из лучших ваших качеств. Таким образом, данные ограничения персонификации других в значительной степени обусловлены неадекватностью и необоснованностью персонификации себя. Особую категорию неадекватных и необоснованных персонификаций составляют образы, которые я называю стереотипами, также отражающие ограничения персонификации себя. Мы часто сталкиваемся с такими яркими проявлениями предрассудков, нетерпимости, страхов, ненависти, антипатий и отвращения по отношению к определенным классам людей. Сегодня бытуют стереотипы, характеризующие газетчиков, евреев, греков, коммунистов, китайцев или т. д. Нужно ли говорить, что они строятся отнюдь не на наблюдении, анализе и последующей проверке информации о той или иной группе людей.

Стереотипы отражают неадекватные и необоснованные элементы нашей собственной системы самости; таким образом, все существующие стереотипы представляют собой либо бледный суррогат компонентов персонифицированного Я, либо - что еще менее способствует обеспечению успешной жизнедеятельности - это не-элементы, заимствованные из все той же персонификации себя. Например, мнение о том, что все ирландцы занимаются политикой, могут уверенно разделять, не допуская и доли сомнения, либо люди, обладающие выдающимися политическими способностями, либо те, кто демонстрирует полную политическую безграмотность. Иными словами, если вы хороший политик, у вас может существовать стереотип по поводу наличия у целой этнической или би-этнической группы данной характеристики, если же вы посредственный политикан, вы можете просто заклеймить нацию чертой, не свойственной вам самому.

Кстати - в продолжение нашего разговора о предрассудках и стереотипах - замечу, что я сам склонен думать, что ирландцы-язычники. При этом я ни на секунду не сомневаюсь, что любое исследование, проведенное среди жителей Ирландии, выявит огромное множество примеров, по отношению к которым термин «язычник» окажется совершенно неприемлем. В моем сознании прочно утвердилось, что во многих этнических группах и сообществах, где во всеуслышание провозглашается приверженность к христианству, после непродолжительного неформального разговора с членами группы об их религиозных убеждениях выявляются мало соответствующие христианским догмам тенденции поклонения трансцендентальным силам и т. д. Об ирландцах, кровь которых течет в моих жилах, мне известно несколько больше, чем, например, о китайцах, поэтому я чувствую себя - в духе лучших современных традиций - вправе слегка подшучивать над религиозными предпочтениями своего народа. Но, слава Богу, я понимаю, что на самом деле это может быть действительно так, а может быть и совершенно иначе; я далек от того, чтобы считать свой предрассудок истиной в последней инстанции. Такие шутки вполне уместны в непринужденной беседе с хорошими друзьями, особенно с ирландцами. Но если я буду слишком часто упоминать об этом в обществе других людей, то на основании моих слов у них, возможно, сформируется предрассудок, который обычно накладывается на уже существующее у человека предубеждение. Выглядят ли замечания такого рода всего лишь забавными шутками, практически не причиняющими ущерба престижу других людей или же они являются умышленными приемами, цель которых сводится к уклонению от повышения информированности с последующим достижением согласия по поводу огромной части человеческой расы, преимущественно зависит от того, насколько в данном предрассудке находит отражение ограничение персонификации себя провозглашающего его человека.

Использование стереотипов может преследовать различные цели. Но то их предназначение, которым при определенных обстоятельствах стремится воспользоваться практически каждый обычный человек, является одним из самых прискорбных объяснений несчастий, преследующих личность в этом мире в наше время: речь идет о том, что стереотипы оказывают большую помощь в общении с незнакомыми нам людьми. На самом деле, это не так. Будучи действительно очень важными образованиями, они не облегчают, а, напротив, крайне затрудняют взаимодействие с незнакомцами; они создают непреодолимые препятствия, мешающие получению адекватной информации о них. Во многом благодаря их влиянию человек зачастую упускает возможность спонтанных позитивных изменений ограничений его собственной персонификации себя.

Роль паратаксических процессов

в минимизации тревоги

Для дальнейшего рассмотрения действия тревоги и системы самости, препятствующих прогрессивному развитию на юношеской стадии, мне бы хотелось привлечь ваше внимание к паратаксическим процессам, связанным с избежанием или минимизацией тревоги. Эти процессы, в основе которых лежит селективное невнимание, как будто вуалью покрывающее часть окружающего нас мира, распространяются на все остальные классические динамизмы проблемы и охватывают серьезнейшую диссоциацию одного или нескольких жизненно важных человеческих динамизмов. Кроме того, хотя некогда я ввел категорию динамизма проблемы, за годы, в течение которых я пытался преподавать психиатрию, она утратила свое очарование, поскольку кое у кого сложилось мнение, будто эти динамизмы отражают особенности патологических состояний. Я же, напротив, убежден, что они не имеют никакого отношения к патологическим состояниям; различия заключаются только в степени т.е. в интенсивности и согласованности -того, что присуще каждому человеку.

Поэтому всякий раз. когда я говорю о динамизмах, я имею в виду универсальное свойство человеческой природы, порой несущее на себе следы ужасных искажений, и все нее не теряющее своего универсализма. Причинами искажений становятся различные несчастья, преследовавшие человека на пути его развития, ограничения возможностей и т. д. Таким образом, система самости, особенно интенсивно функционирующая в фазе юношества, т.е. в период хронологической взрослости, охватывает всю область того, что мы обычно рассматриваем как предмет психиатрии, или, если хотите, область психических расстройств.

Ограничения свободы существования

В качестве принципиально иного подхода к нашему основному вопросу - к проблеме блокирования системой самости позитивных изменений в период юношества - можно рассматривать изучение ограничений свободы существования вместе с комплексными процессами, направленными на реализацию ограничиваемых интегративных тенденций. При помощи этого нового подхода к уже обсуждавшейся ранее проблеме мы пытаемся пролить свет на некоторые феномены, о которых мы с вами ранее не упоминали.

Под ограничениями свободы существования я-понимаю ограничения "внутреннего" происхождения - затруднения, связанные с прошлым опытом человека, но отнюдь не границы, воздвигаемые широким рядом внешних возможностей, подробную классификацию которых я уже приводил. Ограничения свободы существования сопровождаются овладением сложными приемами частичного удовлетворения того, что они блокируют, и протеканием комплексных процессов, проявляющихся в расстройствах сна и т. д., которые направлены на разрядку опасной аккумуляции различных видов напряжения. Эти ограничения могут вызывать ограничение контактов с другими, а также ограничение интересов. Ограниченные контакты с другими могут варьировать от полной изоляции на ранних этапах развития, которая сопровождается установлением такой огромной социальной дистанции, что человек и в дальнейшем продолжает отвергать значительную часть полезного и познавательного опыта, черпаемого в общении с окружающими, до существенных ограничений своей жизни в связи с действием таких факторов, как предрассудок, каста или класс, в случае если человек оказывается членом какого-либо меньшинства.

Но все же чаще всего ограничения свободы существования выливаются в ограничение интересов; на многие аспекты жизни человека накладывается табу - он начинает их избегать. Иногда ограничение, обусловленное расстройством, приобретенным человеком в прошлом, видоизменяется, принимая форму псевдосоциальных ритуалов и интересов, внешние проявления которых не имеют ничего общего с ограничениями. По-видимому, эти ритуалы «возносят» человека над толпой и делают его отличным от окружающих. Пример, который я собираюсь рассмотреть, касается пристрастия к играм, в данном случае это будет пристрастие к бриджу. Поскольку этот пример однажды уже привел в негодование одного очень известного и исключительно уважаемого антрополога, я подумал, что он, должно быть, вызывает у слушателей живой интерес, и поэтому решил снова к нему прибегнуть. Итак, я никогда не увлекался более или менее серьезными играми, поскольку, вероятно, из-за вульгарности моего вкуса мне всегда больше нравилась атмосфера казино, что, конечно же, не идет ни в какое сравнение с игрой в бридж. В моем примере речь пойдет о группе женщин из высшего общества Нью-Йорка, располагающих огромными социально-экономическими возможностями. У них было мало занятий, и каждый день, вставая с постели, они собирались в бридж-клуб, отправляясь в который, успевали перекинуться лишь несколькими словами со своими мужьями или шоферами, а потом проводили многие часы в высоко ритуализированном общении с приятелями, после чего, полностью довольные жизнью, снова ложились спать. Я надеюсь, вы начинаете понимать, что я имею в виду, говоря о псевдосоциальных ритуалах; в данном случае каждая из них была целиком поглощена общением с людьми, но при этом между ними не было человеческого контакта. Я думаю, что большинство из них согласились бы с тем, что намного лучше, отказавшись от обсуждения своих туалетов и т. д., находиться в кабинках с односторонними окошечками для карт. Их внимание меньше отвлекали бы кашель и чихание людей вокруг и т. д., а следовательно они смогли бы заниматься своим делом в более комфортной обстановке. Этот пример я привел для иллюстрации феномена псевдосоциальных ритуалов; но встречается также немалое количество людей, которым удается вести общественную жизнь, таинственным образом обходясь вообще без контактов с окружающими людьми. Они живут по жестко регламентированным правилам.

К другому типу ограничений существования можно отнести формирование ритуализированного избежания и ритуализированной гиперактивиости. Независимо от ваших политических воззрений вам, вероятно, доводилось использовать ритуализированное избежание при обсуждении политических проблем с кем-либо из своих знакомых. Например, оно могло бы иметь место, если бы вы в разговоре с вашим банкиром затронули тему необходимости продолжения «нового курса». Пожалуй, я приведу пример из моей собственной жизни и расскажу об одном из моих не слишком частых посещений парикмахерской. Там работает ветеран Первой мировой войны, к которому я питаю глубокую симпатию, во-первых, из-за его исключительно патриотического настроя, а во-вторых, потому что он хороший парикмахер и неизменно остается совершенно спокойным. Я всегда с такой ненавистью относился к стрижке волос, что старался при этом хотя бы немного подремать, а потому обычно сопровождающие этот процесс разговоры были бы крайне нежелательны. Но однажды, когда я пришел подстричься, по радио передавали что-то о Генри Уэллесе, и мой парикмахер отозвался о нем с осуждением. Я заметил, что знаю этого человека и очень хорошо к нему отношусь.

Я понимаю, что, как и многие из нас, он не всегда проявляет выдающуюся прозорливость, но порой он высказывал очень неплохие идеи, а этого вполне достаточно, чтобы быть со мной в хороших отношениях. После этого я спокойно расслабился в парикмахерском кресле. Пять или шесть месяцев спустя, когда Генри Уэллес был назначен в состав Министерства торговли, наш разговор возобновился; другими словами, тема, которую мы затронули, оказалась отнюдь не немаловажной. Итак, парикмахер не имел ни малейшего желания о чем-либо со мной спорить, но мое высказывание по поводу Уэллеса нарушило часть механизма его ритуализированного избежания; это рассогласование было связано со мной, поскольку у него сохранилось воспоминание о моих словах, приведших к такому исходу. Поэтому эта тема и получила продолжение. Однако мы до сих пор поддерживаем приятельские отношения.

Таким образом, ритуализированные избежания и проявления гиперактивности создают у человека ощущение некоторой причастности к той или иной важной сфере жизни. В действительности же в силу полного отсутствия какой бы то ни было информации он не имеет к ней никакого отношения. Наравне с политическим необходимо учитывать также и "социальный" аспект; здесь мы нередко сталкиваемся с исключением из жизни человека важнейших сфер под внешне рациональными предлогами, которые, при ближайшем рассмотрении, оказываются просто проявлениями ритуализированного избежания. То же самое можно сказать и о мире искусства, а те, кто работает в области естествознания и других наук, могли заметить нечто аналогичное на ежегодно проводимых конгрессах и т. д. И, как хорошо известно Господу Богу, весь мир преисполнен ритуализированным избежанием и гиперактивностыо, имя которым - религия.

Разумеется, я с глубоким уважением отношусь к людям, которые ясно представляют себе, что их интересует, а что нет. Например, ничто не мешает мне подробно изучать теорию денег. Нет ни одной более или менее весомой причины, препятствующей мне развить у себя умение эстетически оценивать живопись или несметное множество других вещей, к которым на нынешний момент я испытываю лишь слабый интерес, проявляющийся в зачаточной форме. Я думаю, что не смог бы питать неподдельный интерес, например, ко всей медицине в целом. Но если со мной нельзя даже поговорить, скажем, о дадаизме, о баптистах или о теории денег, то отнюдь не потому что вся моя жизнь сосредоточена на достижении удовлетворения и безопасности в какой-то конкретной области; причина в том, что моя безопасность во многом зависит от избежания той или иной области или предмета. Жизнь, как мне кажется, никогда не бывает одинаково интересной для каждого человека и не может соответствовать способностям каждого. Я абсолютно уверен, что, когда первобытные племена переступили порог доисторических времен, в их рядах уже существовала определенная специализация; конечно же. специализация распространялась на воспитание детей, что, несомненно, повлекло за собой дальнейшее ее углубление. Внешние проявления ритуализированного избежания и гиперактивности могут напоминать процесс специализации, но на самом деле они означают, что вы не имеете возможности приобщиться к какой-то области жизни; любое проявление интереса по отношению к этой области тут же вызывает тревогу, блокирующую дальнейшую активность, направленную на получение информации.

Самоуважение и личностная зрелость

Из всего вышесказанного естественно сделать вывод: самоуважение является необходимым условием для установления адекватного уважительного отношения к другим. Встречается немало людей, которые уважают тех, кого они не знают, но я сейчас говорю не об этом. Можно суверенностью утверждать, что те, кто не уважает никого, кроме незнакомых им людей, не уважают себя самих. При этом людям, обладающим исключительным самоуважением, т. е. тем, чей жизненный опыт позволяет им, к их собственному удовольствию, раскрывать и демонстрировать присущую им способность сосуществовать с другими людьми, ничего не стоит отдать должное чужим достижениям. Одним из самых ничтожных псевдоприобретений системы самости можно считать уничижительное отношение к другим, представленное мною в форме доктрины, согласно которой если вы - муха, то, ей-богу, слоном вам не быть никогда. Судить о самоуважении человека на основании его презрительного отношения к другим можно весьма многозначно. Структура пренебрежения включает два компонента. Одним из них является "презрение" к себе самому, другим - огромное число не операций. Таким образом, человек, глубоко уважающий себя за собственное «великодушие», как правило, носящее исключительно публичный характер, считает, что многие из окружающих его людей лишены благородства, скаредны, скупы и т. д. Я думаю, уже на заре человеческой мысли было известно, что человеку резкий по отношению к другим, нетерпимый к тем или иным недостаткам окружающих его людей, обычно столь же чувствителен именно к ним, потому что таковы и его собственные тайные пороки. В случае, когда самоуважение сформировалось в результате отсутствия ограничений в ходе процесса развития, будь то из-за сравнительно благополучного его протекания или вследствие коррекции возникавших отклонений, признание факта, что кто-то другой превосходит человека в той или иной отдельной области, не вызывает у него ни ощущения дискомфорта, ни чувства обделенности, ни даже оттенка тревоги. Печальная правда такова, что в условиях столь высокоспециализированной и сложной социальной структуры, которая присуща практически всем современным культурам, в любой комплексной операции задействованы лишь очень немногие ведущие фигуры. Большинство людей не так хороши, как это меньшинство, а очень многие находятся даже значительно ниже среднего уровня. Но жизнь включает в себя столько различных сфер, что человек вовсе не обязательно должен ориентироваться на то, что у него получается не слишком хорошо, а следовательно, у него нет необходимости подсчитывать, многие ли еще хуже делают то, в чем он сам совершенно некомпетентен. Но некоторые люди из-за тех или иных отклонений в личностном развитии прибегают к таким подсчетам, для того чтобы снизить тревогу, появляющуюся в результате невыгодного сравнения себя с другими.

А теперь мне хочется сказать несколько слов о личностной зрелости - о проблеме, с которой я всегда обращаюсь весьма небрежно отчасти потому, что она не является предметом психиатрии, хотя, по всей вероятности, и была экстраполирована именно из этой науки. Дело в том, что проблема зрелости ускользает из поля зрения психиатров, исследующих вопросы интерперсонального взаимодействия, поскольку люди, которых можно рассматривать как зрелые личности, меньше всего подходят для изучения, а прогрессивные изменения у наших пациентов, приближающие их к личностной зрелости, лишают нас возможности наблюдения за ними еще до того, как они достигнут конечной стадии данного процесса. Поэтому психиатр, именно как психиатр, располагает крайне ограниченным объемом информации по этому вопросу. Но кое о чем на уровне догадок все-таки можно говорить. Я бы предположил, что все важнейшие приобретения эр развития, которые я рассматривал, так или иначе находят свое отражение в структуре зрелой личности человека. Последнее из величайших приобретений - это возникновение и развитие потребности в близости, в сотрудничестве по меньшей мере с одним, а предпочтительнее с несколькими людьми; важнейшей особенностью такого сотрудничества является обостренная чувствительность к нуждам другого, к его интерперсональной безопасности и отсутствию у него переживания тревоги. Таким образом, из всего, что нам известно, можно сделать вывод: суть феномена зрелости при отсутствии серьезных противоречий сводится к сочувствующему пониманию ограничений, интересов, возможностей, тревог и т. д. людей, с которыми субъект сосуществует и взаимодействует. Другой безусловно очень важный вывод заключается в том, что в результате расширения сферы интересов, их углубления или обоих параллельно протекающих процессов жизнь зрелой личности, - в которой нет места монотонности и скуке, - если можно так выразиться, приобретает все большее значение. Нет смысла всерьез воспринимать мнение о том, что, достигнув личностной зрелости, можно умереть со скуки; как раз наоборот. Ни один человек, будь он зрелой личностью или безнадежным больным, не может похвастать полной неуязвимостью для тревоги или страха, или какой-либо потребности, являющейся неотъемлемой частью нашей жизни. Но чем выше уровень зрелости человека, тем меньше в его жизнь будет вмешиваться тревога и тем меньше неудобств он будет создавать себе и другим. И, наконец, когда человек достигает личностной зрелости, даже вещи почти столь же бесконечно сложные, как жизнь в нашем мире, не кажутся ему скучными.


[1] Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М., 1983. Т.2, с.95.

[2] К.Юнг. Воспоминания, сновидения, размышления. Киев. 1994. С.340.

[3] Дадун Р. Фрейд М. 1994. С.486.

[4] Оруэл. 1984. М. 1993.

[5] Карл Р.Роджерс. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.,
1994. С, 453.

[6] Г.Маркузе- Одномерный человек. М., 1994. С.XIX.

[7] В.Фрапкл. Человек в поисках смысла. М. 1990. С.175.

[8] Три интервью К.Юнга/ В. Одайиик. Психология политики. М. 1996. С. 342.

[9] К.Юнг. Конфликты детской души. М. 1995. С.185.

[10] К.Юнг. Конфликты детской души. М. 1995. С.185.

[11] Юнг К. Психология бессознательного. М. 1994. С.28.

[12] Юнг К. Психология бессознательного. М. 1994. С.29.

[13] Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. СПБ. 1991. Дайджест.

[14] Расстройство, крушение надежд (Прим.перев.)

[15] Вожделение, похоть (Прим.перев.).

[16] Неологизм - смерть (Прим. автора).

[17] Старостью я называю возраст начиная с восьмидесяти пяти. В среднем возрасте нет никакого естественного спада половых сил, хотя и наблюдается искусственный спад. Каков бы ни был лев, он может упасть духом, если его лет сорок продержать в клетке.

[18] От лат. sublimis - Высокий, возвышенный (Прим.перев.).

[19] Трюфели в шампанском (франц.) (Прим. перев.).

[20] Только то, что функцию проверки реальности я приписал этому "Сверх Я", кажется ошибочным и нуждается в корректуре. Отношением "Я" к миру восприятий несомненно соответствовало бы, если бы проверка реальности оставалась его собственной задачей. Также и прежние, довольно неопределенные высказывания о ядре "Я" должны теперь быть поправлены в том смысле, что только систему БСЗ можно признать ядром "Я".

[21] Интересную параллель к замене объекта представляет собой вера примитивного человека в то, что свойства съеденного животного переходят к тому,, кто его съел. Интересны и основанные на этом запреты. Как известно, эта вера участвует и в обосновании каннибализма и продолжает свое действие во всем ряде обычаев тотемической трапезы вплоть до Св.Причастия. Следствия, которые приписываются здесь оральному овладению объектом, действительны и для позднейшего сексуального выбора, объекта и прекрасно с ним совпадают.

[22] Согласно смыслу введения в нарциссизм, мы теперь, после отделения "Я" от "Оно" должны признать "Оно" большим резервуаром либидо. Либидо, протекающее к "Я" путем описанных идентификаций, создает его "вторичный нарциссизм".

[23] Может быть,; осторожнее было бы сказать - с родителями, так как отец и мать не расцениваются различно до того времени, пока не получается точное знание о полном различии - отсутствии псписа. Из истории одной молодой женщины я недавно узнал, что с тех пор, как она заметила у себя отсутствие пениса, она полагала, что этого органа пет у женщин, по не у всех, а только у тех, кого она считала неполноценными. У ее матери он, по ее мнению, сохранился. Для более простого изложения я рассмотрю лишь идентификацию с отцом.

[24] Западно-восточный диван Книга Зулейки [Счастлив мира обитатель// Только личностью своей (Пер. В, В. Левина)].

[25] После того как эта фраза была написана, Германия также обрела своего фюрера.

[26] Тевтонская ярость (лат.)

[27] С известной оговоркой (лат.).

[28] См.: Jung und Kerenyi, Das gottlichc Kind в Einfuhrung in das Wcscn dcr Mythologie ( Нем.издатели.)

[29] Частных лиц (не принимающих участия в политике) (греч.). (Отв. ред.).

[30] Даймон, демон (греч.)

[31] По-немецки слова «предназначение» (Bestimmung) и «голос» (Stimme) образованы от одного корня.

[32] "Я – гражданин Рима" (горделивое восклицание) (лат.).

[33] Римская империя (лат.).

[34] "Душа по природе христианка" (лат.).

[35] Бог из машины (лат.).

[36] Прибежище неведения (лат.).

[37] Пер В.В. Набокова (Отв. ред.).

[38] В англо-американском собрании сочинений это выражение приписывается Кромвелю (Нём. издание).

[39] Любви к судьбе (лат.).

[40] Буквально "Мы достигаем на земле хорошего – и лучшее начинает означать обман и иллюзию" (Отв. ред.).

[41] Защита психологическая - регулятивная система стабилизации личности, направленная на "ограждение" сознания от негативных, травмирующих личность переживаний. - Прим.ред.

[42] Ригидность - затрудненность в необходимом изменении деятельности. - Прим.ред.

[43] Локус - источник. - Прим. ред.

[44] Нелегко ответить на вопрос, мужество или трусость движет самоубийцей. Ибо справедливости ради мы должны признать, что к попытке самоубийства обычно приводит внутренний конфликт. Пожалуй, мы могли бы сказать лишь следующее: суицидент не боится смерти – он боится жизни.

[45] Можно даже допустить, что средний человек действительно порочен и что лишь немногие являются истинно достойными людьми. Но если даже это действительно так, разве не обязывает это каждого из нас быть лучше этого среднего, стать одним из тех немногих?

[46] Дайджест. К.С. Холл, Г. Линдсей. Теории личности. М. 1997

[47] Дайджест. К.С. Холл, Г. Линдсей. Теории личности. М. 1997.

[48] Г.С. Салливан. Интерперсональная теория в психиатрии. М-СПб. 1999.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: