Предмет и уровни знаний

Существуют разные взгляды на природу, характер знаний и методы в социологии религии.

1. Социология религии — это эмпирическая наука, изучающая доступ­ное чувственному восприятию, занимается тем, что возможно наблюдать, измерить, проверить. Можно предположить, что идея эмпиричности социо­логии религии у ряда исследователей связана с намерением разграничить со­циологию и теологию (вероучение); обосновать положение о том, что объект, на который направлено субъективное религиозное поведение (сверхъестест­венное, Бог, трансцендентное и т.д.), находится вне поля зрения социологи­ческого исследования.

2. Социология религии должна оставлять за пределами своего изуче­ния проблему возникновения, происхождения религии. У одних иссле­дователей эта точка зрения аргументируется ссылкой на невозможность эм­пирически наблюдать подобные процессы. Другие (конфессиональные или конфессионально ориентированные) ученые полагают, что вопрос о генезисе религии находится в компетенции теологии, вероучительных концепций.

3. Социология религии тождественна конкретно-социологическим ис­следованиям. Путем их проведения она анализирует уровень и характер религиозности, разрабатывает методологию, методику и технику этих иссле­дований, устанавливает критерии и типы религиозности и т. д.

4. Социология религии рассматривает религию под углом зрения ее места в общественной жизни, функций в общественной деятельности, отно­шений к другим регуляторам человеческого общения, к иным формам соци­ального контроля. Для социологии религии характерен анализ религиозного комплекса в аспекте его социального значения и соответствия имеющимся общественным потребностям. Эта позиция подчеркивает важность социоло­гического анализа структуры и функций религии, воздейственность послед­ней в контексте ее взаимосвязей с другими областями общественной, груп­повой, индивидуальной жизнедеятельности.

5. Социология религии изучает социальные условия, вызвавшие к жизни религию, место и роль религии в функционировании и развитии той или иной социальной системы. Такое понимание задач социологии религии ори­ентирует исследователей на необходимость изучения прежде всего социаль­ных источников возникновения и существования религии.

Можно было бы предложить следующее определение предмета социоло­гии религии: она исследует религию как общественную подсистему; изучает общественные основы и закономерности возникновения, развития, функцио­нирования религии; анализирует элементы, структуру, место, функции и роль религии в общественной системе, влияние на другие элементы этой системы, а также специфику обратного воздействия последних на религию. В состав социологической теории религии входят: 1) фундаментальные положения, раскрывающие общественно-сущностные характеристики религии, ее основы в истории и жизнедеятельности общества, групп и индивидов; 2) знания о различных феноменах религии — о религиозном сознании, культе, отноше­ниях, объединениях, организациях и т. д.; 3) совокупность операционально интерпретированных понятий и эмпирических обобщений — “религиоз­ность”, “религиозное поведение”, “типы религиозности” и пр. Операцио­нальная система понятий играет важную роль в разработке методики кон­кретно-социологических исследований, а эмпирические обобщения служат основой дальнейшего теоретического анализа; 4) методика конкретно-социо­логических исследований в области религии. Конечно, имеются общие прин­ципы методики, которые применяются различных отраслях специальных со­циологии. Однако эти принципы должны развиваться и конкретизироваться в соответствии с предметом исследования.

Не стоит представлять указанные разделы не связанными друг с другом, поскольку между ними не существует непроходимыx границ. Понимание их соотношения предполагает признание возможности и необходимости движе­ния мысли исследователя как “сверху вниз”, так и “снизу вверх”.

Сказанное позволяет утверждать, что социология религии рассматривает религию как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне, проводит ка­тегориально-концептуальные и конкретно-социологические исследования. Она движется от явления к сущности, направляет усилия на раскрытие сущ­ностных отношений, на познание закономерностей. Конечно, мир явлений религии многообразен и разнороден. Социолог имеет дело с племенными, народностно-национальными, мировыми религиями, с их многочисленными вариациями и особенностями, в разных странах и у разных народов, специ­фикой в различных типах обществ и т. д. Однако все это не должно смущать исследователя: логика научного мышления заставляет перейти от видения поверхности к раскрытию глубинных, сущностных отношений.

Социология религии имеет возможность вскрыть закономерности гене­зиса религии. Несомненно, изучение происхождения религии связано с рядом трудностей: сведения об общественной системе, в которой религия прохо­дила эту фазу, нигде не могли быть зафиксированы. Соответственно, социо­логу приходится пользоваться материалами археологии, этнографии, палео­антропологии и т. д. И все же вооруженный научным методом познания, он может создать теоретическую модель генезиса религии, которая опиралась бы на определенную совокупность фактов. Разумеется, нельзя объявлять ни­какую модель единственной и абсолютной, важно подчеркнуть то, что их по­строение возможно, о чем свидетельствует история социологии религии.

Когда говорят, что социология религии имеет своим предметом только социальные условия, вызывающие к жизни религию, место и роль религии в функционировании и развитии определенной социальной системы, то не учитывают всего многообразия элементов и связей религиозного комплекса, которые должны быть в поле зрения социолога. Социология религии при­звана объяснить и общественные закономерности развития самой религии, структуру и взаимодействие ее элементов. Религия есть явление развиваю­щееся. С переходом от одной фазы исторического развития к другой транс­формируются социальные, общественные, социумные основы религии, меха­низмы ее порождения и воспроизводства. В ходе истории происходит диф­ференциация религиозных представлений и культа, меняется место религии, диапазон функций и т. д. Социология религии изучает общественные зако­номерности развития и функционирования специфической подсистемы (ре­лигии) в контексте развития и функционирования социума в целом.

Социология религии — не замкнутая система знаний, она находится во взаимодействии с другими религиоведческими дисциплинами. В силу того, что религия включает в себя определенное мировоззрение, социологическое изучение религии не может быть оторвано от решения философских про­блем. С другой стороны, анализ социумных основ раскрывает их связь с гно­сеологическими предпосылками религии, позволяет глубже понять природу религиозного мировоззрения. Рассматривая структурные элементы религии, социология религии не может пройти мимо анализа религиозного сознания: массового, группового и индивидуального. Его изучение происходит в об­ласти, граничащей с психологией религии, что обогащает исследования эле­ментов религии и в психологическом плане. Одновременно раскрытие струк­туры религиозного сознания, роли религии и т. д. в социологическом плане требует учета данных психологии религии. Социология религии, безусловно, связана с исторической наукой и историей религии. Последние предостав­ляют материал, служащий уточнению и конкретизации понятийного аппарата социологии религии. Она в свою очередь помогает этим дисциплинам рекон­струировать систему общественных отношений, взаимодействий в прошлых фазах развития социума, в различных цивилизациях. Социология религии взаимодействует и с феноменологией религии.

Социология религии связана с другими специальными социологиями и с частными общественными науками. Этот процесс обусловлен тем обстоя­тельством, что общественные подсистемы находятся в сложной взаимосвязи. Изучение любой из них может быть плодотворным, если ведется с учетом достижений научных дисциплин, предметом которых выступают другие под­системы. Социологическое исследование религии опирается на результаты, полученные в правоведении и социологии права, искусствоведении и социо­логии искусства, этике и социологии морали, социологии города, деревни, культуры и т. д. Материал этих наук используется социологией религии под ее углом зрения. В свою очередь социолог в любой другой специальной об­ласти может использовать данные, полученные социологией религии, по­скольку религия оказывает влияние (порой существенное) на мотивацию по­ведения людей, в какой бы сфере общественной деятельности и отношений они ни участвовали.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: