Религиозные традиции доведического периода

В истории Индии выделяют несколько периодов. Самый древний из них предположительно охватывал около 40 тысячелетий и закончился примерно в се­редине II тысячелетия до нашей эры. Это был период культуры бронзового века. В ходе археологических раскопок в долинах рек Ганг и Инд были найдены руины древнейших городов, исследования которых показали, что в конце III – начале II тыс. до н.э. на территории Индии существовала высокоразвитая цивилизация. Ее чаще всего называют Хараппской по названию одного из мест раскопок – Ха­раппы, или Индской – по названию реки Инд. Эта цивилизация исторически предшествовала цивилизациям Древнего Египта и Месопотамии. Причины ее ги­бели до сих пор не вполне ясны, предположительно – природная катастрофа (зем­летрясение).

Население индской цивилизации – дравиды – имели религиозные представ­ления, типичные для всех раннеземледельческих культур. Они нашли свое отра­жение в дравидской мифологии. Характерная черта дравидской мифологии – от­сутствие пантеона (от греч. pan – все + theos – бог – совокупность всех богов той или иной религии) и развитых образов богов. В центре ее – представление о жизненной энергии, силе, которая может быть благой – плодородие, процвета­ние, продолжение рода, но может быть и опасной. В связи с человеком эта жиз­ненная сила ярче всего проявляется как священная сила предводителя племени (царя), а также как сексуальная женская энергия.

Мифологические образы дравидов носят зооморфный характер – сочетают в себе черты человека и животного. Один из главнейших персонажей дравидской мифологии – образ богини-матери, изображавшейся на глиняных печатях в виде богини-буйволицы. Богиню-мать, имеющую множество местных имен, считали верховной владычицей, покровительницей плодородия, леса и растительности, но иногда грозной богиней, насылающей болезни и смерть. Богиня-мать часто пред­ставлялась в образах местных богинь – покровительниц селений и домашних оча­гов.

Кроме богини-буйволицы на глиняных печатях встречается изображение многоликого рогатого бога, восседающего на троне, скрестив ноги, как йог. Он, по всей видимости, считался супругом богини-буйволицы. Современные исследо­ватели связывают с этим рогатым и многоликим божеством происхождение од­ного из главных культовых богов современного индуизма – бога Шивы.

На глиняных печатях, наконец, встречается изображение юного божества с копьем в руке. Считается, что это сын Богини-матери и ее многоликого и рогатого супруга-йога, бог охоты, войны и победы Муруган.

К числу объектов поклонения, помимо перечисленных божеств, относились различные природные объекты: водоемы, растения, но, особенно, горы и камни. Камень, один из главных фетишей древнеиндийской религии, и по сей день оста­ется объектом религиозного почитания в сельских районах Индии. Камень симво­лизирует присутствие того или иного божества и, как правило, он помещается на специальных платформах под деревьями. Такой каменный фетиш украшается гирляндами цветов, вокруг него воскуриваются благовония, ему подносится жертвенная пища.

В современном индуизме почитание воды и водных источников не менее ве­лико. Вода считается одним из лучших средств омовения и очищения.

У дравидов существовал и культ животных: змеи ассоциировались с дождем, плодородием и богатством, часто рассматривались в качестве хранителей домаш­него очага; буйволы и коровы и по сей день считаются священными животными для индусов.

Культовую практику религиозной жизни дравидов составляли жертвоприно­шения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: