В истории Индии выделяют несколько периодов. Самый древний из них предположительно охватывал около 40 тысячелетий и закончился примерно в середине II тысячелетия до нашей эры. Это был период культуры бронзового века. В ходе археологических раскопок в долинах рек Ганг и Инд были найдены руины древнейших городов, исследования которых показали, что в конце III – начале II тыс. до н.э. на территории Индии существовала высокоразвитая цивилизация. Ее чаще всего называют Хараппской по названию одного из мест раскопок – Хараппы, или Индской – по названию реки Инд. Эта цивилизация исторически предшествовала цивилизациям Древнего Египта и Месопотамии. Причины ее гибели до сих пор не вполне ясны, предположительно – природная катастрофа (землетрясение).
Население индской цивилизации – дравиды – имели религиозные представления, типичные для всех раннеземледельческих культур. Они нашли свое отражение в дравидской мифологии. Характерная черта дравидской мифологии – отсутствие пантеона (от греч. pan – все + theos – бог – совокупность всех богов той или иной религии) и развитых образов богов. В центре ее – представление о жизненной энергии, силе, которая может быть благой – плодородие, процветание, продолжение рода, но может быть и опасной. В связи с человеком эта жизненная сила ярче всего проявляется как священная сила предводителя племени (царя), а также как сексуальная женская энергия.
|
|
Мифологические образы дравидов носят зооморфный характер – сочетают в себе черты человека и животного. Один из главнейших персонажей дравидской мифологии – образ богини-матери, изображавшейся на глиняных печатях в виде богини-буйволицы. Богиню-мать, имеющую множество местных имен, считали верховной владычицей, покровительницей плодородия, леса и растительности, но иногда грозной богиней, насылающей болезни и смерть. Богиня-мать часто представлялась в образах местных богинь – покровительниц селений и домашних очагов.
Кроме богини-буйволицы на глиняных печатях встречается изображение многоликого рогатого бога, восседающего на троне, скрестив ноги, как йог. Он, по всей видимости, считался супругом богини-буйволицы. Современные исследователи связывают с этим рогатым и многоликим божеством происхождение одного из главных культовых богов современного индуизма – бога Шивы.
На глиняных печатях, наконец, встречается изображение юного божества с копьем в руке. Считается, что это сын Богини-матери и ее многоликого и рогатого супруга-йога, бог охоты, войны и победы Муруган.
К числу объектов поклонения, помимо перечисленных божеств, относились различные природные объекты: водоемы, растения, но, особенно, горы и камни. Камень, один из главных фетишей древнеиндийской религии, и по сей день остается объектом религиозного почитания в сельских районах Индии. Камень символизирует присутствие того или иного божества и, как правило, он помещается на специальных платформах под деревьями. Такой каменный фетиш украшается гирляндами цветов, вокруг него воскуриваются благовония, ему подносится жертвенная пища.
|
|
В современном индуизме почитание воды и водных источников не менее велико. Вода считается одним из лучших средств омовения и очищения.
У дравидов существовал и культ животных: змеи ассоциировались с дождем, плодородием и богатством, часто рассматривались в качестве хранителей домашнего очага; буйволы и коровы и по сей день считаются священными животными для индусов.
Культовую практику религиозной жизни дравидов составляли жертвоприношения.