Священные тексты индуизма делятся на две большие группы: тексты откровения (шрути) и тексты предания (смрити).
Слово “шрути” означает “услышанное”. В соответствии с индуистскими представлениями, откровение было получено древними мудрецами (риши), которые своим чутким неземным слухом уловили некие божественные вибрации (шабда), поняли их и стали носителями высшего знания или ведения. Поэтому тексты откровения носят также название Веды. Тексты Вед многослойны и создавались в разные исторические эпохи. Древнейший слой Вед – Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа.
Следующим слоем ведической литературы являются брахманы, то есть тексты – комментарии Вед, подробно разбирающие технику совершения жертвоприношений, а также излагающие мифы, объясняющие те или иные ритуалы.
За брахманами следуют араньяки (дословно: “лесные”). Араньяки предназначались для анахоретов – людей, удалившихся в леса на третьей ступени своего жизненного пути. Араньяки содержат наставления о совершении “внутренней жертвы” размышлением и созерцанием. Заметное место в них занимают элементы религиозно-философских рассуждений.
Завершают ведический корпус Упанишады (буквально: “сидеть рядом с учителем и внимать его наставлениям”), произведения, составляющие завершающий цикл канонического свода Вед, содержания которых посвящены размышлениям над проблемами мироздания и человеческого бытия. Именно в Упанишадах детально разработано представление о Брахмане и Атмане, там также содержатся доктрины кармы и сансары и формулируется принцип освобождения, достигаемого через единение Атмана и Брахмана. С Упанишад началась индийская философия. Первоначально Упанишады предназначались для санньясинов, т.е. людей, вступивших в последний этап жизненного пути. Позже Упанишады стали объектом пристального изучения философов.
Упанишад очень много. Наиболее авторитетными для религиозной традиции считаются 108 Упанишад. Они создавались в течение очень длительного времени: если ранние упанишады датируются VIII – VII вв. до н.э., то поздние появлялись и на рубеже нашей эры и даже еще позднее. Наибольшее число Упанишад создано, видимо, в середине I тыс. до н.э. Вместе с Араньяками Упанишады составляют комплекс текстов, называемый Веданта, что буквально означает “конец вед”.
Все брахманы, араньяки и упанишады группируются по четырем самхитам и соотносятся с ними, образуя полный текст четырех Вед. В индуистской традиции Веды рассматриваются в качестве абсолютного религиозного авторитета, что не мешает существованию различных, порой взаимоисключающих комментариев к этим текстам.
Тексты предания – смрити – обладают меньшей сакральностью, чем Веды. В отличие от Вед, они доступны представителям всех сословий, что способствовало огромному влиянию этих текстов на формирование не только элитарных, но и низовых форм индуизма. Слово “смрити” буквально означает “запомненное”. К смрити в первую очередь относятся тексты индийских эпосов — Махабхараты и Рамаяны. Следует отметить, что они (особенно Махабхарата) содержат в себе специфические тексты исключительно религиозно-философского характера. Важнейшим из них является Бхагавадгита (Песнь Господа), оказавшая огромное влияние на формирование индуизма и всей духовной культуры Индии.
В состав текстов смрити также входят пураны, тексты эпохи поздней древности и раннего средневековья. Пураны представляют собой сочинения богословского характера, в которых теологические и религиозно-философские идеи переплетаются с пересказом древних мифов, сюжетов из эпосов и наставлений культового уровня индуизма. Кстати, большинство индийских мифов возникло известно именно из текстов пуран. Основных пуран насчитывается 18. Пураны удостоверяют человека в сакральности описываемых в них древних событий. Пураны оказали огромное влияние на формирование средневекового и современного индуизма, который может быть назван “пураническим” в том же смысле, в каком древнейший индуизм (или протоиндуизм) называется “ведическим”.
Кроме эпосов и пуран в состав текстов предания входят также итихасы (“итихаса” – буквально – “именно так и было”) – исторические предания, утверждающие абсолютную достоверность героических событий прошлого; дхарма-сутры – тексты, посвященные повседневным обязанностям человека во всех периодах его жизни; а также другие произведения. Формально статус смрити значительно ниже статуса шрути, но реальная роль священного предания в системе индуизма всегда была поистине огромной.