Структура священных текстов индуизма

Священные тексты индуизма делятся на две большие группы: тексты откро­вения (шрути) и тексты предания (смрити).

Слово “шрути” означает “услышанное”. В соответствии с ин­дуистскими представлениями, откровение было получено древними мудрецами (риши), кото­рые своим чутким неземным слухом уловили некие божественные вибрации (шабда), поняли их и стали носителями высшего знания или ведения. Поэтому тексты откровения носят также название Веды. Тексты Вед многослойны и созда­вались в разные исторические эпохи. Древнейший слой Вед – Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа.

Следующим слоем ведической литературы являются брахманы, то есть тек­сты – комментарии Вед, подробно разбирающие технику совершения жертвопри­ношений, а также излагающие мифы, объясняющие те или иные ритуалы.

За брахманами следуют араньяки (дословно: “лесные”). Араньяки предна­значались для анахоретов – людей, удалившихся в леса на третьей ступени сво­его жизненного пути. Араньяки содержат наставления о совершении “внутренней жертвы” размышлени­ем и созерцанием. Заметное место в них занимают элементы религиозно-философских рассуждений.

Завершают ведический корпус Упанишады (буквально: “сидеть рядом с учителем и внимать его наставлениям”), произведения, составляющие завершаю­щий цикл канонического свода Вед, содержания которых посвящены размышле­ниям над проблемами мироздания и человеческого бытия. Именно в Упанишадах детально разработано представление о Брахмане и Атмане, там также содержатся доктрины кармы и сансары и формулируется принцип освобождения, достигае­мого через единение Атмана и Брахмана. С Упанишад началась индийская фило­софия. Первоначально Упанишады предназначались для санньясинов, т.е. людей, вступивших в последний этап жизненного пути. Позже Упанишады стали объек­том пристального изучения философов.

Упанишад очень много. Наиболее авторитетными для религиозной традиции считаются 108 Упанишад. Они создавались в течение очень длительного времени: если ранние упанишады датируются VIII – VII вв. до н.э., то поздние появлялись и на рубеже нашей эры и даже еще позднее. Наибольшее число Упанишад соз­дано, видимо, в середине I тыс. до н.э. Вместе с Араньяками Упанишады состав­ляют комплекс текстов, называемый Веданта, что буквально означает “конец вед”.

Все брахманы, араньяки и упанишады группируются по четырем самхитам и соотносятся с ними, образуя полный текст четырех Вед. В индуистской тради­ции Веды рассматриваются в качестве абсолютного религиозного автори­тета, что не мешает существованию различных, порой взаимоисключающих комментариев к этим текстам.

Тексты предания – смрити – обладают меньшей сакральностью, чем Веды. В отличие от Вед, они доступны представителям всех сословий, что способствовало огромному влиянию этих текстов на формирование не только элитарных, но и ни­зовых форм индуизма. Слово “смрити” буквально означает “запомненное”. К смрити в первую очередь относятся тексты индийских эпосовМахабхараты и Рамаяны. Следует отметить, что они (особенно Махабхарата) содержат в себе специфические тексты исключительно религиозно-философского характера. Важ­нейшим из них является Бхагавадгита (Песнь Господа), оказавшая огромное влияние на формирование индуизма и всей духовной культуры Индии.

В состав текстов смрити также входят пураны, тексты эпохи поздней древ­ности и раннего средневековья. Пураны представляют собой сочинения богослов­ского характера, в которых теологические и религиозно-философские идеи пере­плетаются с пере­сказом древних мифов, сюжетов из эпосов и наставлений куль­тового уровня индуизма. Кстати, большинство индийских мифов возникло из­вестно именно из текстов пуран. Основных пуран насчитывается 18. Пураны удо­стоверяют человека в сакральности описываемых в них древних событий. Пураны оказали огромное влияние на формирование средневекового и современного ин­дуизма, который может быть назван “пураническим” в том же смысле, в каком древней­ший индуизм (или протоиндуизм) называется “ведическим”.

Кроме эпосов и пуран в состав текстов предания входят также итихасы (“итихаса” – буквально – “именно так и было”) – исторические предания, утвер­ждающие абсолютную достоверность героических событий прошлого; дхарма-сутры – тексты, посвященные повседневным обязанностям человека во всех пе­риодах его жизни; а также другие произведения. Формально статус смрити значи­тельно ниже статуса шрути, но реальная роль священного предания в системе ин­дуизма всегда была поистине огромной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: