Синкретизация

В конце V – начале VI в. в Центральной Японии усилилась, борьба ме­жду главами родов за влияние в общеплеменном объединении. Активизиро­вался и расширялся процесс перехода от раннеклассового общества к ранне­феодальному. Наибольшего обострения междоусобная борьба достигла во взаимоотношениях родов Сога и коалиции военного клана Мононобэ с жре­ческим - Накатоми. В стремлении к власти Сога использовали иноземную религию - буддизм. Первые упоминания в источниках о проникновении буд­дизма относятся к началу VI в. В 538 г. посольство корейского королевства Пэкче, прибывшее в Ямато, преподнесло царю несколько буддийских сутр и статую основателя буддизма Шакьямуни, однако сведения о буддизме были известны населению Ямато гораздо раньше.

В стране распространялось и конфуцианство. Конфуцианские идеи культа Неба нашли благодатную почву для восприятия их в среде царской элиты и ее аристократического окружения, культивирующих свое "незем­ное", "божественное" происхождение. Стремлению к власти родовых кланов в полной мере соответствовала этическая программа конфуцианства с ее чет­ким иерархическим делением общества и строгой фиксацией в нем места и обязанностей каждого. Особое внимание японца привлекал в конфуцианской этике принцип сыновней почтительности и сыновнего долга - для низших слоев этот принцип однозначно реализовывался в культе предков, для выс­ших столь же однозначно - в беспрекословном и всеобъемлющем подчине­нии подданных "божественной" династии правителей.

Конфуцианские идеи были широко использованы при конкретном вос­произведении на японской почве заимствованных с материка государствен­ных институтов, но в борьбе за власть для Cora приоритет приобрел буддизм. После победы дома Сога в 587 г. начинается широкое распространение буд­дизма, строятся многочисленные буддийские монастыри и храмы, им пре­доставляются земли, рабы, выделяются значительные средства из казны. Будды и бодхисаттвы наделялись теми же магическими свойствами, что и ками, к ним обращались с конкретными просьбами: исцелить от болезней, послать богатый урожай, защитить от зла, быть охранителем какой-либо ме­стности, деревни и т, д. В обширном пантеоне синтоизма к этому времени появилось деление богов на "небесных и земных", отражающее стремление царей Ямато укрепить свой религиозный престиж: "небесные" боги, прожи­вающие в "Небесной стране", объявлялись прародителями царского дома, "земные" - прародителями завоеванных, подчиненных родов. Будды и бодхи­саттвы естественно вошли в этот пантеон как новые боги. В то же время сфера отношений разных слоев населения и природы принадлежала синто. Синто, возникшее как религиозная практика земледельческой общины, было отражением коллективных воззрений и просьб, буддизм же имел в виду от­дельного человека, апеллировал непосредственно к личности. Местные веро­вания и буддизм поделили между собой жизненную практику японца: свет­лые радостные события - рождение, вступление в брак - остались в ведении родовых богов, возглавляемых "солнечной" богиней Аматэрасу; смерть, трактуемая синто как скверна, взял под защиту буддизм, представив концеп­цию "возрождения", "спасения в раю Будды".

Так постепенно происходило слияние двух религий - синкретизм, в японской терминологии "рёбусинто" - "путь буддизма и синто". Немаловаж­ное значение имела правительственная деятельность, оказывающая офици­альную поддержку местным культам. В кодексе законов "Тайхорё" (701) от­мечалось создание специального ведомства дзингикан (Управление по делам небесных и земных божеств), в функции которого входила синтоистская об­рядность во время государственных религиозных торжеств и контроль за деятельностью крупных государственных святилищ. Другим способом под­держки взаимодействия двух религий были правительственные указы о ме­стных ками - как защитниках буддийских божеств. По указу Сётоку проис­ходит соединение синтоистского и буддийского ритуалов даже в такой глав­ной и сокровенной церемонии, как "вкушение плодов нового урожая", на нее приглашаются буддийские монахи. Показательно и сооружение громадной статуи будды Вайрочаны при строительстве храма Тодайдэи в Нара, когда перед началом работ испросили "совет" у Аматэрасу. Местные синтоистские боги "подсказали" место на севере страны, где было добыто недостающее для отливки статуи золото. Но высшей формой религиозного синкретизма явля­лась концепция "хондзи суйдзяку", согласно которой божества синтоистского пантеона могут рассматриваться как временное воплощение будд и бодхи­саттв. Так, солнечная богиня Аматэрасу стала воплощением будды "Брилли­антового света" Вайрочаны. Тэнноизм Этапом развития синто стало возник­новение концепции "Исэ синто", главной целью которой было укрепление культа императора. Одной из причин появления этой концепции явилось усиление авторитета и влияние святилищ, особенно Исэ дзингу, в период и после монгольского нашествия (1261 - 1281). Тогда небывало возрос культ "обитавшей" в Исэ "прародительницы" императорского дома Аматэрасу, ока­завшей помощь своим потомкам божественный ветер "камикадзе", дважды разметав флот нападающих, отвратил угрозу. Развитие "Исэ синто" во второй половине XVI в. привело к возникновению нового культа, допускающего обожествление какого-то лица при жизни, при этом основанием была не при­надлежность к императорскому роду, а крупные политические и обществен­ные деяния. Это отражало общую ситуацию в стране, сложившуюся еще в конце XII в., когда к власти пришло военно-феодальное дворянство (саму­раи), фактически сделавшее власть императорского дома номинальной, огра­ничив ее сферой культа синто. Феодальный диктатор Ода Нобунага (1533 - 1572), боровшийся за объединение страны, объявил себя богом и потребовал поклонения себе как ками. Обожествлен был и его сподвижник диктатор Тоётоми Хидэёси (1536 – 1598). По завещанию сегуна (главы военно-фео­дального правления) Токугава Изясу надлежало построить несколько святи­лищ и часовню для поклонения его духу. В период правления токугавской династии (1603 – 1687) различные течения конфуцианства обогащали синто этиче­скими идеями, создавая широкую основу для активизации синто-кон­фуци­анского синкретизма. Складывались школы, ставившие задачу на исто­риче­ском материале обосновать культ и институт императорской власти. Опира­ясь на древние мифологические своды, эти школы развернуто и скру­пулезно излагали идею достоверности происхождения и действий божест­венной ди­настии японских императоров, подчеркивали роль "тэнно" (импе­ратора) как источника и носителя "национальной" самобытности. Возрожда­лась забытая мудрость древнего "Пути" - "мити" (кит. "дао") Японии, восста­навливался "синто древности" ("фукко синто"). Идеи защиты императора, реставрации императорской власти стали идеологической основой оппозици­онного дви­жения за свержение системы сёгуната. Открытие страны в сере­дине XIX в. после двух с половиной веков затворничества и появление ино­странцев, по­ток западной культуры, хлынувший в страну, углубили кризис феодального общества и ухудшили положение большинства населения. Ло­зунг "сонно дзёи" ("почитание императора, изгнание варваров"), выдвинутый учеными школы Мито в начале XIX в., прежде всего ее видным представите­лем Аид­зава Сэйсисай (1781 - 1863), нашел отклик и поддержку в разных со­циальных слоях, в том числе в оппозиционных кругах самурайства. Анти­иностранное и антисёгунское движения сомкнулись под одним лозунгом. Многотысячные выступления против сёгуната были начаты паломниками в синтоистские свя­тилища осенью 1867 г. и стали первым этапом буржуазной революции Мэйдзи (1867-1868). Завершение борьбы, приведшей к крушению системы сёгуната и реставрации императорской власти, означало выбор но­вого пути - модернизацию страны, трансформацию всей общественной жизни, в том числе и сферы религиозного сознания. Однако для выполнения поставленных задач новым правительственным органам приходилось счи­таться с историче­ски сложившейся традиционной структурой национального общественного организма, в том числе и спецификой самобытной культуры. Оптимальным представлялся принцип "вакон ёсай" - "японский дух, евро­пейские знания". В марте 1868 г. был опубликован указ о возвращении к единству системы рели­гиозного ритуала и управления государственными де­лами (единству религии и политики). Был восстановлен дзингикан - Управ­ление по делам небесных и земных богов; 660 год до н. э. – дата восшествия на престол императора ми­фологического периода японской истории Дзимму - объявлен началом лето­исчисления от "основания Японской империи". Од­новременно для повыше­ния религиозного и политического авторитета импе­раторского дома стала восстанавливать- ся древняя синтоистская обрядность. Культ императора - тэнноизм - стал центром государственного синто, факти­чески заменившего множество богов одним "живым богом". Теоретическим обоснованием тэн­ноизма стал сложный комплекс понятий - "кокутай" (в приблизительном пе­реводе "национальная сущность", в дословном - "тело государства"). Компо­ненты кокутай - это "божественное" происхождение японцев и их государ­ства, непрерывность в веках императорской династии, национальная само­бытность, воплощающаяся в особом характере японца с его моральными добродетелями, верноподданностью и сыновней почтитель­ностью. Идеологи тэнноизма, используя традиционную концепцию "гармо­ничного государ­ства", содействовали укреплению националистических тен­денций, а в конеч­ном счете - в готовящихся войнах - освящению милита­ризма (пропагандой "божественной миссии" - "хакко ити у" - "весь мир под одной крышей").

В целом комплекс государственного синто включал: династийный синто, являвшийся достоянием императорской семьи; тэнноизм - культ императора; храмовый – в котором существенно почитание как общеяпонских, так и ло­кальных богов; домашний – с камиданом – миниатюрным аналогом храмо­вого места священнодействия.

После поражения Японии во второй мировой войне в условиях общеде­мократического подъема началось осуществление курса демократизации страны. Предпринимались меры по искоренению милитаризма и тэнноизма. В 1946 г., в новогоднем обращении к народу, император Хирохито отрекся от божественного происхождения. Были проведены прогрессивные реформы в системе образования, отменено "моральное воспитание" в школах, опирав­шееся на культ императора. Конституция 1947 г. изменила статус импера­тора, теперь он объявлялся "символом государства и единства нации". Од­нако положение государственного синто не было кардинально изменено. Ос­новным направлением политики возрождения тэнноизма становятся попытки восстановить синтоизм в статусе государственной религии. В 1946 г. высшим синтоистским руководством была создана Ассоциация синтоистских святи­лищ - Дзиндзя хонтё, которая позволила сохранить единую централизован­ную систему управления святилищами. В Ассоциацию вошла значительная их часть - более 78 тысяч. Это позволило добиться передачи в собственность святилищ занимаемых ими обширных земельных участков, которые ранее в большинстве случаев принадлежали государству. Уже в 1952 г. обрядность императорского двора приобрела характер официальных государственных церемоний. Были проведены как государственный акт синтоистские церемо­нии возведения Акихито (сына правящего императора Хирохито) в сан на­следника престола и его свадьба в 1959 г. Не менее важным этапом укрепле­ния идеи государственного синто стало возрождение обараи – обряда вели­кого очищения от скверны всей японской нации. Символическое участие в обряде высшего религиозного лица государства подчеркивало единство на­циональной религии и императорской власти. В 1966 г. восстановлен отме­ненный конституцией 1947 г. праздник "кигэнсэцу" - день основания госу­дарства, который отмечается ежегодно 11 февраля. В школьные учебники была вновь включена мифологическая эра истории со сведениями о "божест­венном" происхождении императорской династии и народа. Особое место в стремлении восстановить тэнноизм занимает храм Ясукуни, построенный в 1868 г. в Киото в честь воинов, павших за императора, и после буржуазной революции перенесенный в Токио. Святилище находилось в ведении мини­стерства армии и военно-морского флота. В 1969 г. на основе Ассоциации синтоистских святилищ была создана Синтоистская политическая лига - ор­ганизация, которая впервые после ликвидации государственного синто от­крыто ставила политическую задачу участия в управлении государством. В январе 1989 г. скончался император Хирохито. Система синто определяла весь разнообразный комплекс церемоний в ритуале престолонаследования.

Вручение "божественных регалий", государственной и императорской печати, первый прием императором высокопоставленных должностных лиц по решению правительства были проведены не только как сугубо религиоз­ные церемонии, но и как государственный акт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: