Возникновение христианства. Личность Иисуса Христа и его жизнеописание

Наряду с буддизмом, к числу мировых религий, имеющих наибольшее число сторонников, относится христианство. В настоящее время христианство — самая распространенная религия на земном шаре. По данным ООН, сейчас в мире на­считывается около 1,5 миллиарда последователей христианства. Христианские храмы мы можем встретить в самых разных странах: в России и Америке, в Аф­рике и в Индии, в Гренландии и на Тасмании.

Христианство — это собирательный термин для характеристики трех ос­новных направлений: православия, католицизма и протестантизма. Каждое из этих крупных направлений в свою очередь, подразделяется на ряд более мелких вероисповеданий и религиозных организаций. Но всеих объединяют общие исто­рические корни, определенные положения вероучения и культовые действия. На­звание «христианство» восходит к имени легендарного пророка древности – Ии­суса Христа. Споры вокруг его личности не утихают и по сей день.

Исторические свидетельства о христианстве,

исторические корни христианства:

Первые исторические свидетельства о христианах мы находим у римских ис­ториков Корнелия Тацита (55-120 гг.) и Светония (70-140 гг.). Тогда же о хри­стианах писал римский чиновник Плиний Младший (61—113гг.). Хотя эти свиде­тельства написаны в пренебрежительном и грубом тоне, они определенно указы­вают на то, что при римском императоре Тиберии Понтием Пилатом – намест­ником (прокуратором) императора Рима в провинции Иудея (Палестина) – был казнен Христос (ок.30 г.), на некое «смятение среди римских иудеев из-за некоего Христа» (ок. 50 г.) и на то, что в 64 г. при Нероне и в 112г. при Траяне были гоне­ния на христианские общины, которые стали уже достаточно многочисленны, так что римское правительство было вынуждено обратить на них внимание.

Однако для того, чтобы узнать о самом начальном периоде христианства, нам следует обратиться к источникам, написанным самими христианами.

Источником, из которого христиане получают духовную информацию о Боге, земной жизни Иисуса Христа, его учеников и основах христианского учения, яв­ляется Библия (с греческого букв. – «книги»). Библия – строго каноническая (канон – норма, правило) книга. Христиане называют ее Священным писанием, так как верят в то, что она написана конкретными авторами, но по внушению са­мого Бога (путем божественного откровения). Тексты, близкие по содержанию, но не вошедшие в Библию, считаются апокрифическими (с гр. «тайный», «секрет­ный»).

Структура Библии

Библия включает в себя две части: Ветхий Завет и Новый Завет.

Ветхий Завет.

Все книги Ветхого Завета по содержанию условно делятся на четыре группы:

U Книги Закона или Пятикнижие (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзако­ние) В них описывается происхождение мира и человека, другие события, представляющие собой начало истории человечества и, в частности, еврей­ского народа.

U Исторические книги (Иисус Навин, Судьи, Руфь, 1 и 2 книги Царств, 3 и 4 книги Царств, 1 и 2 книги Паралипоменон или Хроник, Есфирь, Ездра, Неемия) В них представлена история еврейского народа, дано описание его обычаев, нравов и традиций, охватывается период с XIII в. до н.э. по I в. до н.э.

U Поэтические произведения и книги Премудрости (Книга Иова, Псалтирь, Притчи Соломона, Книга Екклезиаста или Проповедника, Песнь песней Соло­мона.) Некоторые из них в оригинале представляют собой произведения древ­нееврейской поэзии, хотя ее характерные черты при переводе в основном были утрачены. Мудрость, содержащаяся в этих книгах, выражена в форме кратких поучений, наставлений и размышлений.

U Книги пророков (Книги великих пророковИсайи, Иеремии, Плач Иеремии, Иезекииля, Даниила; книги малых пророков - Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии) В них дано описание жизни пророков и их деятельности, направленной на духовное оздо­ровление еврейского общества. Эта деятельность заключалась в обличении не­достатков, нравственных пороков и преступлений народа, а также в указании путей и способов их преодоления. В то же время в этих книгах имеются от­дельные места (именуемые «мессианскими»), содержащие пророчества об уче­нии, жизни, страданиях и смерти Мессии (Мессия (греч. «Христос»), т.е. По­мазанник. Так именовались в Древнем Израиле цари и первосвященники, кото­рые при вступлении их на царство или служение помазывались особым обра­зом специально приготовленным маслом, или миром. Однако слово «Мессия» в Ветхом Завете преимущественно относилось к ожидаемому евреями избави­телю их народа. Истинным Мессией явился Иисус Христос, который стал из­бавителем всех народов, обратившихся к Нему).

Все эти книги были написаны разными авторами и в разное время. Так, время написания первых пяти книг Библии — XIII в. до н.э., а книги, завершающие Вет­хий Завет, были написаны спустя 12 столетий — в преддверии новой эры.

Таким образом, в Ветхом Завете повествуется о событиях человеческой ис­тории и, прежде всего, истории еврейского народа, до рождения Иисуса Христа. История жизненного пути Иисуса Христа, деяний его учеников и сподвижников – апостолов – а также послания апостолов составляют Новый Завет.

Новый Завет.

Новый Завет состоит также из нескольких групп книг:

U Четвероевангелие («Евангелие» – с греч. «благая, радостная весть»): пове­ствования о жизни Иисуса Христа. Авторами двух Евангелий яв­ляются апостолы (ученики) самого Христа – Матфей и Иоанн, авторами двух других являются ученики и сподвижники самих апостолов Христа – Марк и Лука.

По мнению исследователей, первым было написано Еван­гелие от Марка, использованное в качестве одного из источни­ков Матфеем и Лукой. Каждый евангелист ставил перед собой особую цель и рассчитывал на определенный круг читателей. Отсюда отличия Евангелий друг от друга, требующие внима­тельного изучения.

V Евангелие от МАТФЕЯ. Евангелист Матфей ориентировался прежде всего на читателей-евреев. Созданный им текст имеет строгую композицию, основанную на чередовании эпизодов зем­ной жизни и наставлений Сына Божьего. Евангелие от Мат­фея самое подробное: оно начинается с родословия Иисуса и за­канчивается Его последним обращением к ученикам, перед Вознесением. Матфей часто цитирует Ветхий Завет, видя испол­нение содержащихся там пророчеств в жизни и деяниях Спасителя. По замыслу Матфея, подобные цитаты должны были убедить евреев: Иисус воплощает ветхозаветное Открове­ние во всей полноте и совершенстве. Матфея заботит будущее: темой многих приводимых им притч является Страшный суд. По церковному преданию, евангелист Матфей — тот сборщик налогов, которому Иисус велел оставить работу и следовать за Ним. Написано Евангелие от Матфея, вероятно, в I в. н.э., ме­жду 84 и 100 г. Ряд ученых датирует тест более ранним перио­дом — 40-60 гг. н.э.

V Евангелие от МАРКА. Марк, в отличие от Матфея, обращался главным образом к неевреям. По преданию, Марк был «перево­дчиком апостола Петра» и «аккуратно записывал... все, что тот помнил о речениях и деяниях Христа», а следова­тельно, опирался на живое свидетельство ближайшего ученика Иисуса. По-видимому, Петр, не слишком хорошо владея грече­ским, говорил по-арамейски, а на греческий язык переводил его рассказы Марк. В евангелии от Марка создан реалистиче­ский портрет Иисуса — вот Он, усталый, заснул в лодке, вот раз­гневался на учеников, не позволивших детям подойти к Нему. Марк подчеркивает истинно человеческую природу Христа — вопреки бытовавшим уже в то время еретическим воз­зрениям. Рассказ же о страданиях сына Божьего словно пре­дупреждает читателей-христиан о грядущих гонениях. Автор не сообщает об обстоятельствах рождения Иисуса. Апостолы да­леко не сразу начинают понимать, Кто их Учитель. Вторая часть Евангелия представляет Христа ожидающим мучитель­ной казни: Он избирает не путь мессии-царя, а путь страданий и смерти, дабы человечество обрело новую жизнь. Иоанн-Марк (таким, согласно преданию, было полное имя евангелиста), воз­можно, тот самый юноша, который находился рядом с Иису­сом в момент Его ареста и вырвался из рук солдат, оставив в их руках свое покрывало. Доподлинно известно: первые хри­стиане собирались в доме матери Марка. Не исключено, что там же происходила Тайная вечеря.

V Евангелие от ЛУКИ. Из авторов Нового Завета Лука, по-види­мому, единственный не еврей. Помимо Евангелия, он написал книгу Деяний Апостолов. Лука был образованным человеком, врачом; греческий язык Луки намного богаче и изысканней языка Марка. Начало Евангелия обнаруживает цель автора — ук­репить в вере бывших язычников, ставших христианами. Не­мало сведений о Луке можно почерпнуть из созданного им тек­ста. Автор проявляет особую заботу о женщинах, о бедняках. Ог­ромное значение Лука придает молитве, подчеркивая ее роль в жизни Иисуса. Он приводит три притчи о молитве, отсутст­вующие в других Евангелиях. Только в текст Евангелия от Луки включена благодарственная песнь Марии Господу, рас­сказ о поклонении пастухов. Вероятно, об этом поведала Луке сама Мария. Согласно одной из гипотез, Евангелие составлено в 57—60 гг. н.э.; некоторые специалисты убеждены, что его нужно датировать не ранее чем 70 г.

V Евангелие от ИОАННА. Это Евангелие скорее всего напи­сано апостолом Иоанном: не упоминая своего имени, автор на­зывает себя «учеником, которого любил Иисус». Долгое время было принято считать, что Евангелие от Иоанна появилось позже других Евангелий, в 90—95 гг. н.э., однако ныне ряд ученых дает иную датировку его написания — 40—65 гг. Евангелие от Иоанна отличается от остальных трех Евангелий и содержанием, и манерой изложения. Часто вместо притч евангелист приводит слова Иисуса о Себе Самом и затем под­робно объясняет их смысл. Иоанн нередко использует контра­стные, антагонистические образы, например «тьмы» и «света»: Иисус и Его Истина — это Свет, который никогда не смогут одолеть силы тьмы (зла). Главные для евангелиста темы звучат уже в прологе — первых 14 стихах. Иоанн обращался и к ев­реям, и к язычникам. Только от него мы узнаем, что Иисус по­сещал Иерусалим несколько раз. Пролог Евангелия, где гово­рится об Иисусе как о воплощенном Предвечном Слове, связан с первой главой книги Бытия но образы, созданные Иоанном понятны и тем, кто не читал Ветхого Завета.

U Деяния святых апостолов. Эта книга рассказывает о первых годах сущест­вования христианской церкви. Автором этой книги считается еван­гелист Лука.

U Послания апостола Павла. (Римлянам, 1 Коринфянам, 2 Коринфянам, Га­латам, Ефсеянам, Филиппийцам, Колоссянам, 1 Фессалоникийцам, 2 Фессалоникийцам, 1 Тимофею, 2 Тимофею, Титу, Филимону, Евреям.) В этих посланиях содержатся основы христианской веры и богопочитания, адресованные духовенству и людям разных земель и стран.

U Соборные послания. (Апостолов Иакова, 1 Петра, 2 Петра, 1 Иоанна, 2 Иоанна, 3 Иоанна, Иуды, Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)). Послания апостолов Христа людям.

Таким образом, в книгах Библии представлена история человечества, на­чиная с сотворения мира и человека, о чем повествует книга Бытия, и кончая описанием конца мира в Апокалипсисе.

Священное Писание евреев – Ветхий Завет – проникнуто ожиданием Мессии – того, кто сможет избавить мир от зла, а людей – от служения греху. Собственно христианское Священное Писание – Новый Завет – повествует о жизни этого Мессии, Сына Божьего – Иисуса Христа – среди людей.

Важнейшее отличие Нового Завета от Ветхого состоит в том, что в Новом Завете отражено понимание самого Бога, который по словам апостолов «есть Лю­бовь». Любовь! На всем же протяжении Ветхого Завета отношения Бога и чело­века определяются Законом.

Споры о личности основателя христианства:

Сколько существует христианство, столько продолжаются споры о личности его основателя. Рассказы об Иисусе Христе, описанные в Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также в посланиях и деяниях апостолов о Боге-Сыне, явившемся в мир в образе совершенного человека, чтобы взять на себя грехи лю­дей и спасти их для вечной жизни, вызывали немало сомнений. В конечном счете споры об Иисусе Христе привели к образованию двух основных школмифоло­гической и исторической.

Представители мифологической школы считают, что наука не располагает достоверными данными об Иисусе Христе как исторической личности. Евангель­ские рассказы о нем, написанные много лет спустя после описанных в них собы­тий, не содержат реальной исторической основы. Кроме того, исторические ис­точники начала I в. ничего не говорят о столь неординарных событиях, как вос­кресение из мертвых, о чудесах, совершенных Христом, о его проповеднической деятельности. Одним из важных аргументов в пользу своей точки зрения мифоло­гическая школа считала внепалестинское происхождение христианства, а также наличие аналогий со сказаниями о рождающихся, умирающих и воскресающих богах в других восточных культурах, наличие в Евангелиях большого числа про­тиворечий, разночтении, неточностей.

Вторая — историческая — школа считает Иисуса Христа реальной лично­стью, проповедником новой религии, который сформулировал ряд принципиаль­ных идей, заложивших основу христианского вероучения. Реальность Иисуса подтверждается реальностью целого ряда евангельских персонажей, таких, как Иоанн Креститель, апостол Павел, и других непосредственно связанных с Хри­стом евангельской фабулой. В распоряжении науки сейчас имеется ряд источни­ков, подтверждающих выводы исторической школы. Так, в течение длительного времени содержащийся в «Древностях» Иосифа Флавия (37— после 100) фраг­мент об Иисусе Христе считался позднейшим включением. Однако найденный в 1971 г. в Египте текст «Древностей», выполненный египетским епископом Ага­пием в Х в., дает все основания полагать, что Флавием описан один из известных ему проповедников по имени Иисус, хотя в описании Флавия и не говорится о со­вершаемых Христом чудесах и его воскресение описывается не как факт, а как один из многочисленных рассказов на эту тему.

Представители и мифологической, и исторической школы внесли значитель­ный вклад в издание библейских текстов, а также других источников, относя­щихся к первым векам христианства. В последние годы большинство религиове­дов разделяют мнение представителей исторической школы.

ИСТОРИЯ ЖИЗНИ ИИСУСА ХРИСТА

В современной хронологии тех или иных событий время обозначается чис­лом лет, прошедших либо до начала «новой эры», либо после: «до н.э.», «н.э.». За начало новой эры было принято время Рождества Иисуса Христа. Такой порядок летосчисления был предложен в VI в. по Р. X. и вскоре был принят всеми евро­пейскими странами. До этого все страны Средиземноморья вели летосчисление от времени основания Рима. Так, само рождение Иисуса Христа, как полагали, со­вершилось в 747 г. от основания Рима.

Уже в нашем веке из сопоставления всех исторических сведений о событиях того времени было установлено, что рождение Иисуса Христа произошло ранее даты, принятой в VI в. Таким образом, в настоящее время можно утверждать, что Рождество Христово совершилось в 7-6 гг. «до Р. X.»

Евангелия от Матфея и Луки рассказывают о рождении Иисуса во время правления царя Ирода. Два других Евангелия - от Марка и от Иоанна - начинают свое повествование с того времени, когда Иисус уже выходит на проповедь Сво­его учения. Ему было в то время около 30 лет.

Царь Ирод Великий правил Иудеей в 37 г. до Р. X. — 4 г. до Р. X. Захватив власть при поддержке римлян и против воли народа, он тщетно стремился завое­вать популярность. Ирод развернул большое строительство; за тридцать три года его царствования страна получила автономию. Человек честолюбивый и жесто­кий, Ирод постоянно опасался заговоров. Жертвами его подозрительности уже стали его жена и двое сыновей.

В правление римского императора Августа, в связи с присягой Августу, был дан указ о проведении переписи по всей Палестине. Каждое семейство должно было для этого прийти в город, откуда родом был глава семьи.

Так плотник Иосиф и его жена Мария, жители города Назарета, оказались в Вифлееме, небольшом древнем городе, неподалеку от Иерусалима. Мария ждала ребенка. Из-за большого скопления людей невозможно было найти места в доме. Марии и Иосифу пришлось остановиться в пещере, служившей загоном для овец. Там родила Мария своего Сына— Иисуса.

Рождение Иисуса:

Рождение Иисуса – явление загадочное. Евангелия повествуют о непороч­ном зачатии Марии – в Назарете ей явился архангел Гавриил с благой вестью, что на нее снизойдет Святой Дух и она в своем чреве выносит Сына Божьего. Ио­сиф, по словам евангелистов человек праведный и достойный, обнаружив, что его жена беременна не от него, захотел тихого и незаметного развода – чтобы не опо­рочить имя Марии и свое. Однако и ему во сне является ангел, который все объ­ясняет и просит принять плод его жены и не отвергать Марию, ибо «…родившееся в Ней есть от Духа Святого» (Мф., 1,20). Иосиф выполнил волю Бога, сообщенную ему ангелом. Он же и назвал младенца Иисусом, как ему велел тот же ангел.

Когда Мария пришла с Младенцем в Иерусалимский Храм для выполнения очистительных обрядов, ее Сыну прозорливый старец Симеон предсказал вели­кое будущее. Симеон благословил изумленных родителей.

А через два года в Иерусалиме появился небольшой караван, пришедший с Востока. Мудрецы-астрологи, называемые волхвами, расспрашивали у всех, где родившийся Царь Иудейский, так как они видели на небосклоне новую необык­новенную звезду, свидетельствующую, по их мнению, о рождении в Иудее вели­кого Царя, и пришли поклониться ему. Слух об этом дошел и до царя Ирода. От первосвященников он узнал, что, согласно пророчествам, это могло произойти в Вифлееме. Призвав к себе волхвов, он узнал о времени появления звезды и пове­лел им пойти, разузнать все о Младенце и затем сообщить ему. Ирод планировал уничтожить неожиданного конкурента. Евангелие рассказывает, что после покло­нения Младенцу Иисусу волхвы не возвратились к Ироду, а другим путем отошли в свою страну.

Разгневанный царь отдал приказ уничтожить в Вифлееме всех младенцев от двух лет и моложе. Этот событие получило название «избиение младенцев». Но семья Иосифа вскоре после ухода волхвов, по велению ангела, отправилась в Еги­пет — один из ближайших центров, где жили иудеи вне Палестины и где нередко спасались преследуемые Иродом.

Когда спустя несколько лет известие о смерти Ирода (4 г. до Р. X.) достигло Египта, опять же по велению ангела, Иосиф с семьей вернулся в Назарет.

Проповедь Иоанна Крестителя:

В это время в Палестине появился слух о молодом пустыннике Иоанне, на­зывавшем себя «голосом вестника». Иоанн происходил из священнического со­словия. Он рано остался без родителей. Весьма вероятно, что он был усыновлен ессеями (ессеи – иудейская секта, проповедующая аскетический образ жизни и создавшая первые монашеские общины в Иудейской пустыне), которые нередко брали на воспитание сирот и, укрываясь в уединенных местах, вели строго аске­тический образ жизни. Иоанн также вел жизнь аскета. Он одевался в грубую пас­тушескую одежду из верблюжьей шерсти, не стриг волос, не пил вина.

Когда ему исполнилось тридцать лет, он покинул пустыню, пришел в долину Иордана и начал свою проповедь. «Покайтесь, — говорил пророк, — ибо близко Царство Небесное!» (Мф. 3, 2). Пророк говорил о Суде над миром. Его слова сразу же нашли широкий отклик, к нему приходило множество жителей Иудеи, чтобы получить прощение.

Символом вступления в мессианскую эру Иоанн избрал обряд погружения в воды Иордана. Подобно тому, как вода омывает тело, так покаяние очищает душу. Иоанн требовал от людей переоценки всей жизни, искреннего раскаяния. Перед омовением (греч. «баптизо», рус. «крещение») люди исповедовали свои грехи.

По свидетельству иудейского историка Иосифа Флавия, Иоанн учил народ «вести чистый образ жизни, быть справедливыми друг к другу и благоговейными перед Богом». О себе Иоанн говорил, что он послан для того, чтобы пригото­вить народ к приходу Божьего Посланника — Мессии, а он, Иоанн, — Его Предтеча. Иоанн говорил, что идущий за ним Мессия сильнее его и Он будет крестить людей Духом Святым и огнем.

Крещение Иисуса:

К Иоанну Крестителю пришел и Иисус. Это была символическая встреча: Отшельник с изможденным лицом воплощал собой тернистый путь дохристиан­ской религии, а к нему пришел Человек, который внешне, казалось, ничем не от­личался от любого простолюдина из Галилеи, но которому суждено было при­нести людям новое откровение. Иоанн совершил обряд крещения Иисуса, и, когда Иисус вышел из воды, открылись небеса и на Иисуса снизошел Святой Дух, а с небес раздался голос Бога: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благословение».

Иисус в пустыне. Искушения дьявола:

После крещения Иисус тотчас покинул берег Иордана и углубился в пус­тыню. Там Он провел, постясь, более месяца. В пустыне Иисус подвергался ис­кушениям дьявола: дьявол просил Иисуса доказать, что он действительно Сын Божий. Дьявол просит Иисуса превратить камни в хлеб, на что Иисус говорит: «Не хлебом единым будет жить человек, а всяким словом, исходящим из уст Божиих». Потом дьявол переносит Иисуса в Иерусалим, ставит его на краю крыши храма и просит броситься вниз, уверяя, что если он Сын Божий, то Бог не допустит его смерти. Но Иисус возражает ему: «Не искушай Господа Бога твоего». Тогда дьявол переносит Иисуса на вершину высокой горы и показывает Ему все царства мира и их славу, обещая все это отдать Иисусу, если Он ему по­клониться. Иисус непреклонен: «Отойди от Меня, сатана, ибо написано – Гос­поду Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». После этого сатана отступает от Иисуса.

Первые проповеди, первые ученики:

После отшельничества в пустыне, Иисус возвращается в провинцию Гали­лея, где начал свои проповеди. Главная идея его первых проповедей та же, что и у проповедей Иоанна Крестителя – необходимость покаяния, ибо близко Царство Небесное. Моет показаться, что проповедь Иисуса была лишь продолжением мис­сии Иоанна Крестителя. Однако, в отличие от Иоанна, Иисус Сам шел навстречу людям.

Каждый день Иисуса в Галилее был заполнен напряженным трудом: до са­мой темноты за Ним по пятам следовали больные, ожидая облегчения недугов, уверовавшие жадно ловили Его слова, скептики задавали вопросы или вступали с Ним в споры, книжники требовали разъяснения трудных мест в Библии.

Евангелический портрет Иисуса Христа:

Глубоко человечным рисуют Христа евангелисты. Он скорбит, удивляется, радуется, обнимает детей, любуется цветами. Речь Его дышит снисходительно­стью к слабостям человека, но Своих требований Он никогда не смягчает. Он мо­жет говорить с нежной добротой, но может быть строг и даже резок. Обычно кроткий и терпеливый, Иисус беспощаден к ханжам (лицемерам). Тем не менее внутренний разлад Ему чужд. Он всегда остается Самим Собой. Иисус далек от исступленного фанатизма, свойственного многим подвижникам и основателям религий. Просветленная трезвость — одна из главных черт Его характера.

Евангелисты не отмечают никаких недостатков Христа, но не потому, что они плохие писатели, а потому, что они изображают непревзойденную Личность. Иисус не отворачивался от мира, не прятал от него сокровищ духа, а щедро отда­валих людям.

Нередко слова Его звучали величественным речитативом, напоминая гимны древних пророков. Кроме того, Он часто выражался афоризмами, ставил вопросы, не пренебрегая и логическими доводами. Особенно любил Иисус примеры из по­вседневной жизни — притчи. В них наиболее полно запечатлелось Его учение. Рисуя перед людьми знакомые картины природы и быта, Иисус нередко предос­тавлял самим слушателям делать выводы из Его рассказов.

Первые ученики и апостолы:

Именно здесь, в Галилее, у Иисуса появляются первые ученики и верные по­следователи. Наиболее известными и чтимыми из них являются 12 апостолов (с греч. – «посланник»): Симон (Петр) (Иисус дал ему прозвище Кифа, камень, что по-гречески звучит как Петр ), его брат Андрей, братья Иаков и Иоанн (Иоанн Богослов), Матфей, Варфоломей, Симон Зилот, Филипп, Фома, Фаддей, Иуда,Иуда Искариот. Эти 12 человек будут сопровождать Иисуса в его странствиях до конца его дней.

Иисус в Иерусалиме:

Весной 28 г. Иисус с учениками пришел в Иерусалим. Иерусалим в те годы был под властью посланца Римского императора — прокуратора Понтия Пилата. Каждую Пасху правитель ждал восстания и потому на праздник каждый раз при­езжал из своей резиденции – Кесарии – в Иерусалим, где мог лично следить за порядком. Опасения Пилата были вполне основательными: недовольство полити­кой Рима в Палестине было весьма явным.

По-видимому, ученики Иисуса втайне хотели, чтобы именно Он стал этим вождем. Однако Иисус игнорировал проблему чужеземного владычества. Его тревожило не политическое, а духовное состояние народа. Первый визит в Иерусалим закончился лишь столкновением с религиозными вождями – фари­сеями. Фарисеи считали себя хранителями подлинных национально-религиозных традиций, они отличались внешней строгостью жизни, подчеркнуто скрупулез­ным соблюдением всех обрядовых предписаний. Фарисеев отличало презрение к простонародью, которое они считали невежественным. Когда Иисус толковал За­кон в духе учения пророков, книжники обвиняли Его в покушении на «предания старцев». Когда Он говорил, что милосердие угоднее Богу, чем обряды, в глазах фарисеев это был подрыв всей системы ритуалов благочестивой жизни. Влияние фарисеев в духовной жизни Иерусалима было настолько велико, что Иисус, с тех пор еще не раз посетивший Иерусалим, признан там не будет.

Кем был Иисус для учеников:

Однажды, после молитвы, Иисус обратился к апостолам с вопросом: «За кого вы Меня почитаете?». От лица всех ответил Симон-Петр: «Ты — Мессия (греч. — «Христос»), Сын Бога Живого!». «Блажен ты, Симон, — торжественно прого­ворил Иисус, — потому что не плоть и кровь (т. е. не человеческая природа) от­крыли тебе это, а Отец Мой, Который на небесах. И Я говорю тебе: Ты — скала (греч. «петрос»), и на скале этой построю Мою Церковь, и врата адовы не одолеют ее» (ср. Мф.16, 13-18).

Навстречу Голгофе:

В декабре 29 г. Иисус с учениками находился в Иерусалиме, где совершил ряд чудесных исцелений и продолжал споры с фарисеями, чем вызывал все боль­шее недовольство. Жить вблизи столицы Иисусу становилось все опаснее. Он ушел со своими учениками-апостолами за реку Иордан.

Весной 30 г. пришло известие, что опасно болен Лазарь, брат Марфы и Ма­рии. В доме этих людей в Иисус нередко останавливался, когда бывал в Иеруса­лиме. Иисус с учениками вновь отправились в Иерусалим. Однако, Лазарь скон­чался до их прихода. Тогда Иисус попросил показать ему гробницу Лазаря. Его туда привели, он попросил отодвинуть камень, закрывавший вход в склеп, погру­зился в молитву, а затем сказал: «Лазарь, выходи!», и у порога пещеры показался умерший, закутанный в погребальный саван. Люди, окружавшие Иисуса, в ужасе попятились. Смысл воскресения Лазаря Христом состоял в том, что уверовав­шие в Иисуса увидели в нем знак земного предназначения Мессии – победы над смертью.

Однако нашлись люди, которые сочли своим долгом донести о происшед­шем. Немедленно был созван совет высшего иудейского духовенства. Правящая священническая аристократия, опасались, что движение вокруг Иисуса перерас­тет в мятеж и вызовет карательный поход римлян. Иосиф Каиафа, первосвящен­ник, заявил, что «лжемессию» следует устранить без колебаний. Однако Иисус покидает территорию Иерусалима, собираясь посетить его в праздник Пасхи.

Но дней за десять до Пасхи Иисус объявил ученикам, что намерен прибыть в Иерусалим раньше праздника. 31 марта 30 г. путники вошли в Вифанию – пред­местье Иерусалима, где был устроен праздник в честь прибытия Учителя. Когда миновала суббота, Иисус стал готовиться к вступлению в Иерусалим. Иисус вы­брал для этого ослика, животное, которое издавна было символом мира. Вместо седла на спину ослика положили одежды, и, сев на него, Иисус стал приближаться к въезду в Иерусалим. Он ехал безоружным, в окружении учеников. Народ встре­чал его радостными возгласами, прославлявшими его как Царя, потомка великого иудейского царя Давида.

Такого бурного проявления народной любви к Иисусу священники никак не ожидали. Однако, с каждым днем пребывания в Иерусалиме апостолы все яснее осознавали, что Мессия находится в Иерусалиме, как во враждебном лагере. Од­нако беда пришла не извне, а изнутри – из круга самих апостолов. Связана она с предательством Иуды Искариота.

Предательство Иуды:

Иуда Искариот ведал казной общины учеников Христа. Евангельский текст прямо обвиняет его в недобросовестном исполнении своих обязанностей. Почему Иуда совершил предательство? На этот вопрос за века истории возникло не­сколько различных ответов. Христианская традиция считает Иуду корыстолюб­цем, а, значит, в силу своей греховности доступным наущениям сатаны. Поводом к предательству, как повествуют Евангелия, стала сцена в доме одного из жителей Вифании – Симона прокаженного. Его жена Мария (которую в средние века като­лицизм отождествил с Марией Магдалиной) излила на тело Иисуса драгоценное и очень дорогое масло – нардовое миро. Апостолы возмутились: к чему такая трата?! Лучше было бы продать это миро, а деньги раздать беднякам. Но Иисус сказал, что нищих и бедняков апостолы будут иметь подле себя всегда, а Его же – не всегда, и поэтому, возлив на Иисуса миро, женщина символически подгото­вила Его к погребению. Однако Иуда был возмущен и обижен на Учителя больше других, поэтому его вера пошатнулась, и он решил предать Иисуса иерусалим­ским священникам для суда.

Иуда тайно проник во дворец первосвященника Каиафы. Он предложил иу­дейским властям свой план: схватить Иисуса ночью вне города, не привлекая внимания толпы. Чтобы в темноте стражники могли опознать Христа, Иуда обе­щал поцеловать Его, указав этим страже кто есть Иисус. Позже все именно так и произошло. Словосочетание «поцелуй Иуды» стало крылатым выражением, сим­волизируя высшую степень лицемерия и лжи. Иуде заплатили за предательство 30 серебряных монет – крылатые «тридцать серебряников».

Тайная вечеря (Пасха Нового Завета):

В ночь на Пасху – традиционный иудейский праздник – при совместной тра­пезе учеников и Иисуса, Он произнес молитву над пресным хлебом. «Это хлеб страдания, который ели отцы наши в земле Египетской», — это были традици­онные слова священной ветхозаветной трапезы. Однако, разламывая хлеб и раз­давая его ученикам, Иисус говорит: «Возьмите — это тело Мое, ломимое за вас. Это совершайте в воспоминание обо Мне». Затем Иисус взял в руки общую чашу с вином и сказал: «Пейте от нее все. Это есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая для прощения грехов... Совершайте это всегда в воспоминание обо Мне».

Так ветхозаветная Пасха превратилась в Пасху Нового Завета и обрела новый смысл: воспоминание об избавлении от Египетского рабства стало воспоми­нанием об избавлении от рабства греха, избавлении, которое получает чело­век, верующий в Иисуса Христа и соединяющийся с Ним в своей жизни. Важ­нейшим знаком этого соединения стало таинство хлебопреломления или бла­годарения (греч. Евхаристия).

Ночь в Гефсиманском саду:

После трапезы Иисус с учениками направился из города к Елеонской горе, в Гефсиманский сад. Войдя в ограду, ученики стали располагаться на отдых. Иисус отошел в сторону и, упав на колени, начал горячо молиться. В этой молитве Ии­сус просил Отца Небесного не подвергать Его мукам и смерти, если только это возможно. Однако, Он ни на минуту не поколебался в решимости «испить эту чашу до дна», если на то воля Отца Небесного. Он молился. Апостолы спали. А на улицах Иерусалима уже раздавались шаги стражи.

События развивались быстро: Иуда, как и обещал, поцеловал Иисуса, стража немедленно окружила Его. Симон-Петр пытался защитить Иисуса, выхватив меч, но Иисус остановил его. Кроме Петра никто из апостолов не был готов засту­питься за Христа. Некоторое время за конвоем Христа следовал апостол Марк – будущий евангелист, но вынужден был бежать, замеченный стражей.

Суд Каиафы над Иисусом:

7 апреля 30 г. Иисуса привели на суд к первосвященнику Каиафе. У Каиафы был собран совет, состоявший из двадцати трех человек. В него входили священ­ники со старейшинами. Судьба Иисуса была предрешена заранее при полном единодушии всей коллегии – Иисус должен умереть. Но этот совет не имел права казнить кого бы то ни было. Оставалось предать Иисуса в руки Понтия Пилата для суда по римским законам.

Суд прокуратора:

В тот же день Иисус предстал перед Понтием Пилатом. «Какое обвинение вы выставляете против этого человека?» — спросил Пилат священников. Когда он понял, что Иисус является в глазах священников проповедником ложных теорий, он посчитал смертную казнь слишком суровой карой и сказал: «Я не нахожу большой вины в этом Человеке». Иисуса он посчитал простым проповедником, едва ли опасным для римской власти. Тем не менее Пилат решил наказать Иисуса 39 ударами плетьми (по законам того времени это – максимальное количество ударов, которые способен выдержать человек. 40 ударов считались смертель­ными.) и затем отпустить, ради праздника Пасхи. Приказ был приведен в испол­нение.

Едва на помосте появился Иисус, жестоко избитый плетьми, толпа потребо­вала его казни и освобождения Вараввы – бунтовщика, известного и популярного в Иерусалиме. Обвинители Иисуса выдвинули новый, самый веский аргумент: «Он называл Себя Мессией— Царем. Если ты его отпустишь, ты не друг кесаря» - сообщили они Пилату. Пилат отлично уловил угрозу и понял, что речь идет о его собственном благополучии. Желая показать, что он действует не по закону, а в угоду просьбам, прокуратор велел принести воды и, как требовал восточный обычай, демонстративно умыл руки: «Не виновен я в крови Праведника». Осуж­денный на смерть Иисус был передан в руки солдат.

Голгофа:

По жестокому правилу осужденные сами несли перекладины крестов, на ко­торых их распинали. (Отсюда еще одно крылатое выражение: «нести свой крест»). Истерзанный плетьми Иисус шел медленно среди большой толпы людей, неся свой крест. Выйдя из города, повернули к холму, недалеко от стен, у дороги. За свою форму он получил название Голгофа — «Череп». На его вершине должны были поставить кресты. Римляне всегда распинали осужденных вдоль дорог или на других видных местах, чтобы их видом устрашить непокорных.

Солдаты сорвали с Иисуса одежду, оставив лишь набедренную повязку. Осужденного положили на крест. Послышался страшный стук молотков, кото­рыми в запястья рук и в ступни вгоняли огромные гвозди. Стоявшие рядом услы­шали слова Иисуса: «Отче, прости им, ибо не знают они, что делают» (см. Лк.23, 34). Вместе с Христом распяли двух разбойников. После того как кресты были подняты вертикально, конвою предстояло ждать последнего вздоха осуж­денных. Последние слова Иисуса были: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой...» (Лк.23, 46).

V Распятие было одной из самых бесчеловечных казней, изобретен­ных древним миром. Осужденного нагим прибивали к столбу с перекладиной и оставляли на медленное умирание. Чтобы ускорить казнь, стража или палачи нередко перебивали распятому голени мечом, он лишался последней точки опоры и быстро задыхался. В день распятия Христа стражники, охраняв­шие Голгофу торопились закончить казнь до заката солнца, ибо наступала великая Пасха. Но Иоанн отмечает, что воины пере­били голени двум разбойникам, но Христа не коснулись – он был уже мертв. Страдания Христа на кресте длились около шести часов.

Погребение Иисуса:

Двое тайных учеников Иисуса, Иосиф и Никодим, богатые, уважаемые люди, получили у Пилата разрешение взять Тело Иисуса. При помощи слуг Тело сняли с креста и перенесли в соседний сад. Участок принадлежал Иосифу, который заго­товил здесь себе склеп. Усопшего завернули в погребальные пелены, внесли в пещеру и завалили вход круглой каменной плитой. Из близких учеников только две женщины присутствовали при этом.

Апостолы ничего не знали о месте погребения. Они страшились розыска и преследований. Еще больше их терзала мысль, что Тот, Кто свидетельствовал об истине и обещал привести их в Царство Божие, лежит теперь бездыханный. Зна­чит, Иисус не Тот, за Кого они Его принимали, не Мессия, Божий Посланник? Они мучились от неразрешимости этих вопросов. Однако, вскоре произошло чрезвычайное событие.

Воскресение Иисуса Христа:

Прошло две ночи и один день, ученицы Христа, полные скорби, пришли к его могиле, чтобы обмыть его тело и совершить все погребальные обряды. Но ка­мень, которым был закрыт вход в гробницу, был отвален, а сама гробница пуста. Женщины решили, что тело было похищено, но тут им является ангел и сообщает радостную весть: Христос воскрес!

Евангелие описывает несколько встреч с воскресшим Христом. Он являлся только тем, кто веровал и успел принять его раньше. В свидетельствах апостолов встреча с воскресшим Христом описывается как величайшее событие в их личной жизни, связанное с воскресением их веры, их любви к Нему и готовности выпол­нить его заветы.

Вознесение:

История земной жизни Иисуса Христа едва ли привела бы к рождению но­вой мировой религии, если бы не завершилась фактом, потрясшим на века весь мир. На 40-й день после кончины на кресте, уже неоднократно являвшись учени­кам, Христос повел их в Вифанию, на гору Елеонскую, и там он обратился к апо­столам с последними словами, в которых поведал им, что будут они Его свидете­лями повсюду на земле, а затем вознесся на небо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: