Учения Христианской Церкви о Пресвятой Троице и Божественности Иисуса Христа

Ответ: Догмат о Пресвятой Троице всегда был и останется тайной. Бог открыл нам, что Он Троичен в Лицах: Быт.18:1-3; 1:26; 3:22; 11:7; Ис.48:16; Мф.3:16-17; 28:19; 2Кор.13:13; 1Ин.5:7. Постигнуть умом эту истину невозможно, к пониманию ее можно приблизиться только через очищение ума человеческого от страстей, через общение с Богом в молитве.

Что мы знаем о Пресвятой Троице? В Боге Три Лица, Три Личности (Ипостаси), но единая сущность (усия). Сущность - это то, что выражает собой ответ на вопрос «что есть»?; личность – на вопрос «кто»? Чем отличаются Лица Пресвятой Троицы? Ипостасными свойствами. Отец нерожден (Ин.5:26), Сын предвечно рождается (Ин.1:18), Дух Святой исходит от Отца (Ин.15:26). Рационально постигнуть во всей полноте внутритроичную жизнь мы не можем. Наиболее полно учение о Пресвятой Троице выражено в Афанасьевском символе Веры, который гласит: «Наша общая христианская вера в том, что мы поклоняемся единому Богу в Трех Лицах и Трем Лицам в одном Божестве, и при этом не смешиваем лица и не разрываем Божественной Сущности. Первое из них - Личность Отца, второе - Личность Сына и третье - Личность Святого Духа. Но Отец, и Сын, и Святой Дух - одно Единое Божество, равноценное в славе и в вечном величии. Таков Отец, таков Сын, и таков Святой Дух. Не сотворен Отец, не сотворен Сын, и не сотворен Святой Дух. Бесконечен Отец, бесконечен Сын, и бесконечен Святой Дух. Отец вечен, Сын вечен, и Святой Дух вечен, и не три вечных, а Один Вечный, также и не три несотворенных, и не три бесконечных, а Один Несотворенный, и Один Бесконечный. Также и Отец Всемогущий, Сын Всемогущий, и Святой Дух Всемогущий, и так же не три всемогущих, а Один Всемогущий. Так и Отец Бог, Сын Бог, и Святой Дух Бог, не три Бога, а Один Бог. Так и Отец Господь, Сын Господь, и Святой Дух Господь, не три Господа, но Один Господь. Ибо как требует того христианская истина, признаем каждое Лицо и Богом и Господом. Также общая христианская вера препятствует нам называть трех Богами или трех Господами. Отец не создан, не сотворен и не рожден. Сын есть от Отца и только от Отца - не создан и не сотворен, но рожден. Святой Дух есть от Отца и Сына - не создан, и не сотворен или рожден, но послан. Поэтому один Отец, а не три Отца, один Сын, а не три Сына, один Святой Дух, а не три Святых Духа. И из всех трех Лиц ни один не первый, и ни один не последний, ни один не меньший, и ни один не больший, но все три Лица одинаково вечны и одинаково велики, чтобы во всем этом, как сказано, всем трем Лицам поклонялись как единому Божеству и в одном Божестве - всем трем Лицам. Итак, кто хочет быть блажен, должен разуметь о трех Лицах Божества. Но для вечного блаженства необходимо твердо верить, что Господь наш Иисус Христос стал плотью. В том истинная вера, чтобы верить, что наш Господь Иисус Христос, Сын Божий, одинаково как Бог, так и Человек. Бог Он, как рожденный от Отца прежде начала времен, и Человек, как рожденный от матери в свое время. Совершенный Бог и совершенный Человек с душою разумной в теле человеческом. Равен Богу по Божественной природе и меньший Бога по человеческой природе. И хотя Он Бог и Человек, но не два, а Один Христос. Но как Он Один, то не Божественная природа изменилась на человеческую, но человеческая природа принята Богом. Один Он есть, но не так, чтобы природы смешивались, но чтобы они образовали единство. Ибо как разумная душа и тело образуют одного человека, так и человек и Бог образуют Одного Христа, Который пострадал за наше спасение, сошел в царство смерти, воскрес из мертвых, вознесся на Небо, воссел одесную Отца и вернется судить живых и мертвых. В пришествие Его все люди воскреснут в своих телах и дадут отчет в делах своих: кто добро творил, пойдут в жизнь вечную, кто зло творил, пойдут в огонь вечный. Это наша общая христианская вера; кто не верит этому верно и твердо, не может быть блажен [49]».

Почему догмат о Пресвятой Троице так важен для христианства? И почему его в течение всей истории Церкви так упорно многие еретики и сектанты пытались исказить или вообще уничтожить? Иисус Христос является истинным Богом и истинным Человеком. Он обладает двумя природами - Божественной и человеческой, но одной Личностью (Ипостасью), поэтому Он - Богочеловек. От чего спас нас Христос? От греха, от смерти. Грехопадение прародителей исказило природу человека. Человек утратил внутреннее единство с Богом, был разобщен с Ним. Ветхозаветные пророки и праведники общались с Богом, но Он был как бы снаружи, изнутри себя пророки не могли принять Его в себя: «Ветхий Завет не знал внутреннего благодатного освящения» [50]. Лишь через Воплощение Бога – Слово благодать сообщается человеческой природе «непреложно, делается неотъемлемой и постоянно пребывает у людей» [51]. К ветхозаветному человеку не могли быть обращены слова апостола Павла: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас?» (1Кор.3:16). О новозаветном человеке можно сказать: «тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа …» (1Кор.6:19).

Иисус Христос по Своей божественной природе вечен и совершенен. В Себе Он соединил человеческую природу с божественной, тем самым приобщив человека к бессмертию; искупил его, исцелив человеческое естество от греха и смерти. Но мог бы Он это сделать, если не являлся Второй Ипостасью Пресвятой Троицы, если бы Он не был Богом? Ведь если Христос – не Бог, то Он, в лучшем случае, - пророк. Тогда Он не мог победить смерть, так как победить смерть может только Тот, Кто обладает бессмертием, Тот, Кто Сам не подвластен смерти, Кто есть Жизнь в Себе. Если Бог не Троичен в Лицах, Если Христос - не воплотившаяся Вторая Ипостась Божества, если Он - не Бог, то Он не мог бы приобщить человека к Божеству, ибо Сам бы не обладал бы природой Божества, тогда нет спасения, и смерть так же властвует над человечеством, как и до прихода Иисуса Христа. Таким образом, без триадологии нет христианства.

Учение о Пресвятой Троице всегда вызывало непонимание и многие нападки. Обычно сектанты не утруждают себя разбором православного вероучения, они поступают проще: толкуют догмат о Пресвятой Троице так, как им нравится, а потом свои выдумки объявляют «истинным» учением Христа. Существует много ложных учений о Святой Троице, для современного апологета наиболее интересны три из них: модализм, арианство и динамизм. Обвинение христиан в многобожии на основании догмата о Пресвятой Троице настолько несостоятельно, что разбирать его нет смысла.

Сразу нужно отметить, что различные современные сектанты видоизменяют классические ереси, внося в них какие-либо элементы, не присущие вариантам ересиархов. Поэтому в данной главе рассматриваются те аспекты ересей, которые актуальны для современности, а не их классические варианты.

Одной из достаточно распространенных ересей является ересь Савелия Птолемаидского, получившая название модализм[52]. «По Савелию, Бог - безликая сущность, различным образом являющая себя миру. Три Лица суть лишь три последовательные модусы действий, три проявления в мире одной и той же Монады, которая в себе всегда проста. При сотворении мира Бог принимает облик Отца. Таким образом, Отец есть аспект первой фазы Божественного проявления, связанной с книгой Бытия и райским состоянием. Но грех изменил отношение между Богом и человеком; эра Отца окончилась, и Бог принял другой облик, облик Сына, полное проявление Которого соответствовало воплощению. С вознесения Сыновний облик Божества растворился в неразличимой сущности и появился новый облик - облик Духа. Наконец, на Суде, когда вселенная будет обожжена, все снова войдет в нераздельную монаду» [53]. Фактически, Савелий утверждал что существует только Одно Лицо – Лицо Отца, а Сын и Дух суть Его эманации и силы. Ересь модализма была отвергнута святыми отцами и осуждена[54] на Александрийском Соборе 261 года. Современные модалисты любят приводить такой пример: Бог может проявлять себя в трех модусах, как вода может быть в жидком, газообразном и твердом состоянии[55]не переставая при этом быть водой. Подобное толкование Святой Троицы полностью противоречит Священному Писанию. Например, молитва Отцу Иисуса Христа в Гефсиманском саду, в рамках данного учения, выглядит, по меньшей мере, странно: «И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мк.14.35:36). Если модализм истинен, то Христос молится Самому Себе, что звучит достаточно странно. Есть в Священном Писании и другие места, которые становятся непонятными в модалистическом их толковании, например, Крещение Иисуса Христа: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:17). Если придерживаться взглядов модализма, то Иисус Христос Сам на Себя сошел, и Сам о Себе свидетельствовал. Апостол Иоанн пишет: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. … Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие - больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем» (1Ин.5:7-9). Почему же апостол не сказал что Бог свидетельствует Сам о Себе?

До наших дней дожила также такая древняя ересь как ересь Ария, в свое время сильно потрясшая всю Церковь. Арианство было осуждено в 325 году на Первом Вселенском Соборе[56] в городе Никее. Основные положения учения Ария таковы:1. Логос создан из ничего по воле Отца, 2. Он имеет домирное и довременное бытие, но отнюдь не вечное; Он, следовательно, не есть истинно Бог, а отличен по существу от Бога Отца; Он есть тварь, 3. однако Он имеет преимущество перед прочими творениями: после Бога Он обладает высшим достоинством; через Него Бог все создал[57].

С самого начала появления этой ереси святые отцы начали активную борьбу с нею, особенно упорно этим занимались св. Афанасий Великий, св. Василий Великий, св. Григорий Богослов (IV век). Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII век) писал о ереси арианства: «…относительно рождения Сына нечестиво говорить о промежутке времени и что существование Сына наступило после Отца. Ибо мы говорим, что рождение Сына - от Него, то есть из природы Отца. И если мы не допустим, что искони вместе с Отцом существовал рожденный от Него Сын, то введем превращение ипостаси Отца, так как, не будучи Отцом, Он стал Отцом после; ибо тварь, если и произошла после этого, однако произошла не из существа Бога, а приведена в бытие из не сущего волею и силою Его, и превращение не касается естества Божия» [58]. Но если Иисус Христос не единосущен Отцу, то как Он может быть Богом? В Священном Писании неоднократно Бог свидетельствовал, что Иисус Христос есть «Сын Мой» (Мф.3:17; 17:5; Мк.1:11). Неужели, говоря об Иисусе Христе что Он - «Сын Мой», Бог лгал? Если Христос не есть Бог, почему апостол Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!»? (Ин.20:28). Почему Иисус Христос о Себе свидетельствует: «Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам»? (Ин.8:25). Когда из Священного Писания нам известно, что «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий». (Исх.3:14). Иудеи это прекрасно понимали: «Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу». (Ин.5:18) О том же свидетельствовали апостолы: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу» (Фил.2:6). Апостол Иоанн Богослов открыто называл Иисуса Христа Богом: «…Слово было Бог» (Ин.1:1), подразумевая под Словом Иисуса Христа: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин.1:14). Божественная природа Иисуса Христа едина с природой Отца, иначе Он не Сын, а если это так, то Бог -лжесвидетель, но: «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться». (Чис.23:19). Только учение о Пресвятой Троице объясняет Священное Писание. Здесь же ответ на один из поставленных нами вопросов: Если Бог един, зачем обожествлять Иисуса Христа? Христианская вера в Божественность Христа следует из свидетельства Священного Писания, нам же остается или принять это свидетельство, или отвергнуть его и перестать быть христианами.

Профессор В.Н. Лосский пишет: «Арий отождествлял Бога с Отцом и тем самым постулировал, что все, что не есть Бог, - тварно. Следовательно, Сын, поскольку Он отличен от Отца, сотворен, и различение Лиц превращается в онтологическую расколотость. Этот тварный Сын в свою очередь сотворил Духа, и Троица сводится к некоей иерархии, где нижний служит орудием для высшего, - к Троице, рассеченной неодолимой чертой, проходящей между тварным и нетварным. Рождение превращаетеся в сотворение. Сын и Дух - «внук» - оказываются тварными существами, радикально отличными от Божественного Отца, и триада существует только в результате разрыва монады» [59]. Арий пытался логически осмыслить то, что не подвластно логике. Арий отверг свидетельство Священного Писания, начал тенденциозно его толковать.

Следующая очень популярная у современных оккультистов и последователей неоиндуизма ересь – это ересь динамизма. В чем суть учения динамизма? «Бог, с их точки зрения, - это конкретная личность с совершенным самосознанием, а Логос – свойство Божие, подобно разуму в человеке, некое неипостасное знание. Логос, по их мнению, есть одно лицо с Богом Отцом, и говорить о бытии Логоса вне Отца не-возможно. Динамистами они назывались потому, что называли Логос божественной силой – силой, естественно неипостасной, безличной. Эта сила снизошла на Иисуса так же, как она сходила на пророков… Мария родила простого человека, равного нам, который свободными усилиями сделался свят и праведен, и в нем… водухотворился Логос и обитал в нем, как в храме» [60].

Современные сторонники модифицированной теории динамизма, различают в Иисусе человека[61] и Христа. Е.П.Блаватская пишет: «Христос — истинный эзотерический СПАСИТЕЛЬ — это не человек, но БОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИНЦИП в каждом человеческом существе. Тот, кто стремится к пробуждению духа, распятого в нем его собственными мирскими страстями и лежащего в глубине "гробницы" его греховной плоти, кто обладает силой откатить камень материи от дверей своего собственного внутреннего святилища, тот имеет в себе воскресшего Христа» [62].

Согласно учению современного динамизма, жил праведник Иисус, который благодаря Своей святой жизни стал Христом, «Христос» как бы снизошел на него. У этого учения есть одно очень слабое место: «Христос» - это не одно из имен Бога! «…ХРИСТОС - это титул, указывающий на характер миссии Иисуса. Греческое слово «христос» представляет собой перевод арамейского мешиха и еврейского машиах и означает «помазанник» (Мессия). Поставление царей на трон и священников на служение совершалось в Израиле через торжественное помазание елеем (Исх. 29:7; 1Цар 10:1 и др.). «Помазанниками» изначально называли царей (ср. 1Цар 24:7). Исходя из этого, пророки предсказывали пришествие царя из рода Давида, «Помазанника», Который, являясь одновременно священником и царем, исполнит все то, что Израиль ожидает от истинного Царя мира. О таком ожидании свидетельствуют мессианские пророчества (см. Пс. 109; 131; Ис. 9:5,6; 11:1,2; Иер. 23:5,6; Мих. 5:2; Зах. 9:9-11)…» [63]. «Христос» никак не мог снизойти на голову Иисуса, так как это не какая-либо личность или сила, а просто название служения. О том же говорит и блаженный Феофилакт архиепископ Болгарский: «Христами назывались цари и первосвященники, ибо были помазываемы святым елеем, который лили из рога на их голову. Господь называется Христом и как Царь, ибо воцарился для истребления греха, и как Первосвященник, ибо Сам Себя принес в жертву за нас. А помазан Он истинным елеем, Духом Святым, преимущественно, ибо кто другой имел Духа так, как Господь? Во святых чудодействовала благодать Святого Духа, но во Христе действовала не благодать Святого Духа, но Сам Христос творил чудеса с Единосущным Ему Отцом и Духом» [64].

То, что Иисус Христос не был просто пророком, как их понимали в Ветхом Завете, свидетельствуют и следующие слова Ангела Иосифу: «…родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф.1:21). Спасти от грехов, простить их может только Бог: «…Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?...Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» (Мк.2:7,10). Ни один ветхозаветный пророк не мог этого сделать. А если принять ересь динамизма, то почему же это так? Христос, в их представлении, уже сходил в прошлом на людей, этими людьми были пророки. Почему же только Иисус Христос мог прощать грехи, а ни одному пророку это не было дано?

Как видим, ни одна из вышеперечисленных ересей: модализм, динамизм и арианство несостоятельны, если читать Библию непредвзято, опираясь на опыт святых отцов, явивших святость самой своею жизнью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: