Моисей и «Десять заповедей»

Конечно же, на основе только этих двух предписаний не могла сформи­роваться вся богатая религиозная традиция иудаизма. Помимо избрания Ав­раама, в истории раннего иудаизма есть еще одно, важнейшее для иудаизма событие – продолжение и дополнение союза Бога с евреями – потомками Ав­раама.

Около 1750 г до н.э. в Ханаан переселяется вторая волна арамеев. Вож­дем переселенцев был Иаков, носивший также имя Израиль. В Ханаане Из­раиль проявил себя как наследник веры Авраама, приказывает уничтожить идолов, которых арамеи привезли с собой, и возглавляет союз родов, или ко­лен, члены которых и их потомки стали именовать себя Сынами Израиля (Бене-Исраэль).

Около 1700 г. через Ханаан прошли воинственные племена азиатских кочевников – аморитов, которых манили богатства Египта. Амориты под­вергли Ханаан разграблению, а потом завоевали Египет. Израильтяне - по­томки Авраама и Израиля, подталкиваемые обстоятельствами – сильной за­сухой и неурожаем – решили также продвигаться в Египет, в поисках лучшей жизни.

Амориты, завоевавшие Египет, основали там свою династию фараонов, царствовавшую несколько столетий. При этих фараонах израильтяне находи­лись на государственной службе – пасли стада, принадлежавшие царскому дворцовому хозяйству. Жизнь их была вполне хороша вдали от родины. Так продолжалось почти четыре столетия. За это время в религию израильтян проникли элементы язычества, хотя предания о вере Авраама не исчезли.

В XIV в до н.э. начался новый (и последний) подъем Египта. Египетские войска завоевали часть Ханаана. По всей стране начались грандиозные строительные работы. Фараоны более не благоволили к израильтянам. Как и других инородцев, а также рабов, израильтян силой пригнали на стройки и принудили к каторжному труду. Для еврейской истории это было началом пребывания евреев в «Доме рабства».

Египетское рабство евреев представлено в священном писании как гне­тущий кошмар. Спасение израильтян из этого рабства священное писание связывает с именем Моисея, религиозный авторитет которого также призна­ется христианами и мусульманами. Но для иудаизма Моисей – величайший из пророков.

Моисей по происхождению был евреем. Младенцем он чудом спасся, когда фараон приказал убить всех еврейских младенцев. Мать положила Моисея в корзину и спустила ее в воды реки Нил. Течение подхватило кор­зину и унесло ее. Спустя некоторое время, во время своей прогулки по берегу Нила, корзину с младенцем заметила дочь фараона и приказала вытащить ее на берег.

Моисей воспитывался при дворе фараона, затем находился на государ­ственной службе. Однажды, видя, как египтянин-надсмотрщик избивает ев­рея, Моисей в порыве гнева убил мучителя. В результате ему пришлось бе­жать и скрываться в Синайской пустыне. Там с ним произошло событие, пе­ревернувшее его сознание, изменившее его жизнь и обеспечившее ему все­мирную славу.

Священное писание рассказывает, что Моисей однажды забрел далеко в горы и оказался в каком-то древнем святилище. Вдруг перед ним вспыхнул и загорелся куст терновника. Странно, что куст горел и не сгорал. Пораженный Моисей услышал глас Бога, который призвал его на служение своему народу, властно требовал от него, чтобы он вернулся в Египет и вывел израильтян из египетского рабства. В этом нелегком предприятии Бог обещал Моисею свою помощь.

Около 1230 г. до н.э. Моисей пришел в Египет. Он заговорил с израиль­тянами о Боге, которому поклонялись их далекие предки, когда были сво­бодны, поведал им о возложенном на него Богом обязательстве спасти изра­ильтян. Постепенно он добился признания, и вот израильтяне, наскоро при­готовив себе в дорогу лепешки из пресного теста, тайно покидают Египет и уходят на север, в дельту Нила. Преследовавшие их египетские войска поги­бают (их «поглотило море», расступившееся перед евреями).

Моисей привел израильтян в Синайскую пустыню, где Бог заключил с израильтянами еще один союз, где подтвердил избранность израильтян и по­обещал им благоденствие и процветание, если они будут верны Ему. Для того, чтобы израильтяне соблюдали свои обязательства, Бог через Моисея дарует израильтянам предписания, так называемые «Десять заповедей»

Y Да не будет у тебя других богов перед ликом моим;

Y Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, что в воде, ниже воды, не поклоняй­ся им и не служи им;

Y Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно;

Y Помни день субботний, чтобы освятить его, шесть дней рабо­тай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой субботу посвяти Гос­поду своему, ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, а на седьмой почил, посему благословил Господь день субботний и освя­тил его;

Y Почитай отца твоего и мать твою;

Y Не убивай;

Y Не прелюбодействуй;

Y Не кради;

Y Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего;

Y Не желай дома ближнего твоего и ни жены ближнего твое­го, ни раба его, и ни рабыни его, ни осла, ничего, что есть у ближнего твоего.

Дальнейшая история еврейского народа нередко была связана с изгна­нием и рассеянием по всей Земле. Но всегда евреев связывала общность веры, религиозно-культовая практика и нравственно-правовые нормы, осно­ванные на Десяти заповедях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: