Методы исследования и развития коммуникативных навыков личности

Тренинг делового общения и взаимодействия направлен на развитие следующих социально-психологических умений:

  • психологически верно и ситуативно обусловлено вступать в общение;
  • поддерживать общение, стимулировать активность партнера;
  • психологически точно определять «точку» завершения общения;
  • максимально использовать социально-психологические характеристики коммуникативной ситуации для реализации своей стратегической линии;
  • прогнозировать возможные пути развития коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение;
  • прогнозировать реакции партнеров на собственные действия;
  • психологически настраиваться на эмоциональный тон собеседников;
  • овладевать и удерживать инициативу в общении;
  • спровоцировать «желаемую реакцию» партнера по общению;
  • формировать и «управлять» социально-психологическим настроением партнера в общении;

Психотехнические умения, связанные с овладением процессами самомобилизации, самонастройки, саморегулирования, позволяет:

  • преодолевать психологические барьеры в общении;
  • снимать излишнее напряжение;
  • эмоционально настраиваться на ситуацию общения;
  • психологически и физически «пристраиваться» к собеседнику;
  • адекватно ситуации выбирать жесты, позы, ритм своего поведения;
  • мобилизоваться на достижение поставленной коммуникативной задачи.

Программа психотехники общения включает упражнения на снятие мышечных зажимов, мышечных напряжений, упражнения на формирование мускульной свободы в процессе общения, на овладение навыками психофизического саморегулирования суггестивным путем; упражнения на развитие навыков наблюдательности и умения управлять вниманием партнеров по общению.

Упражнения на формирование навыков привлечения внимания собеседника призваны способствовать овладению такими способами, как:

  • организация в общении эффекта неожиданности, т.е. использование неизвестной ранее информации или привлечение неожиданностью способа взаимодействия;
  • организация «коммуникативной провокации», т.е. на короткое время вызвать у партнера несогласие с изложенной информацией, доводом, аргументом, а затем стимулировать поиск своей позиции и способа ее изложения;
  • гиперболизация как способ заострения внимания собеседника;
  • усиление ценностных аргументаций, которые доминируют у партнера по общению;
  • коммуникативное сопоставление «за» и «против» дает возможность организовать, а затем удержать внимание через изложение самых разнообразных, и часто противоположных точек зрения;
  • ситуативное интервьюирование через постановку прямых вопросов ставит собеседника перед необходимостью включаться в диалог;
  • аппеляция к авторитету для поддержания собственных взглядов;
  • организация сопереживания через максимальное использование в общении эмоций, опоры на жизненные интересы партнеров;
  • драматизация ситуации общения как столкновение интересов партнеров по общению.

Чтобы научиться переключать внимание собеседников, необходимо овладеть следующими способами:

  • проблемно-тематическое переключение;
  • событийное переключение;
  • ассоциативное переключение;
  • ретроспективное переключение;
  • интонационное переключение и т.д.

Для стимулирования внимания используются способы эмоциональной поддержки внимания, интонационной поддержки внимания и прямого вербального стимулирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: