Тренинг делового общения и взаимодействия направлен на развитие следующих социально-психологических умений:
- психологически верно и ситуативно обусловлено вступать в общение;
- поддерживать общение, стимулировать активность партнера;
- психологически точно определять «точку» завершения общения;
- максимально использовать социально-психологические характеристики коммуникативной ситуации для реализации своей стратегической линии;
- прогнозировать возможные пути развития коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение;
- прогнозировать реакции партнеров на собственные действия;
- психологически настраиваться на эмоциональный тон собеседников;
- овладевать и удерживать инициативу в общении;
- спровоцировать «желаемую реакцию» партнера по общению;
- формировать и «управлять» социально-психологическим настроением партнера в общении;
Психотехнические умения, связанные с овладением процессами самомобилизации, самонастройки, саморегулирования, позволяет:
|
|
- преодолевать психологические барьеры в общении;
- снимать излишнее напряжение;
- эмоционально настраиваться на ситуацию общения;
- психологически и физически «пристраиваться» к собеседнику;
- адекватно ситуации выбирать жесты, позы, ритм своего поведения;
- мобилизоваться на достижение поставленной коммуникативной задачи.
Программа психотехники общения включает упражнения на снятие мышечных зажимов, мышечных напряжений, упражнения на формирование мускульной свободы в процессе общения, на овладение навыками психофизического саморегулирования суггестивным путем; упражнения на развитие навыков наблюдательности и умения управлять вниманием партнеров по общению.
Упражнения на формирование навыков привлечения внимания собеседника призваны способствовать овладению такими способами, как:
- организация в общении эффекта неожиданности, т.е. использование неизвестной ранее информации или привлечение неожиданностью способа взаимодействия;
- организация «коммуникативной провокации», т.е. на короткое время вызвать у партнера несогласие с изложенной информацией, доводом, аргументом, а затем стимулировать поиск своей позиции и способа ее изложения;
- гиперболизация как способ заострения внимания собеседника;
- усиление ценностных аргументаций, которые доминируют у партнера по общению;
- коммуникативное сопоставление «за» и «против» дает возможность организовать, а затем удержать внимание через изложение самых разнообразных, и часто противоположных точек зрения;
- ситуативное интервьюирование через постановку прямых вопросов ставит собеседника перед необходимостью включаться в диалог;
- аппеляция к авторитету для поддержания собственных взглядов;
- организация сопереживания через максимальное использование в общении эмоций, опоры на жизненные интересы партнеров;
- драматизация ситуации общения как столкновение интересов партнеров по общению.
Чтобы научиться переключать внимание собеседников, необходимо овладеть следующими способами:
|
|
- проблемно-тематическое переключение;
- событийное переключение;
- ассоциативное переключение;
- ретроспективное переключение;
- интонационное переключение и т.д.
Для стимулирования внимания используются способы эмоциональной поддержки внимания, интонационной поддержки внимания и прямого вербального стимулирования.