На подстанции установлены два трансформатора различной мощности либо три трансформатора одинаковой мощности (в зависимости от варианта задания). Определить экономичный режим работы трансформаторов, обеспечивающий минимум потерь электроэнергии в трансформаторах, построить графики и сделать вывод. Мощность и число трансформаторов выбираются по таблице 1.1 по начальной букве фамилии. Коэффициент повышения активных потерь выбирается по таблице 1.2 по последней цифре номера зачетной книжки. Параметры трансформаторов приведены в таблице 1.3.
Таблица 1.1 – Мощность и число трансформаторов
Мощность и число трансфор-маторов | Начальная буква фамилии | ||||||||||
А, Д | Б, Е | В, Г, Я | Ж, З, Л | К, Ю | М, О | Н, П | И, Т, Э | Р, У, Ч | С, Ф, Ш | Х, Ц, Щ | |
n´Sнт, кВА | 3´400 | 1000+1600 | 3´160 | 250+400 | 3´1000 | 160+250 | 3´250 | 3´1600 | 630+1000 | 3´630 | 400+630 |
Таблица 1.2 – Коэффициент изменения потерь kэ
Коэффициент изменения потерь | Последняя цифра номера зачетной книжки | |||||||||
kэ, Вт/квар | 0,12 | 0,11 | 0,1 | 0,09 | 0,08 | 0,07 | 0,06 | 0,05 | 0,04 | 0,03 |
Таблица 1.3 - Паспортные данные силовых трансформаторов
|
|
Тип транс- форматора | Мощ-ность Sнт, кВА | Номинальное напряжение, кВ | Потери, кВт | Ток хх | Напряже- ние кз | ||||||||
U вн | U нн | Рхх | Ркз | Iхх,% | Uкз ,% | ||||||||
ТМ-100/6-10 | 6-10 | 0,4 | 0,36 | 2,27 | 2,6 | 4,5 | |||||||
ТМ-160/6-10 | 6-10 | 0,4 | 0,54 | 3,10 | 2,4 | 4,5 | |||||||
ТМ-250/6-10 | 6-10 | 0,4 | 0,78 | 4,20 | 2,3 | 4,5 | |||||||
ТМ-400-6-10 | 6-10 | 0,4 | 1,08 | 5,90 | 2,1 | 4,5 | |||||||
ТМ-630/6-10 | 6-10 | 0,4 | 1,68 | 8,00 | 2,0 | 5,5 | |||||||
ТМ-1000/6-10 | 6-10 | 0,4 | 2,45 | 11,6 | 1,4 | 5,5 | |||||||
ТМ-1600/6-10 | 6-10 | 0,4 | 3,30 | 16,5 | 1,3 | 5,5 | |||||||
ТМ-2500/6-10 | 6-10 | 0,4 | 4,60 | 25,0 | 1,0 | 5,5 | |||||||
1.1.1 Методические указания к заданию № 1
Экономичный режим работы трансформаторной подстанции определяется числом одновременно включенных трансформаторов, обеспечивающим минимум потерь электроэнергии в этих трансформаторах.
При наличии на подстанции двух и более трансформаторов различной мощности целесообразно строить кривые зависимости потерь от нагрузки трансформаторов. Приведенные потери мощности для построения этих кривых определяется по выражению
(1.1)
где n – число включенных трансформаторов;
DРхх – активные потери х.х. трансформатора, кВт;
DРкз – активные потери к.з. трансформатора, кВт;
– реактивные потери х.х. трансформатора, квар;
– реактивные потери к.з. трансформатора, квар;
Sн – номинальная мощность трансформатора, кВ×А;
Iхх – ток холостого хода трансформатора, %;
Uкз – напряжение короткого замыкания трансформатора, %;
kэ – коэффициент повышения активных потерь, кВт/квар.
По этим кривым в зависимости от нагрузки подстанции определяется режим работы трансформаторов, т.е. подключение дополнительного трансформатора или вывод из работы одного из трансформаторов.
|
|
Допустим, что на подстанции установлены два трансформатора Т1 и Т2, причем номинальная мощность второго больше номинальной мощности первого. Для каждого из них строится кривая приведенных потерь на основании уравнения
(1.2)
где DP – приведенные потери, кВт;
S – действительная нагрузка, кВА;
Sн – номинальная мощность трансформатора, кВА.
Кривая приведенных потерь двух параллельно включенных трансформаторов при распределении нагрузки между ними пропорционально номинальным мощностям строится на основании следующего уравнения
(1.3)
1.2 Задание № 2
Асинхронный электродвигатель серии 4А мощностью Pн1 работает при коэффициенте нагрузки kн1; необходимо определить снижение потерь активной мощности в двигателе и электрических сетях при замене его двигателем мощностью Pн2. Параметры двигателей выбираются по таблице 1.4 по начальной букве фамилии. Коэффициенты kн1 и kэ выбираются по таблице 1.5 по последней цифре номера зачетной книжки.
Таблица 1.4 – Параметры двигателей
Параметры двигателей | Начальная буква фамилии | |||||||||||
А, Д | Б, Е, Л | В, Г, Я | Ж, З, И, | К, Ю | М, О, Э | Н, П | Р, Т, У, Ф | С, Ч, Ш | Х, Ц, Щ | |||
Двигатель 1 | Рн1, кВт | |||||||||||
Iхх, А | ||||||||||||
DPхх, кВт | 8,2 | 3,2 | 4,1 | 3,75 | 6,7 | 10,1 | 5,6 | |||||
Двигатель 2 | Рн2, кВт | |||||||||||
Iхх, А | 20,4 | 20,4 | ||||||||||
DPхх, кВт | 6,7 | 4,1 | 5,6 | 8,2 | 3,2 | 2,2 | 3,75 | 2,2 | ||||
Таблица 1.5 – Коэффициенты kн1 и kэ
Коэффи-циенты | Последняя цифра номера зачетной книжки | |||||||||
kн1 | 0,73 | 0,7 | 0,68 | 0,65 | 0,63 | 0,6 | 0,58 | 0,55 | 0,53 | 0,5 |
kэ, кВт/квар | 0,13 | 0,14 | 0,15 | 0,06 | 0,07 | 0,08 | 0,09 | 0,1 | 0,11 | 0,12 |
1.2.1 Методические указания к заданию № 2
Если средняя нагрузка электродвигателя составляет менее 45% номинальной мощности, то замена его менее мощным электродвигателем всегда целесообразна и проверки расчетами не требуется. При нагрузке электродвигателя более 70% номинальной мощности можно считать, что замена его нецелесообразна.
При нагрузке электродвигателя в пределах 45-70% номинальной мощности целесообразность их замены должна быть подтверждена уменьшением суммарных потерь активной мощности в электрической системе и в электродвигателе. Эти суммарные потери активной мощности могут быть определены по формуле
(1.4)
где – реактивная мощность, потребляемая электро-двигателем из сети при холостом ходе, квар;
Iхх – ток холостого хода электродвигателя, А;
Uн – номинальное напряжение электродвигателя, В;
– коэффициент нагрузки электродвигателя;
P – средняя нагрузка электродвигателя, кВт;
Pн – номинальная мощность электродвигателя, кВт;
– реактивная мощность электродвигателя при номинальной нагрузке, квар;
hн – к.п.д. электродвигателя при номинальной нагрузке;
tgjн – производная от номинального коэффициента мощности электродвигателя;
kэ – коэффициент повышения потерь;
– потери активной мощности при холостом ходе элктродвигателя, кВт;
– прирост потерь активной мощности в электродвигателе при нагрузке 100%, кВт;
– расчетный коэффициент, зависящий от конструкции электродвигателя и определяемый из выражения .