Исполнительское искусство

особая сфера художественно-творческой дея-
тельности, в к-рой материализуются произведе-
ния «первичного» творчества, записанные оп-
ределенной системой знаков и предназначенных
для перевода в тот или иной конкретный матери-
ал. К И. и. относится творчество актеров и ре-
жиссеров,
воплощающих на сиене, эстраде, цир-
ковой арене, радио, кино, телевидении произве-
дений писателей, драматургов; чтецов, перево-
дящих в живую речь литературные тексты; му-
зыкантов - певцов, инструменталистов, дириже-
ров - озвучивающих сочинения композиторов;
танцоров, воплощающих замыслы хореографов,
композиторов, либреттистов.

ИСТОРИЯ ЗАМЫСЛА, жизненные при-
чины, обстоятельства, события, обусловившие
необходимость в организации данного массового
театрализованного действия. Связь исторических
истоков и личных сегодняшних жизненных уст-
ремлений режиссера, вызвавших потребность в
данном сценарном и режиссерском решении.
(Замысел}.

ИСХО'ДНОЕ СОБЫТИЕ, документальный
факт, историческое или современное событие,
ставшее основой драматургии и смысловой за-
дачи массового театрализованного представле-
ния. При определении И. с. важно учитывать
конкретные жизненные обстоятельства, связан-
ные с местом и временем данного театрализо-
ванного действа и кругом его участников, на к-
рых оно рассчитано.


К

КАБАРЕ' (фр. cabaret, букв. - кабачок), пер-
воначально (с 80-х гг. 19 в. во Франции) импро-
визированные представления в литературно-
художественном кафе с участием поэтов, музы-
кантов, актеров. Лучшие К. стали театрами ми-
ниатюр
(в России «Летучая мышь»), др. - ресто-
ранами с эстрадной программой. Позднее, эст-
радный театр в кафе, своеобразный художест-
венный клуб, поэтический, сатирический, лите-
ратурный.

КАВАЛЬКА'ДА (фр. cavalcade), 1) группа
всадников, едущих вместе. 2) Движение группы
людей празднично-обрядового характера с ис-
пользованием транспорта (свадебная К., цирковая
К.).

КАДР (фр. cadre), 1) фотографический К. -
единичное изображение объекта съемки на фо-
топленке или фотобумаге. 2) Кино К. - снимок на
кинопленке, фиксирующий одну из фаз движения
или статического положения объектов съемки. 3)
Монтажный К - составная часть фильма,
содержащая какой-л. момент действия. (Мон-
таж).
4) Сценарный К. (в постановочном или
режиссерском сценарии) - изложение содержания
и подробное описание снимаемого действия. 5)
Телевизионный К. - изображение, полученное на
экране кинескопа в результате одного полного
цикла телевизионной развертки 6) Отдельный
снимок на кино- или фотопленке, а также от-
дельная сцена из кинофильма. (Киноискусство,
Фотоискусство).

КАЛАМБУР (фр. calembour). игра слов,
оборот речи, шутка, основанная на нарочитой или
невольной двусмысленности, порожденной
омонимией (сходством звучания разнозначащих
слов или словосочетаний) и вызывающая коми-
ческий эффект, напр.: «Осип охрип, а Архип осип»
(скороговорка), «Несусь я точно так; || но
двигаюсь вперед, а ты несешься сидя» (К. Прут-
ков); «по калачу - поколочу» (Пушкин). (Ср. Ре-
приза).

КАНО'Н (< гр. капоп - норма, правило), 1) (В
ИЗО) система стилистических и иконографиче-
ских норм, господствующих в иск-ве какого-л
периода или направления; произведение, служа-
щее нормативным образцом. 5) (В муз.) форма
многоголосья, основанная на строгой имитации -
проведении во всех голосах мелодии, в каждом
последующем голосе вступающей до того, как она
закончилась в предыдущем. Обычно применяется
как эл-т др. форм (напр., в фуге). 6) В театре по
принципу муз. К. может произноситься текст или
строиться мизансцены. (Хор речевой).

"КАПУСТНИК", 1) шуточное юмористиче-
ское пародийное представление на злобу дня
(преимущественно на театральные темы). В до-
революционные годы «К.» обычно устраивались
во время «великого поста»; отсюда названного по
традиционному «великопостному блюду» -



капусте. Т) Самодеятельное комическое пред-
ставление - сиенки на злободневные местные
темы (происходит: от названия веселых актерских
игр вокруг капустного пирога).

КАРМА'НЫ СЦЕ'НЫ, просторные боковые
помещения, находящиеся за пределами сцены-
коробки.
Они служат для хранения декорации
спектаклей театрального репертуара, для разме-
щения накатных плошадок, а также для монти-
ровки оформления для каждой следующей сцены
спектакля, к-рое с помощью специальных при-
способлений
выдвигается на сцену, если необхо-
дима быстрая смена декораций.

КАРНАВА'Л (фр. carnaval, ит. carnevale), 1)
праздничное зрелище, вид массового народного
гулянья с шествиями, театрализованными играми
(Театрализация),
'уличным маскарадом, каваль-
кадами.
Первоначально К. появились в Италии в
13 в. В К. нарушаются (чаще всего переворачи-
ваются, заменяются на противоположные) пра-
вила и нормы обычного поведения, в т- ч. и сло-
весного (отменяются запреты на слова, к-рые в
др. условиях публично употреблять не принято).
Свобода и раскованность поведения, предусмат-
риваемые правилами К., способствуют временной
компенсации, жестких норм социального
поведения, присущих обычной жизни, а в опре-
деленном смысле и социальной интеграции об-
щества. Средством художественной выражения
перевертывания социальных ролей на К. служит
пародийная форма карнавального костюма. К. -
эстетическое действо, характерное для народной
«смеховой», или «неофициальной», культуры
эпохи средневековья и Возрождения, а также для
более поздних эстетических (театральных, цир-
ковых, литературных и др.) форм. 2) В более ши-
роком смысле под К. понимается вся совокуп-
ность явлений смеховой (карнавальной) культу-
ры. (Хэппенинг).

КАРТИ'НА I) произведение живописи в
красках. 2) То же, что кинофильм (Киноиск-во). 3)
Изображение чего-л. в литературном произве-
дении (К. быта). 4) То, что можно видеть, обо-
зревать или представлять себе в конкретных об'
разах
(К. весеннего возрождения, К. праздника).
5) Подразделение акта в драме, в спектакле.

КАТАРСИС, термин введен древнегрече-
скими философами. Глубокое внутр. потрясение,
духовное очищение, к-рые возникают в момент
высокого воздействия произведения иск-ва. Это
главный итог воздействия иск-ва на личность. В
потребности К. проявляется одна из основных
психологических установок личности в отноше-
нии иск-ва. Благодаря К. зритель, слушатель,
читатель от познания чисто внеш. связей подни-
мается до постижения их смысла, сущности.
Собственные переживания воспринимающего
претерпевают как бы перерождение. Художест-
венная система овладевает его мыслями и чувст-
вами, заставляет сострадать и содействовать,
возникает ощущение душевного подъема, про-
светленности. В ' массовом театрализованном


действии эффект К. - это момент личного или
общего духовного потрясения, вызванного орга-
ническим слиянием игрового действия и жиз-
ненного действия,
где выражается глубинный
смысл праздничного действа и оно становится
жизненным событием для его участников.

КАФЕШАНТА'Н (фр. cafe chantant - букв.
кафе с пением), увеселительное заведение в бур-
жуазных странах - кафе с открытой площадкой,
на к-рой исполняются песенки и танцы пошлого,
непристойного характера.

КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО (гр.
kinetikos - приводящий в движение), направление
авангардизма, использующее для создания про-
изведения иск-ва эстетические возможности
движения реальных конструкций, машин и ил-
люзорных изображений, оптических эффектов,
создаваемых средствами кинематографа, TV,
видеокино, лазерами, неоновым или электриче-
ским освещением. К. и. сочетает выразительные
возможности архитектуры, скульптуры, графи-
ки, живописи, киноиск-ва, эксплуатирует игро-
вую функцию эстетического отношения, сход-
ную с эффектом, порождаемым спортом, зре-
лищно-развлекательными формами иск-ва. В
качестве источника движения применяется энер-
гия ветра, воды, солнца, воздуха, электричества


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: