Театрализованное де'йствие

творческая активность людей, выражающих
свои жизненные стремления художественными,
театральными средствами направленная к дос-
тижению жизненной духовной цели.

ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО МАССОВОГО
ДЕ'ЙСТВИЯ РЕЖИССЕР,
Режиссер массового
театрализованного действия.

ТЕКСТ ДИ'КТОРСКИЙ, Дикторский
текст.

ТЕЛЕИСКУ'ССТВО(< гр. tele - вдаль, далеко
и слова "иск-во"), техногенное пространственно-
временное иск-во. обладающее временными
свойствами радиовещания и говорящее
аудиовизуальным языком кино. Т. и киноиск-во
входят в единую экранную художественную сис-
тему, Особенности Т, как и радиовещания -
симультанность, вездесущность и программность
вещания.

Еще на заре зарождения телевидения С.
Эйзенштейн выразил его уникальное свойство как
способность "прямо и непосредственно пере-
сылать миллионам слушателей и зрителей свою
художественную интерпретацию событий в не-
повторимый момент свершения его, в момент
первой, бесконечно волнующей встречи с ним".
Это относится не только к реальным событиям,
но и к событиям художественным, к самому акту
творчества. Выражением телевизионного иск-ва
являются передачи, где материалом художест-
венной образности становится само живое обще-
ние участников между собой и с телезрителем,
где автор (напр., И-Андронников, Э, Радзинский
Э.Рязанов, Л. Филатов и др.) выступает и в роли
режиссера, и импровизатора, и исполнителя, вы-
страивая на экране своеобразный телетеатр ху-
дожественного общения. Т. становится в празд-
ничном действии и телевизионном представле


нии важным способом коммуникации и сильным
выразительным средством.

„Т. бесконечно расширяет аудиторию празд-
ничного действия, передавая его экранный образ
в эфир, и активизирует участников праздника. Т
дает возможность расширить круг общения с
окружающим миром, включать в прямой диалог
людей, находящихся на дальнем расстоянии от
места праздничного действия.

Возможность прямой трансляции и видеоза-
писи жизненных событий, а также укрупнение на
экране фрагментов происходящего праздничного
действия позволяет использовать Т. как сильное
выразительное средство, включать прямые ре-
портажи или видеокадры в художественно-
документальную драматургию театрализованного
представления, тематического концерта. Само
телевизионное экранное действие может стать
основой массового игрового, праздничного об-
щения, охватывающего весь город, регион, всю
страну.•

Постоянно развивающиеся и расширяющиеся
технические возможности телеобщения рождают
новые формы экранного массового действия
(напр., КВН, концертные "телемосты", телема-
рафон).

ТЕЛЕМАРАФО'Н, общественно-художест-
венная акция, имеющая целью привлечь внима-
ние государства и общественности к проблемам
какой-л. социальной группы и помочь ей всеми
доступными способами. Автор замысла - петер-
бургская тележурналистка Тамара Максимова,

Т. отличается от других форм насыщенной
документальностью; экономической помощью
той структуре, ради к-рой "марафон" проводится;
значительной продолжительностью во времени
(диапазон достаточно широк: от 10 до 24 часов
без перерыва для сценического действия); обя-
зательным "живым" эфиром, так как он позволяет
установить с населением оперативную обратную
связь, дает другой нерв, диктует иную степень
ответственности в организации телевизион-но-
сценического действия. Т. тогда ценен, когда
художественно раскрывает личность всех участ-
ников - его главных героев, артистов, вкладчиков.
Т. является средством их самораскрытия.
(Документ, Факт. Герой, Интервью, Художест-
венный образ).

ТЕ'МА (< rp. thema - то, что положено в ос-
нову), 1) предмет описания, изображения, иссле-
дования, обсуждения, разговора и т. д 2) (В иск-
ве) объект изображения, круг жизненных явле-
ний, отражаемых писателем, художником или
композитором и скрепленных воедино авторским
замыслом. 3) (В музыке) построение, состав-
ляющее основу муз. произведения или его разде-
лов. В крупных муз. произведениях могут быть 2
- 3 и более тем. 3) (В музыке) муз. фраза, главный
мотив, к-рый является в муз. произведении
основой для дальнейшего развития. 4) (В театре)
те явления, события, к-рые отображаются драма-
тургом в произведении. Т. является выражением




. национальных особенностей, жизни той или иной
эпохи, отрезка времени. Чаше всего драматурги
описывают то," что они видели сами. 5) (В
театрализованном представлении, празднике)
постановка проблемы, предопределяющая отбор
жизненного материала и характер художественного
повествования. Она порождает обращение к тому
(или другому) сюжету. Т. характеризует
содержательный слой представления (праздника),
сюжет, являясь образной конкретизацией темы. -
характеризует его форму. Т. является одной из
составных частей замысла, отвечает на жизненно
важный вопрос «О чем?», требующий своего
размышления и разрешения.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ВЕ'ЧЕР, вид театрали-
зованного представления (зрелища), отличаю-
щийся общественной значимостью затрагивае-
мых тем, органическим слиянием художествен-
но-образного с документальным материалом и их
драматургической разработкой. {Метод те-
атрализации).

Содержанием Т. в. является общественная
жизнь и быт людей, их напряженный, созида-
тельный труд, чувства и стремления, отраженные
в конкретных проявлениях и событиях, в жиз-
ненных конфликтах, пропаганда достижений
человеческой мысли в сфере экономики, полити-
ки, науки, техники, литературы, иск-ва. Основное
методическое требование к Т. в. - раскрытие
темы через призму конкретного чел-ка, его
мироощущение, эмоции, действия. Многооб-
разны жанры вечеров:

Вечер- хроника, - это обращение к рассказу об
исторических событиях в жизни страны, региона
(республики, города, села, района), социальной
группы, производственного коллектива.

Основной принцип этого вида Т. в - распо-
ложение материала соответственно реальной
жизненной последовательности событий. Цен-
ность таких вечеров - в напоминании о событиях,
к-рые знакомы собравшимся. Но события пред-
стают не как разрозненный набор фактов, а как
непрерывная цепь людских судеб, и сидящие в
зале ощущают себя наследниками и продолжате-
лями традиций, заложенных их предшественни-
ками.

Вечер- портрет рассказывает о судьбе из-
вестного чел-ка (династии, коллектива, бригады,
звена и т. п.) и создает его образ всеми вырази-
тельными средствами.
События, освещаемые
здесь не столь масштабны, но благодаря своей
предельной конкретности, особой теплоте и сер-
дечности подачи материала достигают убеди-
тельности и глубины воздействия. Этот вид по-
зволяет в значительной мере реализовать по-
требность в общении с интересной личностью и
не только показать образ данного чел-ка, но и
раскрыть процесс его становления, т. е. раскрыть
его всесторонне.

Вечер- митинг - наиболее активный вид Т. в.
Тема здесь отличается предельной остротой и
злободневностью. Ему присуща открытая


агитационность, призывность, особая действен-
ность. Среди выразительных средств преоблада-
ют прямое обращение в зал, яркий, эмоциональ-
ный рассказ очевидца событий, широкое исполь-
зование кинохроники. На них нередко принима-
ются резолюции, обращения, письма; использу-
ются массовое исполнение песен, коллективные
клятвы, скандирование лозунгов! шествия через
зал. Все выступления носят пафосно-метинговый
характер.

Вечер-р а с с к а з отличается спокойной по-
вествовательной формой. Характерной чертой
является развернутое изложение темы, обилие
фактов, наблюдений, информации. Чаше всего
такие вечера в свободной образно-
документальной форме раскрывают такие поня-
тия, как героизм, патриотизм, интернационализм,
воинский долг, гуманизм. Здесь нет привязки к
конкретной жизненной судьбе, строго опреде-
ленным историческим событиям. Его цель -
глубже вникнуть в суть нашей жизни.

Вечер- р е п о'р т а ж объединяет единой те-
мой короткие выступления непосредственных
свидетелей и участников тех или иных событий
прошлого и настоящего. Особая оперативность,
злободневность, публицистичность, докумен-
тальность предъявляют особые требования к ве-
дущему.
Часто такие вечера ведут журналисты.

Вечер- ритуал содержит эл-ты торжест-
венного акта. Такие вечера связаны с важней-
шими событиями в жизни чел-ка, к-рые означают
существенные перемены в гражданском, полити-
ческом и социальном состоянии личности. Они
вбирают в себя многие эл-ты старинных обрядов
и в связи с этим имеют глубокую традиционную
основу. Помимо официального ритуального акта
(вручение паспорта, студенческого билета,
приема в скауты и т. п.) этот вид вечеров всегда
включает в себя ряд традиционных действий, в к-
рых «виновники торжества» и присутствующие
на нем проявляют свое отношение к проис-
ходящему Эти действия позволяют красиво и
впечатляюще выразить торжественное обяза-
тельство, добрые пожелания, благодарность,
признательность. Многие из этих действий пере-
дают большие идеи и глубокие чувства лучше и
выразительней, чем любое другое средство. (06-
ряд. Ритуал).

Вечер- интервью предполагает возможность
постановки и открытого обсуждения острых-
вопросов, широкого обмена мнениями, важность
и злободневность тематики, участие местных
руководящих кадров. Основная роль здесь
принадлежит ведущему, к-рый «избирает» лицо,
и обращается к нему от имени всех присутст-
вующих, комментирует его выступление и под-
водил" итог. Художественно-зрелищные эл-ты
используются в качестве "художественных про-
кладок" для заполнения пауз. (Интервью).

Вечер- диспут близко стоит к вечеру-
интервью. Но его основное содержание - про-
блемы воспитания подрастающего поколения. От



участников вечера требуется уметь не только
высказать, но и отстоять свою точку зрения на
затрагиваемые вопросы.

В основу вышеназванных жанров положены
различные виды человеческой деятельности. Идя
по этому пути, режиссеры могут преумножить
жанровое многообразие Т. в. (Метод театрали-
зации, Сценарный ход. Режиссерский ход. Прие-
мы активизации),

ТЕМП (ит. tempo, < лат. tempus - время), 1)
степень быстроты движения, осуществления,
интенсивность развития чего-л., в исполнении
чего-л., какого-н. дела, задания. 2) (В физических
упражнениях) определенная частота повторения
выполненных многократно движений (напр.,
шагов при ходьбе); 3) (Муз.) скорость следования
метрических счетных единиц; основной Т. (в
порядке возрастания): лагро, ленто, адажио
(медленные Т.); анданте, модерато (умеренные
Т.); аллегро, виво, престо (быстрые Т.); некото-
рые жанры (марш, вальс) характеризуются опре-
деленным Т.; для точного измерения Т. служит
метроном; 4) (В театре) течение выступления
артиста во времени (быстро-медленно) относится
к внешнему проявлению сквозного действия.

ТЕ'МПО - РИТМ. сочетание ритма (напря-
женности шульса, внутренней интенсивности
постановки) и темпа (внеш. проявления хода
сквозного действия), к-рые могут либо совпадать.
либо резко контрастировать друг с другом.

Т.-р. театрализованного представления - со-
четание взаимодействия внутренней и внешней
динамики исполнения и сочетание номеров и
эпизодов.

В верном Т.-р. представления заложен успех
его восприятия как единого непрерывно и стре-
мительно развивающегося действия, идущего как
бы на одном дыхании. Современные режиссеры
чаше всего используют синкопированное
построение Т.-р. (при непременном соблюдении
закона его нарастания). Т. е. такое чередование и
сочетание номеров, к-рое приводит к резкой,
контрастной смене (переакцентировке) ритмов.
Сочетание темпо-ритмов - одно из действенных
выразительных средств, позволяющих реж-ру
наиболее точно и ярко выявить через динамику
развития эпизода его главную мысль.

ТЕНЕВО'Й ТЕАТР, Театр теней.

ТЕ'ХНИКА СЦЕ'НЫ, (гр. technike - искусная
< idchne •• иск-во, мастерство), совокупность
средств, устройств, приспособлений (2) для об-
служивания сценического зрелища. К Т.е. отно-
сится архитектурное устройство сцены-коробки.
ее оборудование, а также технические приспо-
собления, к-рые иногда изготавливаются специ-
ально для конкретной постановки. У театральной
техники есть и другая функция - создание сцени-
ческих эффектов,
необходимых по ходу дейст-
вия.

ТОЛПЫ, МИЗАНСЦЕ'НЫ, Мизансцены
толпы.


ТРАГЕ'ДИЯ (< гр. tragodia), вид драмы,
проникнутый пафосом трагического. Основу Т.
составляют острые общественные конфликты,
коренные проблемы человеческого бытия,
столкновения личности с судьбой, обществом,
миром, выражающийся в напряженной форме
борьбы сильных характеров и страстей. Трагиче-
ская коллизия разрешается обычно гибелью
главного героя. Классикой жанра стала Т. Древ-
ней Греции (Эсхил, Софокл, Еврипид), Возрож-
дения и барокко (У. Шекспир, Ж. Расин). Начи-
ная с 18 в. и особенно в драматургии реализма
жанр утрачивает строгость; Т. сближается с
драмой (как видом); возникают промежуточные
жанры, напр.: "мещанская Т." (Ф. Шиллер), тра-
гическая драма (Г. Кленст. В. Гюго), историче-
ская драма (А. С. Пушкин, А. К. Толстой), ге-
роическая драма (Вс. Вишневский); с конца 19 в.
становится актуальной трагикомедия.

ТРАГИКОМ Е'ДИЯ, драматическое произ-
ведение, обладающее признаками как комедии,
так и трагедии. В Т. лежит ощущение относи-
тельности существующих критериев жизни; одно
и то же явление драматург видит в комическом и
трагическом освещении. Характерна дня драма-
тургии 20 в. ("Шесть персонажей в поисках ав-
тора" Л. Пиранделло).

ТРАГИЧЕСКОЕ, философско- эстетическая
категория, характеризующая неразрешимый об-
щественно-исторический конфликт, разворачи-
вающийся в процессе свободного действия челка
и сопровождающийся его страданием, гибелью.
Т. неотделимо от идеи достоинства и величия
чел-ка. проявляющихся в самом его страдании,
предмет специфического вида драмы - трагедии.

ТРАДИ'ЦИЯ (< лат. traditio - передача), эл-
ты социального и культурного наследия, пере-
дающиеся от поколения к поколению и сохра-
няющиеся в определенных обществах, классах и
социальных группах в течение длительного вре-
мени. В качестве Т. выступают определенные
общественные установления, нормы поведения,
ценности, обычаи, обряды и т. д. Те или иные Т.
действуют в любом обществе и во всех областях
общественной жизни. Наиболее распространены
Т в религии. Реакционные Т. служат сохранению
отживших общественных и культурных форм,
прогрессивные - способствуют развитию
творческих начал в общественных отношениях и
культуре.

ТРАНСПОРТ (< лат. transportare - перено-
сить, перемещать, перевозить), нетрадиционное
выразительное средство массового театрализо-
ванного представления. В постановках могут
участвовать легковые и грузовые автомобили,
трактора и танки, машины-амфибии и броне-
транспортеры, молоковозы, цементовозы, сель-
скохозяйственная техники (веялки, сеялки, жней-
ки, комбайны и др.), велосипеды и мотоциклы,
самолеты и вертолеты, катера и глиссеры,
шлюпки и яхты, пароходы и теплоходы, сухо-



путные и плавучие подъемные краны, метеозонды
и воздушные шары и т. д. В Петрограде в 19-20-м
гг проходили "трамвайные" шествия. На одном из
массовых представлений, проводившемся в
ночное время, использовались иллюми-
нированные электрокары. А. П. Конников поста-
вил хоровод - "Мотоберезка" на празднике "Рус-
ской зимы" в Лужниках, смонтировав на мото-
циклах высокие "гнезда" и поместив туда девушек
в полушубках, расписные полы к-рых накрывали
всю конструкцию вместе с мотоциклом.
Транспортные средства могут «заговорить», стать
«действующими лицами». Т. является очень
удобной самодвижущейся декорацией,

сценической площадкой.

ТРАНСФОРМАЦИЯ (лат. transforniatio
преобразование, превращение), в театре, цирке и
на эстраде прием основанный на быстром изме-
нении актером своего внеш. облика. (Ср., Пере-
воплощение}.
В театрализованных представлени-
ях часто используются Т. костюмов, реквизита,

ТРЕТИЙ ПЛАН, один из дальних планов,
поперечная доля сценической площадки, распо-
лагающаяся в глубине за вторым (сценическим)
пианом.
Т. п. соответствует общему плану в
кино. Нюансы игры, глаза - зеркало души актера
- тут разглядеть трудно. Но при этом взгляд зри-
теля охватывает все или большую часть сцениче-
ского пространства.
Т. п. - раздолье для худож-
ника
и режиссера, чтобы «поиграть» рельефом
сцены.

ТРЕХЧЛЕ'ННОСТЬ, по определению М.
Чехова, основное качество композиции целого.
Начало переживается как зерно, из к-рого
развивается растение, конец - как созревший
плод и середина - как процесс превращения зерна
в зрелое растение. Каждая из этих частей имеет
свою задачу и свой специфический характер в
композиции целого.

ТРОП (гр. tropos - поворот, оборот речи),
слово или меткое выражение, употребляемое в
переносном, иносказательном смысле (перенос
названия с традиционно обозначаемого предмета
или явления на др., связанных какими-то смы-
словыми отношениями с первым) для достиже-
ния большей выразительности. К Т, относятся
. метафора, эпитет, аллегория, олицетворение,
сравнение, символ, гипербола и др. В театраль-
ном иск-ве Т. выступает как синоним художест-
венного приема.

ТРУАКАТ, Полуфас.

ТРУППА (нем. Тшрре), актерский состав
драматического, оперного, опереточного и др.
театров.

ТРЮК (фр. true), 1) ловкий, эффектный при-
ем;
искусный, сложный маневр; 2) (В цирке) од-
но из главных выразительных средств, отдель-
ный законченный фрагмент любого циркового
номера, даже если Т. самый обыкновенный по
технике и кратковременный по выполнению, он
вполне самостоятельный и в себе замкнутый. Т.
является простейшим возбудителем реакгцш,


действующей на зрителя таким реально выпол-
няемым разрешением задания, к-рое лежит вне
обычного круга представления и кажется нераз-
решимым. Т. включает в себя необычность, ало-
гизм. 3) (На эстраде) Т. - язык оригинального
жанра,
средство его выражения. С его помощью
создается эстрадное произведение - в этом его
существенное отличие от спорта, где демонст-
рация самого Т., техническая виртуозность ис-
полнения является конечной целью выступления
спортсмена. Т. - не самоцель, а краска, особый
язык, строительный материал, которым создается
произведение. Любой Т. можно рассматривать
как художественную метафору. Аттракцион.
Монтаж' аттракционов).

УЛИЦА, в населенных пунктах: два ряда
домов и пространство между ними для прохода и
проезда, а также само это пространство. Празд-
ники, проводимые на улице - это форма театра
под открытым небом.
Праздники могут быть
тематически не связаны с данной У. и, наоборот,
посвящены конкретной У. В первом случае У.
является просто местом проведения праздника.
Во втором - У. становится реальным героем
(напр., праздник ул. А. П. Чехова, Моховой, Нев-
ского проспекта). Содержание праздника У. от-
ражает ее историю, архитектурные памятники,
дома, людей, к-рые в них работали и жили когда-
то, работают и живут сегодня.

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ (<: лат. universal -
всеобщий), разносторонность, владение всеми
частными специальностями в свое профессии.
Владение многими профессиональными навыка-
ми, нахождение «на стыке» нескольких видов
иск-ва - важное сценическое качество эстрадного
исполнителя. Этим он и развлекает, и увлекает
публику, вызывая у нее положительные эмоции
не только содержанием исполняемого произве-
дения, но и своей «У.».

УНИФОТТМА (фр. uniforme), l) форма, при-
веденная к единообразию (унификации) (напр..
форменная одежда военных, учащихся и т. п.) 2)
(В цирке) одетый в специальные одежды перег-
нал, обслуживающий арену во время представ-
лений.

У. может быть достаточно ярким вырази-
тельным средством
в некоторых театрализован-
ных представлениях. Напр., У. активно исполь-
зовалась агиттеатрами «синей блузы». В массо-
вых театрализованных представлениях, чтобы
избежать эклектики.в костюмах, режиссеры
прибегают к У. (парадной пионерской форме,
форме бойцов студенческих строительных отря-
дов, к трико, военной и спортивной формам, ра-
бочей спецодежде и т. п.). Однако такой прием
использования костюма именно в массовых
представлениях ведет к однообразию, унылому



фону, отсутствию ярких цветовых пятен. (Аксес-
суар).

УПРАЖНЕНИЕ, повторное выполнение ка-
кого-л. задания, действия с целью его совершен-
ствования, усвоения. В театрализованных пред-
ставлениях на стадионе У. являются выразитель-
ным средством в построении массовых сцен. Ис-
пользуются У. с индивидуальными предметами
(напр., шарф, лента, мяч) или с групповыми
предметами (напр., лестница, шест, круг). Свою
специфику имееют У. вольные, поточные, пира-
мидковые и проч. (Графический метод. Фото-
макетный метод. Прием обратного действия,
Прием прямого действия. Прием возврата к ис-
ходному положению.)

УСЛОВНОСТЬ, воображаемый, несущест-
вующий или символический (напр., условная
линия, условная декорация, условная игра). У. -
одно из существенных свойств иск-ва, подчерки-
вающее отличие художественного произведения
от воспроизводимой в них реальности. Эстетиче-
ский эффект У. возникает благодаря наличию и
сознательному разведению таких полюсов об-
разно-творческих противоречий, как «сходство» и
«несходство», видимость и сущность, чувст-
венное и мыслимое, объективное и субъективное.
Отнюдь не порывая с реальностью, художе-
ственная У. помогает выразить ее сущность, делая
ее наглядно, чувственно воспринимаемой,
достигая высокой степени художественной прав-
ды. В этих целях используется видоизменение
природной формы изображаемых явлений и
предметов, нарушение временны'х и пространст-
венных связей, доступных непосредственному
наблюдению, одушевление вещного и овеществ-
ление живого и т. п. (Условный театр).

УСЛОВНОСТИ МЕТА, Мера условности.

УСЛОВНЫЙ ТЕА'ТР, тип театра, в к-ром
режиссер стремится привлечь внимание зрителя
открытием новых граней и черт характера героя,
мастерство актера яркими и неожиданными
средствами сценической выразительности. Про-
исходящее в этом случае сотворчество, как вид
восприятия, основано на восполнении
воображение.^ зрителя пробелов или сознательно
организованных разрывов между логически-
последовательным бытием персонажа в событии.
Зрителя поражает и вызывает восторг вымысел и
заразительность, необычность сценического
действия, пластика актера,. мизансцена, свет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: