Новые религиозные движения

Проблема новых религиозных движений имеет два измерения — массо­вой культуры и, собственно, религиоведческий. В массовом сознании НРД больше известны как "секты" со всеми закрепившимися пежоративными коннотациями. С другой стороны, в религиоведении термин "секта" исполь­зуется в специфическом значении группы, принадлежащей к более широкому направлению, но имеющей несколько отличные догматы.

"Секта" не является юридическим термином. Законодательство опери­рует понятиями "религиозная организация" и "религиозная группа". Поэтому я против этого неясного термина, "тоталитарная cекта", ставшего социаль­ным оружием в руках заинтересованных групп. Достаточно указать на опре­деленную группу как тоталитарная секта, чтобы сформировать определенное отношение со стороны общества. Конечно, нельзя говорить, что ни от каких групп нельзя ожидать ничего плохого. Однако в равной степени, а, воз­можно, и в еще большей степени можно ждать плохого и от политических партий, рок-групп, казино и пр. Однако, мы не можем запретить все, что по­тенциально опасно. Для расследования преступлений cуществует уголовный кодекс, ОВД, судебные инстанции т.д.

С этой же точки зрения, термин "деструктивная секта" ни в коей мере не передает сущность проблемы, так как заранее настраивает на том, что рели­гиозные группы разрушают человека, в то время как это не является сутью их практики. Если уж говорить о религиозной социализации в целом как о дест­руктивной, то тогда и «старые» религии не смогут избежать этого обвинения.

Часто информация об угрозе со стороны НРД исходит о СМИ, для кото­рых требуется «жареное», повышающая на них спрос. Им нужны возбуж­дающие, пугающие истории, секс, убийства. Рассказ о том, как член Церкви объединения защитил диссертацию не будет привлекателен для подачи. СМИ слишком дорожат временем своих покупателей, чтобы дать им полноту об­зора. В результате из клиповых сюжетов создается фоторобот "врага народа", секты, которая либо занимается сексуальными извращениями, либо приносит в жертву младенцев.

Таким образом, социальная политика в отношении НРД должна осуще­ствляться на принципе: никто не должен быть судим за веру, им исповедуе­мую, а лишь за совершаемые поступки. Нет необходимости чтобы проблемой НРД занимались специальные службы. Мировой опыт показывает, что боль­шинство таких «консультационных групп» представляет интересы историче­ских форм религий на определенной территории. Если и нужна характери­стика какой-то НРД, то для такой оценки более объективным будет привле­чение светских исследователей, преподавателей, специализирующихся на ре­лигиоведении. В том случае, если НРД получает юридический статус, то в таком случае она становится подотчетной местному юридическому отделу по общественных и религиозным организациям. В случае, если деятельность ре­лигиозной группы носит криминальный характер, то она попадает в юрис­дикцию уголовной милиции. Часто дело здесь обстоит не с преступлениями самого религиозного движения, а с правонарушениями отдельных предста­вителей, исповедующих ту или иную религию. В этом случае неуместно го­ворить о том, что религиозная организация представляет собой угрозу для общества. Таким образом, человек, исповедующий НРД остается в той сте­пени свободным, насколько он (она) может покинуть это движение, а обви­нения в контроле над сознанием (неустанное внимание, чувство вины) не представляются ясными для юридической практики.

План


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: