Эвристический метод основан на логике, здравом смысле и опыте, при которых выявляется новая существенная информация. Он основан на работах Сократа (др.-греч. философ, 470—399 до н. э.) извлекать скрытую в человеке информацию с помощью искусных наводящих вопросов.
Эвристический метод (майевтика) представляет проверенные веками способы нахождения и реализации различных решений путем общения, закулисных переговоров, обмана, обещаний, логических ухищрений, запугивания и т. д. Не случайно многие бизнесмены предпочитают проводить переговоры в ресторане, на лоне природы, за пределами своей страны.
Часто правильное решение приходит руководителю не на рабочем месте, а на какой-нибудь тусовке, в салоне самолета или корабля. Когда человек восклицает «Нашел решение» — это и есть результат явного или неявного использования эвристического метода.
Метод используется при текущей недоступности или отсутствии условий для использования формализованных методов разработки решений для УКР. Разработка решений для нетиповых, творческих задач, довольно трудное занятие. И таких задач встречается довольно много. Это связано с новыми условиями, в которые попадает человек или коллектив, особенностями конкурентной борьбы. Обычно такие задачи решаются постепенно путем обсуждения, концентрации идей, развития новых подходов и стимулирования мышления. Не случайно собрания, заседания, летучки, планерки и другие формы проведения обсуждения новых проблем и разработки решений прочно вошли в практику работы руководителей. На таких мероприятиях руководители и специалисты принимают такие эффективные решения, которые не под силу одному даже очень умному человеку. Подавляющее большинство открытий и изобретений, рекламных текстов и изображений сделано при коллективном обсуждении или с его подачи.
Существует около тридцати наборов приемов, входящих в состав эвристического метода. Приведем один из этих наборов:
• обобщение задачи;
• конкретизация задачи;
• формулирование обратной задачи;
• включение в другую структуру;
• критика очевидных решений;
• придумывание условий для получения качества или эффективности;
• движение от конца к началу;
сближение ситуации и цели;
• формализация текста в модель;
• использование сходных задач;
• рассмотрение с различных сторон;
• анализ выполнения условий;
• анализ конфликта;
• выдвижение любых идей;
• переструктурирование компании или технологии.
Рассмотрим вкратце содержание приемов эвристического метода на
примере фрагмента создания обложки для нового издания в 2002 г. книги Г. Картера «Эффективная реклама». Книга описывает практические приемы формирования рекламного бизнеса и предназначена для специалистов среднего уровня профессионального образования.
Пример
Задание дизайнеру рекламного агентства. Разработать вариант оформления обложки книги Г. Картера «Эффективная реклама».
Выполнение задания по схеме: описание приема — действия дизайнера.
Обобщение задачи. При получении задания (задачи) для выполнения желательно мысленно его расширить на большую территорию, количество параметров или людей, стоимость и т.д. Часто это обобщение наталкивает исполнителя на совершенно новое решение, более эффективное.
Действия дизайнера. Этот прием требует от дизайнера посмотреть на задание, не ограничивая себя рамками одной обложки книги. Этот взгляд может расшириться:
• до интерьера книжного шкафа, где будет находиться книга;
• до стола генерального директора рекламного агентства, где эта книга будет постоянно использоваться как справочник;
•до портфеля студента, который будет брать книгу только на экзамен. Возможно, это будет смешанный вариант.
При первом варианте основное внимание необходимо уделить корешку книги, т.к. именно изображение корешка должно привлечь внимание человека. При втором варианте дизайн обложки должен гармонировать интерьером типового директорского кабинета. При третьем варианте необходим упрощенный подход к оформлению обложки.
Дизайнер выбрал первый вариант обобщения: книга будет находиться на книжной полке корешком к покупателю.
Конкретизация задачи — это дополнительное наполнение ее новыми сведениями, улучшающими понимание сути задания после обобщения задания и выбора необходимого варианта.
Действия дизайнера. Дизайнер предложил издателю выпустить книгу такого формата, чтобы ее корешок оказался как можно шире: хотя бы
13—15 мм и длиной 200—210 мм. Такой размер корешка книги позволяет найти приемлемые оформительские решения.
Формулирование обратной задачи заключается в том, чтобы не давать данное задание дизайнеру и ограничиться простым текстом названия и фамилии автора. Возможно, эта задача окажется лучше и дешевле прямой.
Действительно, если проведена хорошая рекламная кампания и актуальность рассматриваемой в книге темы высока, то затраты на дизайн обложки будут неоправданными. В противном случае прямая задача продолжает оставаться как основная.
Включение в другую структуру означает переложение выполнения задачи на другие структуры или деятельность.
Действия дизайнера. Дизайнер может предложить включить текст книги в состав большого сборника или энциклопедии по рекламе. При этом обложка сборника или энциклопедии будет общей для всех включенных в нее работ.
Критика очевидных решений заключается в том, что первое решение, которое приходит в голову специалиста или руководителя, является не самым лучшим. Обычно первое решение не следует принимать всерьез. Первое решение дизайнера наверняка будет связано с изображением на обложке какой-либо рекламы, светящегося панно на фоне ночного города и др.
Действия дизайнера. Дизайнер должен сразу же отогнать от себя эту мысль. Изображение рекламы на обложке напоминает известное выражение «Масло — масляное». Необходимо найти элементы, составляющие гармонию с названием книги.
Придумывание условий для получения качества или эффективности — это выявление и фиксирование явных и неявных условий качественного и эффективного выполнения задания. Перечень сформированных условий понадобится в дальнейшем для проверки их реального выполнения.
Действия дизайнера. Дизайнер может сформировать следующие условия:
• оформление книги производится в мягком пленочном переплете, т. к-
на пленочном корешке легче реализовать креативную идею;
• все стороны обложки должны воплотить одну идею оформления;
• автор книги не вмешивается в процесс создания идеи оформления;
• фамилия дизайнера вносится в служебную часть книги наряду с
ФИО редактора, корректора и др.
Движение от конца к началу — предполагает оценку конечного состояния результата выполненного решения. Если предполагаемый результат отрицательный, то нет необходимости выполнять всю цепочку решений. Если предполагаемый результат положительный, то надо активизировать дальнейшие приемы эвристического метода.
Предположим, что книга ГКартера с обложкой (пока неизвестно какой) издана в 2002 г. Может ли что-либо помешать ее распространению-
Книга относится к постоянно развивающемуся рекламному бизнесу, поэтому спрос на нее наверняка будет и поэтому можно возвратиться в начало этого задания.
... Действия дизайнера. Дизайнер должен продумать основные временные и ресурсные этапы движения к этому успешному концу, используя программно-целевой метод.
Сближение ситуации и цели — это стремление уменьшить проблему. Учитывая, что проблема вычисляется как разность между величиной цели и соответствующей ей ситуации, необходимо изменять ситуацию относительно цели. В данном приеме очень важно иметь сформулированную цель, а ситуация всегда перед глазами.
, Действия дизайнера. Дизайнер должен постепенно по выработанной программе начинать подготовку к выполнению задания. Это касается программного обеспечения, места работы, бумаги и др. Таким образом, начинается технологическое движение в сторону выполнения задания, и ситуация будет изменяться в сторону цели.
Формализация текста в модель — это попытка увидеть приграничные с текстом задания области, для того чтобы учесть возможные ближние возмущающие воздействия как положительного, так и отрицательного характера. Всякий текст отражает события на некотором ограниченном участке.
Любая обложка должна быть органично вписана в идею книги и способствовать ее продаже. Обложка — первое, что видит потенциальный покупатель, — это одёжка книги. По содержимому ее берут или с ней расстаются.
Действия дизайнера. Дизайнер может составить зависимость между творческими и материальными затратами на обложку, уровнем содержания книги и возможным спросом (рис. 4.16).
Таким образом, лучшую обложку следует делать на книгу со средним ценности текста. Плохой текст книги не сможет спасти хоровая обложка.
Книга Г. Картера в 2002 г. уже не будет таким бестселлером как в 1991 г., литературы по рекламе практически не было. Таким образом, она
попадает в категорию книг со средним уровнем ценности, и поэтому для нее нужна хорошая обложка.
Использование сходных задач — это поиск уже реализованных аналогий, имеющих хороший результат. Такие аналогии могут быть в различных сферах деятельности.
Действия дизайнера. Дизайнер должен посмотреть обложки книг по рекламе, особенно тех, которые пользуются наибольшим спросом, например, книгу О. Феофанова «Реклама: новые технологии в России», — С-Пб: «Питер», 2000 — 384 с.
Идея обложки может быть позаимствована из журналов, каталогов, выставочных изданий. Возможно, какая-то обложка послужит отправной точкой для выполнения задания. В любом случае дизайнер должен создавать альбом оригинальных текстов, рисунков, дизайна.
Рассмотрение с различных сторон позволяет учесть интересы и потребности заинтересованных в разрешении задачи лиц. Это касается экономической, организационной, психологической и других сторон. Обычно лучшие результаты получаются не от самого хорошего решения, а от самого приемлемого для всех участников рекламного процесса.
Действия дизайнера. Дизайнер должен определить типаж покупателя, его вкусы и экономические возможности. Возможно, что наибольшее количество покупателей будет среди студентов и молодых рекламистов. Поэтому тематика обложки в большей мере должна отражать молодежную тематику: спорт, развлечения, искусство, научные и творческие достижения. Кроме того, для удешевления книги, возможно, придется сделать обложку не из пленки, а из бумаги.
Анализ выполнения условий является логическим продолжением приема «Придумывание условий для получения качества или эффективности» и заключается в том, что если не все условия выполняются, то необходимо найти причины, проанализировать их и предложить варианты решений относительно соблюдения условий.
Действия дизайнера. Дизайнер должен еще раз проверить согласованность ранее выдвинутых условий с выполнением последующих приемов эвристических методов. Учитывая, что обложка делается для книги со средним уровнем ценности, все же необходимо обложку делать из пленки, хотя это и сделает книгу более дорогой. Остальные условия остаются без изменений и являются выполнимыми.
Анализ конфликта относится к социально-психологической стороне эвристических методов. Любое решение, принимаемое среди и для людей, имеет отрицательные последствия различного уровня. Поэтому конфликты неизбежны. Конфликты с автором, конфликты с каким-либо читателем, конфликты с коллегой-дизайнером по поводу оформления обложки. И к этому необходимо заранее готовиться.
Действия дизайнера. Дизайнер должен заранее приготовить оправдательные аргументы для возможных критиков и недоброжелателей. Основной набор таких аргументов обычно постоянен. К их числу относятся, например, следующие аргументы:
• в типографии все испортили;
• обложку поставили не на ту книгу;
•дизайнером больше не работаю;
• спонсоры заставили;
• если можешь сделать лучше — покажи;
• «и на старуху бывает проруха».
Выдвижение любых идей состоит в реализации творческой части за счет обдумывания вариантов выполнения задания. Дело в том, что после детального обсуждения действий по предыдущим приемам наступает общее облегчение от выполненной работы и раскрепощение. Теперь каждая идея формирования обложки подсознательно будет проходить фильтр предыдущих приемов эвристического метода.
Дизайнер должен погрузиться в творческий процесс создания идеи оформления обложки. Творчество трудно формализуемый процесс. Известный автор сценической теории К.С. Станиславский (1863—1938) писал: «В тот момент, когда станет возможным втиснуть наше искусство в узкие, скучные и прямолинейные рамки грамматики или учебника, придется признать, что наше искусство перестало существовать». Однако можно с большой уверенностью гарантировать, что если креативная идея придет к дизайнеру, то она будет соответствовать всем ранее принятым рекомендациям эвристического метода.
Переструктурирование заключается в том, что полученное решение может потребовать реформирования, переструктуризации или даже ликвидации того процесса, на который выдавалось задание.
Действия дизайнера. В зависимости от содержания обложки дизайнер может предложить автору поменять местами материал книги для создания гармонии всего издания или даже провести новую редакцию материала.
P. S. Имеется аналогичный случай, когда штатный редактор издательства, поработав с книгой, предлагал автору существенно изменить структуру, объем и даже содержание текста.
4.7. Метод сценариев
Любому человеку свойственно мысленно, представлять себе возможные варианты развития важных для него процессов. Это реализует--я в мечтаниях, грезах, построении «воздушных замков». Получив задание на рекламу, дизайнер также предается мечтаниям. Этому процессу свойственны гиперболизация, идеализация и обобщение.
Известное изречение В. И. Ленина по поводу механизма диалектического развития: «От живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике», дает обоснование для использования в качестве нового метода естественную склонность человека выстраивать для себя некоторую цепочку действий — сценарий.
Сценарий (по литературной версии) — это краткое изложение содержания пьесы, сюжетная схема, по которой создаются спектакли.
Метод сценариев — это совокупность приемов изложения каких-либо реальных или вымышленных событий и действий. Данный метод сопровождает события и проблемы от момента зарождения до момента их разрешения. Метод опирается на силу воздействия художественного слова, заинтересованность, эмоции и менталитет человека. Профессионально сценарии реализуются в театрах, концертных залах, при проведении многочисленных собраний, при организации предвыборных кампаний и др.
Упрощенный вариант сценария используется и в бизнес-плане. Обычно бизнес-план представляет две переплетенные между собой части: расчетную и популистскую. В расчетной части приводятся скучные, но необходимые численные или графические обоснования выбранной стратегии развития компании, а в популистской — текст этого развития в понятной и эмоциональной форме. Часто именно популистская часть и составляет мнение потенциальных инвесторов или клиентов о состоянии и перспективах компании.
Для метода сценариев необходимо иметь (рис. 4.17):
Рис. 4.17. Основные составляющие метода сценариев Структурно текст сценария относится к обычным литературный сценариям с прологом, основной частью и эпилогом (рис. 4.18). |
• обоснование актуальности рассматриваемых событий или полученного задания;
• полный набор сведений о цели, имеющейся ситуации, характере
проблемы и перечня причин, вызвавших данную проблему;
• текст сценария;
• социально-психологические методы воздействия;
• организационные методы разрешения проблем;
• специалистов по формированию литературных сценариев на производственные нужды.
Пролог (введение)
Основная часть
Эпилог (заключение)
Рис. 4,18. Типовой вид сценария
В прологе (2-3 страницы) очерчивается ретроспектива рассматриваемой проблемы.
В основной части (20-30 страниц) описывается набор волнующих работников ситуаций, имеющихся и назреваемых проблем, противоречий и конфликтов, эффектных решений.
В эпилоге (2—3 страницы) разрешаются конфликты, отношения сводятся к счастливому концу (happy end), приводятся назидательные советы и намеки.
Метод может быть рассчитан на индивидуальное или коллективное использование. При индивидуальном использовании основная тяжесть составления сценария ложится на исполнителя задания. При коллективном использовании предусматривается проведение совещаний в форме репетиций. Количество репетиций ограничивается временем и ресурсами. Обычно оно находится в диапазоне 4—8.
Метод сценариев может использоваться как для управленческой деятельности в компании, так и для производственной рекламной деятельности.
Сценарии всех процедур по сути представляют прогнозы хода выполнения задания. Роль зрителей могут играть представители фокус-группы, руководство компании или даже сам разработчик рекламы.
Метод сценария реализуется следующим образом:
1. Руководитель составляет техническое задание на выполнение задания. В него входит:
• подробное описание задания: цели существующей ситуации, проблемы и их актуальность;
• перечень методов согласования потребностей и интересов между
участниками выполнения задания;
• общие концепции решения проблемы.
2. Работнику компании или привлеченному специалисту по формированию литературного сценария выдается техническое задание и по
ручается составить текст сценария выполнения задания. Сценарий
Должен включать:
• возможные результаты от реализации предложенных решений;
• предполагаемые реакции на эти результаты заинтересованных специалистов и потребителей решения.
• Текст сценария рассылается для прочтения всем работникам, которые на разных стадиях должны принять участие в разработке и реализации решения.
4. Созывается совещание по обсуждению сценария. Возможны три варианта результатов обсуждения:
• одобрение текста сценария и утверждение технологии разработки и
реализации решения;
• внесение в него корректив, утверждение технологии разработки и
реализации решения;
• очевидное несогласие и переделка текста сценария.
5. Вырабатывается окончательный текст сценария для ориентировки
всех участников в ходе процесса выполнения задания.
Основная часть сценария (сюжет) должна включать содержательную часть и количественные параметры. В содержательную часть (рис. 4.19) рекомендуется включать четыре составляющие: завязку событий, конфликт, развязку событий и оптимистичные результаты.
Завязка содержит следующие блоки информации:
• история развития объекта управления;
• ситуация, приведшая к необходимости выполнения задания;
• цель, вытекающая из инициирующей ситуации;
• действующие лица, прямо или опосредованно участвующие в вы
полнении задания;
• перечень возникающих технических и социальных проблем;
• характер противоречий между основными действующими лицами.
Конфликт может включать один или несколько возможных переходов:
• технологический, перерастающий в психологический;
• социальный, перерастающий в межличностный;
• технологический, перерастающий в межличностный.
Развязка содержит блоки решений:
• по разрешению социально-психологических, а затем и технологических проблем;
• по разрешению межличностных, а затем социальных и технологических проблем.
Количественная информация должна составлять примерно 30% объема сценария. Существенное преобладание количественной информации (более 40%) снижает эмоциональное воздействие сценария на участников выполнения задания. А ее недостаток снижает доказательную ценность сценария.
Метод сценариев может быть эффективным для следующих заданий и контингентов работников:
• для особо творческих процессов, в которых может оказаться полез
ной аналогия, ассоциация и интуиция, связанные с решением сторонних задач;
• для типовых процессов или явлений, в которых имеются элементы
неожиданности или новизны;
• для обучения рекламному ремеслу новых работников;
• для выполнения заданий с привлечением большой группы людей
или компаний (для нескольких сотен человек или компаний);
I для исполнителей, имеющих разные менталитет, вероисповедание, жизненные ценности (наглядность метода сценария в значительной мере объединяет оценки людей);
I для пессимистов или враждебно настроенных к руководителю или компании людей;
|для среды гуманитариев, для которых представление важнее расчетов.