Процесс расширения НАТО

Расширение НАТО представляет собой процесс включения новых стран в Организацию Североатлантического договора. Вступление новых членов в НАТО соответствует статье 10 Североатлантического договора, в которой провозглашается, что каждое европейское государство, которое способно развивать принципы настоящего Договора и способствовать безопасности в Североатлантическом регионе, может быть приглашено к присоединению к НАТО. Страны, желающие присоединиться, должны отвечать определённым требованиям и пройти многошаговый процесс, включающий в себя политический диалог и военную интеграцию. За процессом вступления наблюдает Североатлантический Совет.

Организация Североатлантического договора прошла 6 шагов расширения. Первое, второе и третье расширение произошли еще до 1991 г., 18 февраля 1952 г. (Греция, Турция), 9 мая 1955 г. (Германия) и 30 мая 1982 г. (Испания), соответственно.

После завершения «холодной войны», распада / развала СССР, в зону расширения НАТО, несмотря на обещания, данные М.С. Горбачёву, вошли страны бывшего социалистического лагеря. Так, 12 марта 1999 г. в результате четвертого расширения НАТО в Альянс были приняты Польша, Чехия и Венгрия.

24 апреля 1999 г. на саммите НАТО в Вашингтоне в процедуру вступления в НАТО был введен этап т. н. «кандидатства». С тех пор страны, которые проявляли политическую волю к членству в Альянсе, сначала должны были присоединиться к Плану действий по членству в НАТО (ПДЧ), что означало их признание со стороны это организации как кандидатов на вступление, реализовать его (путём принятия годовых национальных программ, их выполнения и положительной оценки НАТО), а уже после того вести переговоры о вступлении. Все страны, которые вступали в Альянс с того момента, проходили через выполнение такого плана. Хотя участие в ПДЧ значительной мере содействует подготовке к вступлению в НАТО, она не является гарантией будущего членства.

Пятое расширение НАТО произошло в 2004 г., когда в блок вошли сразу 7 государств: Словакия, Румыния, Болгария, Словения, Латвия, Литва и Эстония.

На саммите НАТО в Бухаресте в апреле 2008 г. было принято решение о принятии в НАТО Хорватии и Албании. Шестое расширение НАТО состоялось 1 апреля 2009 г. Македония, выполнив к этому времени уже девять годовых национальных программ ПДЧ, не была принята из-за вето Греции, наложенного по причине споров о названии страны. На встрече в Бухаресте руководители стран НАТО решили предложить ей стать членом организации, как только совместно с Грецией будет найдено взаимоприемлемое решение по вопросу об ее названии.

В Бухаресте был также принят ряд других важных решений относительно расширения. Боснии и Герцеговине и Черногории было предложено начать углубленный диалог об их намерениях стать членами организации и соответствующих реформах.

Специально к этому саммиту два постсоветских государства – Украина и Грузия, формально «проявили политическую волю к членству». Но вручение Украине и Грузии Плана для членства в НАТО отложили, в частности, Германия и Франция. Руководители стран НАТО договорились о том, что Грузия и Украина, которые уже ведут углубленный диалог с НАТО, в будущем станут членами организации. В декабре 2008 г. министры иностранных дел стран НАТО приняли решение расширить возможности содействия этим двум странам в выполнении требований, связанных с членством в организации, через существующие механизмы – Комиссию НАТО-Украина и Комиссию НАТО-Грузия, – не предопределяя будущих решений по поводу их заявок на присоединение к МАП. Впоследствии, 2 апреля 2010 г. президент Украины В.Ф. Янукович ликвидировал межведомственную комиссию по вопросам подготовки страны к вступлению в НАТО и национальный центр по вопросам евроатлантической интеграции.

Новая Стратегическая концепция НАТО, принятая на встрече в верхах в Лиссабоне в ноябре 2010 г., вновь подтвердила обязательство союзников проводить политику «открытых дверей» для любой европейской страны, которая способна принять на себя ответственность и обязательства членов организации и вносить свой вклад в обеспечение безопасности Евроатлантического региона. К этому моменту, с 1949 г. в результате шести этапов расширения НАТО число государств-членов выросло с 12 до 28.

Политика «открытых дверей» НАТО основана на статье 10 Североатлантического договора. Любое решение о приглашении какой-либо страны присоединиться к НАТО принимается главным руководящим органом организации – Североатлантическим советом – на основе консенсуса всех государств-членов. При этом никакие третьи страны не могут вмешиваться в обсуждение этого вопроса.

Странам, заявившим о заинтересованности в присоединении к НАТО, на первом этапе предлагается начать углубленный диалог об их устремлениях вступить в организацию и соответствующих реформах.

После этого государствам-претендентам может быть предложено участие в Плане действий по подготовке к членству, чтобы провести подготовительную работу и продемонстрировать свою способность принять на себя ответственность и обязательства в связи с возможным членством. По существу, участие в МАП не гарантирует будущего членства в организации, а является ключевым механизмом подготовки.

Страны, стремящиеся вступить в НАТО, должны продемонстрировать свою способность развивать принципы Вашингтонского договора 1949 г. и вносить вклад в обеспечение безопасности евроатлантического региона. От них требуется также выполнение определенных политических, экономических и военных критериев, которые сформулированы в Исследовании о расширении НАТО 1995 г.

Процесс вступления в НАТО представляет собой следующее.

Когда члены НАТО принимают решение предложить стране членство в организации, данная страна получает официальное предложение начать переговоры о вступлении в Североатлантический союз. Таков первый этап процесса вступления на пути к официальному членству.

Основные этапы процесса:

1. Проведение переговоров о вступлении с группой представителей НАТО

Эти переговоры проходят в штаб-квартире НАТО в Брюсселе с участием групп экспертов НАТО и представителей приглашенного к вступлению государства. Цель переговорного процесса – получить от приглашенных государств официальное подтверждение их способности и готовности принять на себя политические, правовые и военные обязательства и обязанности, связанные с членством в НАТО, как гласят положения Вашингтонского договора и Исследования о расширении НАТО.

С каждым из приглашенных государств проводится два раунда переговоров. На первом раунде обсуждаются политические и оборонные или военные вопросы, чтобы установить, что соблюдены предварительные условия членства в организации. На втором раунде обсуждаются вопросы более технического характера, включая ресурсы, безопасность, правовые вопросы, а также вклад каждого нового государства-члена в общий бюджет НАТО. Доля участия государства определяется на пропорциональной основе путем сопоставления масштабов экономики этого государства с масштабами экономики других государств-членов Североатлантического союза.

Получившие приглашение страны также должны принять меры по обеспечению защиты закрытой информации НАТО и подготовке служб безопасности и разведывательных служб своих стран к работе со Службой безопасности НАТО.

В результате обсуждений каждое приглашенное государство должно представить график проведения соответствующих реформ, которые могут продолжаться даже после того, как эти страны присоединятся к НАТО.

2. Приглашенные государства направляют в НАТО письма о намерениях и графики осуществления реформ

На втором этапе процесса вступления в НАТО каждое приглашенное государство направляет Генеральному секретарю НАТО письмо о намерениях за подписью министра иностранных дел, подтверждая, таким образом, что оно принимает на себя ответственность и обязательства членов организации. Вместе с письмом государства также официально представляют индивидуальные графики осуществления реформ.

3. Страны НАТО подписывают протоколы о присоединении

Вслед за этим НАТО подготавливает для каждой приглашенной страны Протоколы о присоединении к Вашингтонскому договору. Эти протоколы являются поправками или дополнениями к договору. После их подписания и ратификации государствами-членами НАТО они становятся неотъемлемой частью самого договора и позволяют приглашенным странам стать участницами договора.

4. Страны НАТО ратифицируют протоколы о присоединении

Правительства государств-членов НАТО ратифицируют протоколы в соответствии с установленными в этих государствах требованиями и порядком. Процедуры ратификации в странах могут отличаться друг от друга. Например, для принятия соответствующего закона Сенатом США требуется набрать две трети голосов. В других странах, например, в Соединенном Королевстве проводить голосование в парламенте не требуется.

5. Генеральный секретарь приглашает потенциальных новых членов присоединиться к Североатлантическому договору

После того как все государства-члены НАТО уведомят правительство США – депозитария Вашингтонского договора – о принятии протоколов к Североатлантическому договору о присоединении потенциальных новых членов, генеральный секретарь предлагает новым странам присоединиться к договору.

6. Приглашенные государства присоединяются к Североатлантическому договору в соответствии с установленным в этих странах порядком

7. После депонирования своих документов о присоединении в Государственный департамент США, приглашенные страны становятся членами НАТО

Как подчеркивает руководство НАТО, непрерывный процесс расширения НАТО не представляет собой угрозу для каких-либо стран. Он направлен на содействие стабильности и сотрудничеству, построение единой, свободной, мирной, демократической Европы, исповедующей общие ценности.

Однако, процесс расширения НАТО вызывает серьезную озабоченность со стороны руководства России.

Исследование [по вопросу] о расширении НАТО

(Брюссель, сентябрь 1995 г.)

В 1995 г. Североатлантический союз опубликовал результаты Исследования о расширении НАТО, в котором рассматривались преимущества, связанные с принятием новых членов, и пути получения ими членства.

Согласно сформулированному в исследовании выводу, с окончанием «холодной войны» возникла уникальная возможность для укрепления безопасности во всем евроатлантическом регионе, и расширение НАТО будет способствовать повышению общей стабильности и безопасности.

В исследовании было также сделано заключение о том, что расширение НАТО будет способствовать укреплению безопасности и стабильности во всех странах евроатлантического региона, так как оно будет способствовать и поддерживать демократические реформы, в том числе установление гражданского и демократического контроля над вооруженными силами; укрепление моделей и традиций сотрудничества, консультаций и достижения консенсуса, которые характеризуют взаимоотношения между членами Североатлантического союза; и развитие добрососедских отношений.

Процесс расширения НАТО повысит транспарентность оборонного планирования и формирования военных бюджетов, тем самым укрепляя доверие среди государств и усиливая общую тенденцию более тесной интеграции и сотрудничества в Европе. Согласно выводам исследования, расширение повысит способность Североатлантического союза делать вклад в европейскую и международную безопасность, а также укрепит и расширит трансатлантическое партнерство.

Согласно исследованию, государства, стремящиеся к членству в НАТО, должны продемонстрировать выполнение ряда требований, в числе которых

действующая демократическая политическая система, основанная на рыночной экономике;

справедливое отношение к меньшинствам;

приверженность разрешению конфликтов мирным путем;

способность и готовность внести свой военный вклад в операции НАТО;

приверженность демократическим военно-гражданским взаимоотношениям и институтам.

Присоединившись к организации, новые члены в полной мере пользуются правами и принимают на себя обязанности, связанные с членством. Это включает принятие в момент их присоединения всех принципов, направлений политики и процедур, утвержденных ранее членами Североатлантического союза.

Глава 1. Цели и принципы расширения

А. Почему НАТО будет расширяться. Цели расширения

1. С окончанием холодной войны появилась уникальная возможность создания усовершенствованной структуры безопасности во всем евроатлантическом регионе. Цель усовершенствованной структуры безопасности – обеспечивать укрепление всеобщей стабильности и безопасности в евроатлантическом регионе, не воссоздавая при этом размежеваний. НАТО рассматривает безопасность в ее широком значении, как включающую в себя политический, экономический и оборонный компоненты. Такое широкое понимание безопасности должно явиться основой для новой структуры безопасности, которая должна создаваться путем последовательного процесса интеграции и сотрудничества, осуществляемого через взаимодействие существующих многосторонних европейских организаций, таких как ЕС, ЗЕС и ОБСЕ, причем каждая из этих организаций должна играть свою роль в соответствии с ее функциями и целями в развитии этой широкой концепции безопасности. Этот процесс уже идет, и Союз играет и будет играть в нем значительную, активную и существенную роль как один из основополагающих элементов стабильности и безопасности в Европе. НАТО остается исключительно оборонительным союзом, основная цель которого — сохранение мира в евроатлантическом регионе и обеспечение безопасности членов Союза.

2. Когда НАТО предлагает другим европейским странам стать союзниками, как предусмотрено в статье 10 Вашингтонского договора и подтверждено позже на встрече на высшем уровне в январе 1994 г. в Брюсселе, это представляет собой новый шаг в направлении осуществления основной цели Союза – укрепления безопасности и стабильности во всем евроатлантическом регионе, в контексте общеевропейской структуры безопасности. Расширение НАТО предоставляет новым членам возможность использовать преимущества совместной обороны и интеграции в европейские и евроатлантические институты. Эти преимущества совместной обороны и интеграции важны для обеспечения защиты дальнейшего демократического развития новых членов. Через интеграцию новых стран в существующую систему ценностей и институтов, согласующуюся с задачами Вашингтонского договора и Лондонской декларации, расширение НАТО гарантирует свободу и безопасность ее членов в соответствии с принципами Устава ООН. Поэтому выполнение основных задач обеспечения безопасности НАТО и поддержка интеграции новых членов в европейские и евроатлантические организации являются дополнительными целями процесса расширения, согласующимися со Стратегической концепцией Союза…

Б. Принципы расширения

4. Расширение Союза будет происходить через присоединение новых стран-членов к Вашингтонскому договору… …Дополнять параллельный процесс расширения Европейского союза, который также, в свою очередь, значительно способствует распространению безопасности и стабильности в новых демократиях на Востоке…

7. Решения, связанные с расширением, принимаются самой НАТО. Расширение будет происходить как постепенный, взвешенный и открытый процесс, включающий диалог со всеми заинтересованными сторонами. Не существует ограниченного или жесткого списка критериев для приглашения к присоединению к Союзу новых стран. Решение о расширении будет приниматься на индивидуальной основе, и некоторые государства могут стать членами раньше других. Новые члены не должны приниматься или исключаться, исходя из их принадлежности к определенной группе или категории. В конечном итоге, союзники решают на основании консенсуса, стоит ли предлагать членство каждому новому члену на основании оценки ими того, насколько подобное решение будет способствовать безопасности и стабильности в Североатлантическом регионе на момент принятия решения. Расширение НАТО будет происходить в соответствии с положениями различных документов ОБСЕ, подтверждающими право каждого государства самостоятельно определять свой режим безопасности, а также решать вопрос о членстве в той или иной международной организации, включая союзные договоры. Ни одна страна, не входящая в Союз, не получит право вето или надзора за процессом расширения и принятия решений….

Глава 2. Как обеспечить, чтобы расширение способствовало стабильности и безопасности во всем евроатлантическом регионе, являлось частью общеевропейской структуры безопасности и содействовало задаче создания неделимой Европы

…12. Структура европейской безопасности состоит из европейских организаций (таких как Европейский союз /ЕС/, Западноевропейский союз /ЗЕС/) и трансатлантических организаций (НАТО). Она также включает ОБСЕ…

В. Отношения с Россией

23. Россия призвана внести важный вклад в европейскую стабильность и безопасность. Мы договорились, что конструктивные отношения сотрудничества, основанные на принципах взаимного уважения, взаимовыгоды и дружбы между Союзом и Россией, являются ключевым элементом стабильности и безопасности в Европе. В июне 1994 г. мы договорились, что такие отношения будут развиваться таким способом, который бы отражал общие задачи и дополнял и укреплял бы взаимоотношения с другими странами, являлся бы также транспарентным и не был бы направлен против интересов третьих стран. Отношения сотрудничества НАТО – Россия должны существовать не только в интересах НАТО и России, но также и других стран региона ОБСЕ…

25. В июне 1994 г. НАТО и Россия договорились положить начало развитию далеко идущим отношениям сотрудничества между НАТО и Россией, нацеленным на укрепление взаимного доверия и открытости. В это же время Россия подписала рамочный документ ПВМ. В декабре было достигнуто соглашение по Индивидуальной программе партнерства для России, и намечены области широкого, углубленного диалога НАТО – Россия, а также сотрудничества за рамками ПВМ, которые были официально приняты Россией 31 мая 1995 г….

27. Отношения между НАТО и Россией должны отражать значение России для европейской безопасности и основываться на взаимности, взаимном уважении и доверии, отказе от неожиданных решений одной из сторон, влияющих на интересы другой стороны. Залогом процветания подобных отношений может быть только строгое соответствие международным соглашениям и обязательствам, таким как Устав ООН, ОБСЕ, включая Кодекс поведения и Договор по ОВСЕ, а также полное уважение суверенитета других независимых государств. Решения НАТО, тем не менее, не подлежат праву вето или праву надзора со стороны государства, не являющегося его членом, а Союз не может быть подчинен какому-либо другому институту европейской безопасности…

Глава 3. Как САСС и ПВМ могут конкретно содействовать процессу расширения А. Вступление

31. ПВМ и САСС могут оказать содействие в обеспечении того, что, принимая новых членов в свои ряды, Союз будет способствовать укреплению безопасности и стабильности неделимой Европы, следовать основным целям Союза, как сказало в Главе 2. По мере того как будет происходить процесс расширения, САСС и ПВМ будут и далее составлять фундаментальную основу для развития отношений со странами-партнерами. Динамичное сотрудничество САСС – ПВМ является неотъемлемой частью европейской структуры безопасности, углубляющей взаимодействие и распространяющей безопасность и стабильность по всей Европе, а также средством укрепления отношений со странами-партнерами, вне зависимости от того, являются ли они потенциальными членами или нет. В контексте расширения это может потребовать особого внимания и усилий со стороны Союза…

Глава 4. Как обеспечить, чтобы расширение НАТО укрепляло действенность Союза, поддерживало его способность осуществлять ключевые функции общей обороны, осуществлять миротворческую и другие новые виды деятельности, а также утверждало принципы Вашингтонского договора

…Б. Военный и оборонный аспекты расширения… Ядерные силы 58. Содержание статьи 5, включая ее ядерный компонент, будет применяться к новым членам. Не существует априорного требования размещения ядерных сил на территории новых членов. Учитывая нынешнюю международную обстановку и потенциальные угрозы, встающие перед Союзом, нынешняя готовность ядерных сил НАТО будет в обозримом будущем продолжать соответствовать требованиям расширенного Союза. Таким образом, нет никакой необходимости изменять или модифицировать какой-либо аспект состояния ядерных сил НАТО или ее политики, но предстоит продолжать оценивать влияние на них расширения Союза в отдаленной перспективе. НАТО должна сохранить существующий ядерный потенциал, в то же время оставляя за собой право модифицировать готовность своих ядерных сил, как того могут потребовать обстоятельства. Новые члены будут, как и нынешние, способствовать осуществлению и развитию стратегии НАТО, включая ее ядерные компоненты; новые члены получат право войти в состав Группы ядерного планирования, а также подчиненные ей органы и участвовать в консультациях по вопросам ядерных сил во время учений и кризисов.

Решения по методам и приемам и особенностям их вклада будут основываться на результатах консультаций и соглашениях между союзниками…

Глава 5. Что означает членство в НАТО для новых членов, каковы их права и обязанности и что им необходимо предпринять для их подготовки к членству

…А. Что ожидается от новых членов в области политики

…69. Обязательства новых членов по их вступлении в Союз должны быть теми же, что и для нынешних его членов, включая принятие принципов, политики и процедур, уже принятых всеми членами Союза на момент вступления новых членов. Стремление и способность выполнять такие обязательства не только на бумаге, но и практически, будет решающим фактором при принятии решения о приглашении какой-либо страны к членству в Союзе.

70. Учитывая, что не существует ограниченного или жесткого списка критериев для приглашения к членству в Союзе, ожидается, что потенциальные новые члены должны, тем не менее,

– соответствовать заключенным в Вашингтонском договоре основным принципам, демократии, свободы личности и верховенства закона;

– воспринимать НАТО как сообщество наций, придерживающихся одних и тех же убеждений и сплотившихся в целях коллективной обороны и сохранения мира и безопасности, где каждая нация вносит свой вклад в безопасность и оборону, что приносит пользу всем государствам-членам;

– быть твердо приверженным принципам, задачам и датам, включенным в рамочный документ «Партнерства ради мира»;

– быть твердо приверженным усилиям доброй воли, направленным на достижение консенсуса на основе принципов однородности Союза и принципов выработки решений;

– наиболее полно участвовать в процессе консультации и принятия решений по вопросам политики и безопасности, представляющим предмет обеспокоенности Союза;

– установить постоянное представительство в штаб-квартире НАТО;

– установить соответствующее национальное военное представительство в Штабе Объединенных вооруженных сил НАТО в Европе;

– быть готовым выдвинуть квалифицированные кандидатуры для работы в Международном штабе-секретариате и агентствах НАТО;

– вносить вклад в бюджет Союза, основанный на распределении бюджетных затрат на основе договоренности;

– участвовать, где это применимо, в обмене разведданными союзников, что полностью основывается на вкладах государств;

– применять правила и процедуры безопасности НАТО;

– принять документы, обеспечивающие основу нынешней политики Союза.

Эти документы включают в частности:

– Соглашение о статусе Организации Североатлантического договора, национальных представителей и Международного штаба (Оттавская конвенция, 1951);

– Соглашение НАТО о взаимном обеспечении секретности изобретений в области обороны, на которые были сделаны патентные заявки (Париж, 1960);

– Соглашение между сторонами по Североатлантическому договору относительно статуса их вооруженных сил (Лондон, 1951);

– Соглашение НАТО об обмене технической информацией в оборонных целях (Брюссель, 1970);

а также:

– Стратегическую концепцию;

– Декларацию Встречи на высшем уровне и решения правительственной и постоянной сессий САС, как отражено в Коммюнике САС, включая Коммюнике, выпущенные в Осло в июне 1992 г. и в Брюсселе в декабре 1992 г., в которых Союз взял на себя обязательство поддерживать в каждом конкретном случае в соответствии со своими собственными процедурами миротворческую деятельность по уполномочиванию ОБСЕ и операции по поддержанию мира под эгидой Совета безопасности ООН и предоставлять им ресурсы и опыт Союза;

– документы по сотрудничеству между НАТО и государства- ми-партнерами, предмет договоренности при вступлении в Союз нового члена;

и отражают, что политика Союза эволюционирует с течением времени и в свете новых обстоятельств.

71. Союз ожидает от новых членов, что они не будут «закрывать дверь» более позднему вступлению в Союз одного или нескольких кандидатов в члены, как оговорено в параграфе 30 главы 2.

Б. Что будущие члены должны сделать в области политики для их подготовки к членству в НАТО

72. Предполагаемые члены должны

– демонстрировать уважение и приверженность нормам и принципам ОБСЕ включая урегулирование межэтнических, внешних территориальных споров, включая ирредентистские притязания или споры внутренне компетенции мирными средствами как оговорено в параграфе 6 статьи 1;

– демонстрировать свою приверженность укреплению стабильности и благосостояния через экономическую свободу, социальную справедливость и ответственность за сохранение окружающей среды;

– установить соответствующий демократический и гражданский контроль над своими оборонными вооруженными силами;

– взять на себя обязательство по обеспечению того, чтобы адекватные ресурсы были направлены на выполнение обязательств, описанных в разделе А и В…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: